Два года назад Крым и война в Донбассе обострили отношения Запада и России. И поставили вопрос: а чем вообще Запад может ответить стране, которая, с его точки зрения, ведет себя неправильно, но при этом является ядерной державой
Присоединение Крыма к России в марте 2014 года и последовавший за ним вооруженный конфликт в Донбассе вновь сделали Москву и Запад противниками. Эти события в Вашингтоне и европейских столицах посчитали полностью перекраивающими саму концепцию континентальной безопасности — впервые с окончания Второй мировой войны одна европейская страна присоединила часть территории другой суверенной европейской страны без ее согласия. Тогдашний генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен назвал это «сигналом к побудке», верховный главнокомандующий союзных сил НАТО в Европе генерал Филип Бридлав — «сдвигом в парадигме».
Партнер не союзник
В Североатлантическом договоре прописан лишь один случай, когда НАТО может использовать вооруженные силы, — нападение на одну или несколько стран союза. В 2001 году, после 11 сентября, США обратились именно к этой статье, чтобы создать коалицию для операции в Афганистане. Но Украина, как известно, не входит в НАТО.
Киев, как и другие две желающие присоединиться к Альянсу столицы, — Кишинев и Тбилиси, — работает с НАТО по индивидуальным планам действий партнерства (ИПДП), инициированным в 2002 году. Это проект сотрудничества, а не союзничества, — ИПДП имеют также не стремящиеся в НАТО Азербайджан, Армения и Казахстан. И Грузия, и Украина рассчитывали на переоформление отношений с Альянсом через предоставление им плана действий по членству — своего рода «дорожной карты» — еще на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года, но тогда этот шаг был заблокирован Францией, Германией, Италией и еще несколькими странами.
В истории НАТО есть примеры, когда блок проводил военные операции по резолюции ООН: в Боснии в 1992–1995 годах, в Ливии в 2011 году. Есть пример, когда НАТО обошлось без разрешения ООН — в 1999 году в Югославии. Но Украина, где действовали «вежливые люди» из России, явно не подходила для гуманитарной интервенции. Помощь НАТО Украине ограничивается в основном кадрами и деньгами.
На саммите в Уэльсе в сентябре 2014 года Альянс пересмотрел план работы с Киевом — Бюро по связям с НАТО в украинской столице было усилено сотрудниками, а в правительство, в том числе в Министерство обороны, — направлены советники. По линии военного сотрудничества были созданы пять новых целевых фондов, в том числе по финансированию тылового обеспечения и переводу украинской армии на натовские стандарты, а также киберзащите, переподготовке отставных военных, медицинской реабилитации и подготовке специалистов в сфере командования, управления, связи и информатики. В 2014 году Украина получила самое большое число грантов НАТО для научного сотрудничества (по линии программы НАТО «Наука ради мира и безопасности»). НАТО также помогало координировать гуманитарную и медицинскую помощь для перемещенных лиц и начало разработку проекта разминирования опасных участков в Донбассе.
Не оказали масштабной помощи Украине и страны НАТО. США в 2014 году поставили нелетальные виды вооружений на $120 млн, рассказывал (*.pdf) в прошлом году экс-посол США в Киеве Стивен Пайфер. В феврале 2015 года была создана специальная украинско-польско-литовская бригада, призванная участвовать в операциях, «проводимых на основании мандата Совбеза ООН», специалисты из США тренировали некоторые части Национальной гвардии. Но до объявленных президентом Петром Порошенко масштабных поставок западной военной техники дело так и не дошло — с Литвой, например, Украина согласовала лишь поставку неких «элементов вооружения».
В сентябре 2015 года, в Яворове, недалеко от Львова, Украина приняла полевые учения «Украина-2015». Это были третьи такие учения. Размах постепенно растет — в декабре 2015 года Порошенко подписал указ, разрешающий допуск на Украину до 5 тыс. иностранных военнослужащих с вооружением и военной техникой.
Содействие НАТО Грузии и Молдавии с 2014 года расширилось, но также укладывается в эти рамки. В Грузии было решено создать Объединенный центр по учебной подготовке и оценке (открыт в июле 2015 года), Школу по укреплению оборонных учреждений и тыловой центр. С Тбилиси были начаты консультации по вопросам оборонных закупок, проведения спецопераций, деятельности военной полиции и кибербезопасности. По словам бывшего министра обороны Грузии Ираклия Аласании, обещанного достаточно для того, чтобы страна могла развить собственные системы ПВО и противотанковой обороны. В июле 2015 года в Грузии прошли первые совместные маневры «Эджайл спирит».
Нарастание угрозы
В течение двух лет после присоединения Крыма отношения между Москвой и Западом последовательно обострялись. Кремль пресек попытки Белого дома начать диалог о новом раунде ядерного разоружения, а в конце 2014 года объявил об отказе от участия в инициированном американцами саммите по ядерной безопасности, который должен пройти в Вашингтоне в апреле этого года.
Ядерный щит
Европейские разведки полагают, что еще в 2013 году российские Вооруженные силы отрабатывали использование ядерного оружия в отношении стран НАТО. Перевооружение же российской армии было названо самым активным с 1930-х. В январе 2016 года Европейское командование вооруженных сил США (EUCOM) представило новую стратегию, в которой одним из шести приоритетных направлений назвало сдерживание российской агрессии.
Учения расширяются
Еще больше беспокоили союзные столицы наращивание российских военных учений, как по численности, так и по масштабу. По данным НАТО, с января по октябрь 2014 года были осуществлены более 100 перехватов российских боевых самолетов — втрое больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В апреле 2015 года российский истребитель Су-27 пролетел мимо американского военного самолета над Балтийским морем на расстоянии едва ли не трех метров.
На уровне «холодной войны»
Число инцидентов в воздухе достигло уровня «холодной войны», то же касается подводной активности российского ядерного флота. В итоге Россия понесла первые за постсоветский период потери в открытом вооруженном столкновении со страной НАТО — 24 ноября прошлого года турецкие ВВС сбили в небе над Сирией бомбардировщик Су-24, якобы ранее нарушивший воздушное пространство Турции.
Наступление союзников
Страны Балтии, которые являются членами НАТО, восприняли присоединение Крыма и заявления Москвы о защите «русского мира» в Донбассе как серьезную угрозу собственной безопасности. Президент Литвы Даля Грибаускайте, например, была единственным из лидеров Альянса, который прямо назвал Россию «террористическим государством».
Совокупная численность армий Латвии, Литвы и Эстонии — около 10 тыс. человек, — в этих странах нет ни военно-воздушных, ни военно-морских сил, так что ответственность за их безопасность несет НАТО. В сентябре 2014 года в ответ «на агрессивные действия России к востоку от границ НАТО, а также в связи с нестабильностью… к югу от границ НАТО» страны Североатлантического союза на саммите в Уэльсе согласовали План действий по обеспечению готовности. Инициатива предусматривала немедленное усиление присутствия НАТО в восточной части союза и долгосрочные изменения в конфигурации сил НАТО на восточных границах.
В 2015 году было усилено патрулирование воздушного пространства над Балтией, развернуты истребители в Польше и Румынии. В Балтийском, Черном и Средиземном море были усилены постоянные военно-морские и противоминные группы. НАТО реформировало силы быстрого реагирования, их численность была увеличена с 13 тыс. до 40 тыс. человек. Была создана объединенная оперативная группа повышенной готовности, или головной отряд. Сейчас он состоит из 20 тыс. военнослужащих и имеет в своем распоряжении части и подразделения ВВС, ВМС и сил специальных операций. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов. В июне 2015 года отряд впервые участвовал в учениях по развертыванию — «Нобл джамп» в Польше, а затем в военно-морских учениях «Трайдент джанкчер» в акватории Средиземного моря. В феврале 2016 года на встрече в Брюсселе министры обороны стран НАТО договорились о дальнейшем усилении на восточных рубежах. Конкретику — численность, состав сил — альянс пообещал представить весной 2016 года.
США хотят увеличить в 2017 году бюджет «Инициативы по обеспечению безопасности Европы» (European Reassurance Initiative, существует в рамках НАТО) до $3,4 млрд, то есть более чем вчетверо по сравнению с нынешним годом. Инициатива была разработана Минобороны США в 2014 году: ведомство предложило дислоцировать в странах Восточной Европы дополнительную бригаду армии США численностью 5 тыс. военнослужащих. Новая бригада не будет иметь постоянной дислокации и будет перебазироваться из страны в страну, в том числе Польшу и государства Балтии.
«Создание боевой бригады — это серьезный шаг вперед по сравнению с контингентом из 150 американских военнослужащих, которые в настоящее время попеременно базируются в Польше и Прибалтике, где проводят совместную боевую подготовку. Бригада не сможет остановить танковое наступление, но она точно поможет сдержать и отразить вторжение «маленьких зеленых человечков», которых Владимир Путин использовал в Крыму и на востоке Украины», — писала по этому поводу The Wall Street Journal.