Минздрав взялся за усиление ответственности страховщиков, работающих в системе ОМС. Страховым компаниям установят целевые показатели деятельности, недостижение которых будет означать разрыв отношений с территориальными фондами ОМС и отлучение от средств бюджета ОМС. Ожидается, что в основу показателей войдут качество экспертизы лечения, в первую очередь по летальным случаям, и работа по оповещению населения о доступных медуслугах. Это должно усилить контроль страховщиков над медиками — однако о переходе к страховой модели медицины говорить пока рано: несмотря на то что вопрос обсуждается с 2010 года, даже в прогрессивных предложениях ЦСР на это отводится не менее пяти-семи лет.
Вчера Минздрав анонсировал начало работы над поправками к двум законам — об ОМС и об организации страхового дела в РФ. Как следует из уведомления министерства на regulation.gov.ru, предполагается, что в поправки войдут условия и порядок действия договоров о финансовом обеспечении, заключаемых территориальными фондами ОМС и медстраховщиками, а также порядок проведения последними экспертизы качества оказываемой по ОМС медицинской помощи.
Как пояснил “Ъ” глава рабочей группы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию ОМС, директор по развитию «АльфаСтрахование-ОМС» Александр Трошин, экономика процесса устроена следующим образом: территориальные фонды ОМС выделяют средства страховщикам пропорционально количеству застрахованных. Страховщик в течение трех дней должен получить счета от медучреждения, провести экспертизу медуслуг, оплатить их и вернуть остаток обратно в территориальный фонд. Поправки должны будут установить обязанность страховщиков соответствовать целевым показателям, которые отдельно разработает Минздрав. Оценивать их достижение будут территориальные фонды ОМС, которые, в свою очередь, должны информировать федеральный фонд о прекращении или досрочном расторжении договоров с компаниями. Кроме того, в проекте Минздрава будут описаны ответственность страховщика за экспертизу качества медпомощи и требования к эксперту.
Поправки разрабатываются по поручению, данному вице-премьером Ольгой Голодец на совещании еще в декабре 2016 года. Напомним, тогда Счетная палата констатировала, что страховщики за год лишают систему ОМС 30,5 млрд руб. без роста качества лечения (подробнее см. “Ъ” от 19 декабря 2016 года) и во многом дублируют функции территориальных фондов ОМС. Минздрав тогда оспаривал критику СП, но взялся за повышение ответственности медстраховщиков.
По словам вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова, в обсуждениях проекта с Минздравом в качестве критериев оценки деятельности страховщиков фигурировали информирование граждан о положенной им медицинской помощи, профилактическая работа и качество экспертиз, в том числе и по случаям со смертельным исходом. Для страховщиков важны несколько моментов в определении таких критериев, говорит господин Кузнецов: «Оценка целевых показателей не должна представлять номинальную единицу, а быть неким динамическим диапазоном, который бы учитывал все факторы работы страховщиков и реакции на них медучреждений. Кроме того, срок, за который проводится эта оценка, должен составлять от полугода, а лучше год». Страховое лобби рассчитывает на учет сезонности и запаздывания информации о летальных случаях, когда она поступает не из больниц, а из загсов. Кроме того, ФФОМС должен стать арбитром при оценке решений территориальных фондов ОМС о расторжении договоров с медстраховщиками.
В целом нынешний проект Минздрава господин Кузнецов называет необходимым ужесточением правил игры для рынка ОМС, поскольку «сейчас достаточно тяжело избавиться от плохо работающего оператора на рынке». Ранее союз как саморегулируемая организация предлагал создать единый стандарт для рынка — при его несоблюдении ВСС обращался бы к регулятору с требованием лишить игрока лицензии. Работу над стандартом ВСС закончит в этом году.
По словам Александра Трошина, участники рынка обсуждали с Минздравом и условия наступления ответственности страховщиков. «Важно, чтобы критерии оценки деятельности компаний очистили рынок от тех игроков, которые привыкли работать исключительно за счет расходов на ведение дел, предпочитая получать штрафы за отсутствие экспертиз медпомощи, а не тратиться на их организацию»,— говорит он. При этом критерии не должны останавливать деятельность добросовестных игроков — по словам господина Трошина, нередки спорные ситуации, когда при проверке страховщика не учитывается тот факт, что не всегда документация для проведения экспертизы доступна (так, она может быть у правоохранительных органов, которые не обязаны делиться ею со страховщиками).
Сейчас на рынке ОМС работают 44 компании. В качестве оплаты расходов на ведение дел им перечисляется 1% проходящих через них средств бюджета ОМС (всего 1,8 трлн руб. в 2018 году). «Доходная часть не сильно выше нуля, по отдельным территориям она ниже»,— говорит Александр Трошин. При этом в 2017 году страховщики, по оценке президента ВСС Игоря Юргенса, вернули в систему ОМС 16–20 млрд руб., взысканных с больниц как штрафы за необоснованно выставленные счета и приписки.
Отметим, что спор о функциях и роли страховщиков в системе ОМС ведется с момента ее основания в нынешнем виде, с 2010 года. Сейчас те возможности, которые у них есть (перераспределение средств из ОМС и выписывание штрафов для медорганизаций), не позволяют отнести систему в целом ни к страховой, ни к сметно-распределительной, и в ближайшем будущем кардинальной реформы системы ожидать тоже не следует. В докладе Центра стратегических разработок, который может стать основой изменений в сфере здравоохранения после президентских выборов, предлагается начать модифицировать их функции сначала в пилотных регионах. Повсеместный переход на новые принципы если и произойдет, то займет не менее пяти—семи лет. В этом случае главным нововведением станет перераспределение финансовой ответственности на страховщиков. «Это вынудит их принимать большее участие в организации медпомощи, чтобы избежать убытков»,— говорит один из разработчиков возможной реформы Сергей Шишкин, глава Центра политики в сфере здравоохранения. Сейчас, впрочем, по словам источника “Ъ” в Минздраве, идея расширения участия страховщиков в лечении населения вызывает у чиновников достаточно опасений. «С компаний требуют все больше, не предлагая взамен расширить их возможности и инициировать модификации в медучреждениях»,— говорит он.