Дмитрий Михальченко, бизнес которого был тесно связан с Федеральной службой охраны и другими госорганами, много лет инвестировал деньги в свой главный проект — новый глубоководный порт. Когда терминал начал работать, за Михальченко пришла Федеральная служба безопасности
72 оперативника и следователя ФСБ — именно столько сотрудников, по данным прессы, понадобилось для расследования дела о хищении нескольких сотен миллионов рублей, выделенных из бюджета на реставрацию Псковского драмтеатра, Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей, калужского Музея космонавтики. Начиная с 15 марта по стране прокатилась волна арестов фигурантов этой истории — бизнесменов Дмитрия Сергеева и Александра Коченова из компании «БалтСтрой», замминистра культуры Григория Пирумова, за которым спецназ летал в Ростов-на-Дону. За предпринимателем Никитой Колесниковым в его дом на Рублевском шоссе приехали два автобуса оперативников, рассказывает очевидец операции. Колесников спрятался в потайной комнате за сервантом на верхнем этаже, но был быстро найден, продолжает он и подтверждает знакомый бизнесмена.
Размах операции, несопоставимый с нанесенным ущербом, мог навести на мысль, что целью всего происходящего были более высокопоставленные персоны. Окажись я на его месте, немедленно подал бы в отставку, сказал вскоре после случившегося советник президента Владимир Толстой о министре культуры Владимире Мединском (именно Минкультуры был распределителем денег на реставрацию).
Но с министром ничего плохого не случилось, а дело стало развиваться совсем в другом направлении. «Министру сейчас ничего не грозит, это (аресты в Минкультуры и «БалтСтрое». — РБК) война двух спецслужб», — говорит чиновник правительства.
Ближе к обеду 29 марта сотрудники одной из спецслужб — ФСБ — на входе в гостиницу «Украина» в Москве скрутили влиятельного петербургского бизнесмена, совладельца группы «Форум» (туда входит и «БалтСтрой») Дмитрия Михальченко. Дело для него нашлось, правда совсем другое: его обвиняют в контрабанде коньяка и вина под видом строительного герметика.
«Я сам офигел, когда это увидел!» — так эмоционально собеседник РБК в Следственном комитете объясняет детали дела Михальченко. Оперативники обыскивали офис «БалтСтроя» по реставрационному делу, а нашли доказательства причастности Михальченко к контрабанде, утверждает он.
Почему питерский бизнесмен Михальченко, нанесший ущерб, как посчитало следствие, всего на 2 млн руб., привлек внимание ФСБ?
Теневой делец
Михальченко давно и широко известен в петербургских деловых кругах, за ним даже закрепилось прозвище «губернатор 24 часа» — в противопоставление авторитетному бизнесмену Владимиру Кумарину, которого называли «ночным губернатором». Газета «Деловой Петербург» в сентябре 2015 года оценила состояние Михальченко в 18 млрд руб. Однако непрозрачность группы «Форум» не дает возможности понять, насколько такая оценка адекватна.
Второй собственник «Форума» (партнеры владеют им в равных долях) — Николай Негодов, генерал-майор ФСБ в отставке. Бизнес группы разнообразен: от строительства и реставрации до производства ниток.
Злополучная дача
В середине нулевых питерская компания «БалтСтрой» получила выгодный заказ — построить дачу местному бизнесмену Михальченко. Компания была игроком средней руки на региональном строительном рынке: связи хозяина Павла Синельникова позволяли получать заказы от ГАИ, ГУВД и, например, от директора Михайловского театра Владимира Кехмана.
Как вспоминает работавший в «БалтСтрое» Николай Антонов, компания получила хороший аванс. Однако вскоре начались проблемы: заказчик не желал принимать выполненные работы и требовал вернуть деньги. «Закончилось тем, что примерно в 2007 году Синельников принял решение передать компанию людям из окружения Михальченко. Не знаю, получил он что-то или это было в счет того аванса (в 2010 году Синельников застрелился. — РБК)», — вспоминает Антонов.
По его словам, схема выглядела так: Синельников учредил новую фирму, куда ушел весь персонал. А прежний «БалтСтрой», переписанный на новых хозяев, по сути, был «пустой» компанией, но с хорошими оборотами и портфолио выполненных проектов.
К тому моменту Михальченко и его партнер Николай Негодов, бывший заместитель главы ФСБ по Петербургу и Ленобласти, уже и так были состоятельными бизнесменами. Первые деньги они сделали в начале нулевых, получив от РЖД в управление торговые площади на вокзалах Санкт-Петербурга. Затем выкупили Прядильно-ниточный комбинат им. Кирова — комплекс из восьми 5–6-этажных зданий неподалеку от Смольного — и стали сдавать в аренду часть площадей.
Зачем им понадобилась реставрационно-строительная компания?
Красивые заказы
В 2007 году решением правительства ФГУП с малоприметным названием «Атэкс» перешло в ведение Федеральной службы охраны (ФСО). Это предприятие должно было выполнять функции генподрядчика при строительстве и ремонте объектов федерального значения (многие из них находятся в ведении ФСО). Гендиректором новой структуры стал Андрей Каминов, хороший знакомый Михальченко, ранее возглавлявший ряд фирм, связанных с «Форумом» (схема бизнеса «Форума» — в инфографике).
Это не единственная связь «Атэкса» с питерскими бизнесменами: стоящий во главе ФСО Евгений Муров несколько лет работал вместе с Николаем Негодовым в региональном управлении ФСБ. Наконец, все они — Муров, Михальченко, Негодов и еще с десяток высших офицеров ФСО — жили забор к забору в элитном поселке на берегу Валдайского озера в Новгородской области.
Уже в 2008 году «Атэкс» заключил с ФСО 28 контрактов более чем на 3 млрд руб., начав распределять заказы среди субподрядчиков. Например, привлек «БалтСтрой» для ремонта здания самой ФСО на Ильинке, 21. «Мой бывший муж Станислав Кюнер работал в структурах Михальченко, в том числе в «БалтСтрое», — рассказывает Юлия Пасова (супруги в разводе). — Когда Андрея Каминова, старого знакомого Михальченко, откомандировали в Москву, в «Атэкс», на «БалтСтрой» и связанные конторы посыпались заказы на стройку и реставрацию».
По заказу «Атэкса» «БалтСтрой» работал с самыми известными объектами России — Грановитой палатой, Большим Кремлевским дворцом, башнями, звездами и стенами Кремля.
Красивые подряды приносили хорошие обороты. Выручка «БалтСтроя», по данным СПАРК, выросла с 300 млн руб. в 2007 году до 9 млрд в 2011-м. А контракты самого «Атэкса» с ФСО, например заключенные в 2011 году, перешагнули через 46 млрд руб.
Топ-менеджеру «БалтСтроя» Дмитрию Сергееву принадлежала еще одна фирма — «Стройкомплект». Ей тоже доставались заказы «Атэкса», например на реставрацию Мавзолея Ленина или Триумфальной арки на Кутузовском проспекте в Москве.
Летом 2011 года Кюнер перешел работать в «Атэкс», став заместителем директора и возглавив тендерную комиссию. При этом он сохранил деловые отношения с прежними коллегами: например, еще некоторое время владел долей в компании «Технофлот», где совладельцем был Сергеев. А в 2012 году Кюнер получил от Сергеева заем на 20 млн руб. для покупки загородного дома в Истринском районе Подмосковья (копия есть у РБК).
На суде по разводу Кюнера с женой впервые всплыли документы о роскошной жизни топ-менеджера ФГУПа (история была подробно описана в журнале The New Times в декабре 2015 года). После скандала он покинул «Атэкс», вновь устроившись на работу в структуры, близкие «БалтСтрою» (сейчас он трудится в фирме «СтройФасад»; следствие по делу Минкультуры связывает эту компанию с Сергеевым и Коченовым из «БалтСтроя» и предполагает, что с ее помощью происходило хищение денег при реставрации Новодевичьего монастыря).
Каминов отказался разговаривать с РБК, предложив отправить вопросы в юридическую службу «Атэкса». На официальный запрос ФГУП не отреагировало. Отказался отвечать на вопросы и Кюнер. Официальный представитель «Форума» Павел Крупник в разговоре с РБК сказал, что «компания «БалтСтрой» не имеет непосредственного отношения» к группе «Форум», добавив, что руководство холдинга «сотрудничает со следствием» по «делу Минкульта».
С 2011 года обороты «Атэкса» и сумма его контрактов с ФСО стали снижаться. А вот доходы «БалтСтроя» продолжали расти. Компания сумела найти новый — не менее масштабный — источник госзаказов. Им оказалось Министерство культуры.
От мавзолея до монастырей
В 2008 году патриарх Алексий II призвал восстановить заброшенный тогда Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой — «жемчужину монастырской эпохи XVII века», как выразился глава РПЦ. Проект курировали в высоких коридорах: созданный для финансирования благотворительный фонд возглавил вице-премьер Виктор Зубков.
Работы в основном финансировались из бюджета: за 2009–2014 годы казна через Минкультуры перечислила 7,5 млрд руб., а частные жертвователи — 1 млрд. Подрядчиком стала группа «Интарсия», чье реставрационное подразделение на тот момент считалось лидером своего рынка.
Оперативные совещания проходили в Белом доме, вспоминает архитектор Сергей Куликов, разработавший проект реставрации Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Однако, несмотря на именитые фигуры, дело поначалу не задалось: подрядчики спорили с проектировщиками и наоборот. В итоге в 2011 году генподрядчика поменяли. По словам Куликова, «БалтСтрой» представил Зубков на одном из совещаний в Белом доме (бывший вице-премьер не ответил на вопросы РБК). С того момента в монастырь на Истре стали приезжать «серьезные молодые люди на темных машинах с номерами ЕКХ (по данным РБК, такие номера зачастую закреплены за ФСО)» — этими словами Куликов описал Коченова и Сергеева.
Поработав на объекте, финансируемом по линии Минкультуры, «БалтСтрой» стал активно участвовать и побеждать в других тендерах ведомства. Если в 2010 году компания заключила с министерством контракты на 146 млн руб., то в 2011-м — уже на 4,7 млрд руб., а в 2012-м — на 6,5 млрд. Росла и выручка: с 9 млрд в 2011 году до 20 млрд руб. в 2014-м.
В ЕГРЮЛ собственниками «БалтСтроя» до сих пор числятся Николай Антонов и Александр Тестов — люди, получившие небольшие доли еще при Синельникове, написавшие отказ от своих акций и уже много лет не имеющие отношения к этой компании. Настоящих владельцев в «Форуме» не раскрывают. Однако РБК удалось ознакомиться с выпиской из реестра акционеров «БалтСтроя» по состоянию на март 2013 года. Тогда 49% компании принадлежало топ-менеджеру Дмитрию Сергееву, 51% — Наталии Крыловой (она работает в структурах «Форума»: на нее зарегистрировано несколько компаний холдинга).
Почему «БалтСтрой» не раскрывает владельцев? В тендерах Минкультуры и «Атэкса» единственным соперником «БалтСтроя» зачастую выступает «Стройкомплект», частично принадлежащий Сергееву. Участие в конкурсе аффилированных лиц является грубым нарушением закона, подчеркивает председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. По его словам, на аффилированные компании, участников тендера, может быть наложен штраф, а в некоторых случаях должностные лица этих организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Но бизнес-интересы Михальченко и Негодова не ограничиваются одной реставрацией.
ФГУП в помощь
Очередь к столичному отделению Федеральной миграционной службы (ФМС) на Новослободской, 45, огибает здание несколько раз. Иностранцы, оформляющие вид на жительство, и россияне, желающие в ускоренном порядке получить загранпаспорт, стоят с шести утра на проезжей части, пишут на руках номера и дерутся за место поближе к входу. Ежедневно на очередь из нескольких сотен человек выдается не более 60 талонов; те, кому их не хватило, вынуждены приезжать на следующий день или пользоваться платными услугами.
Последние предоставляет Паспортно-визовый центр, который находится в том же здании, что и отделение ФМС. Оформление вида на жительство обойдется в 40 тыс. руб., его продление — в 27 тыс.
Договор на оказание платных услуг, как выяснил РБК, заключается с ООО «Агентство «Интеграл», оно же выдает кассовый чек. Эта фирма (согласно СПАРК, выручка за 2014 год — 53 млн руб.) связана с бизнесом Михальченко. Гендиректор и владелец «Агентства «Интеграл» Татьяна Ганичева также возглавляет ООО «Пандора», принадлежащее ООО «Центрфинанс», одной из ключевых компаний внутри «Форума». Когда корреспондент РБК позвонил в «Форум» и попросил соединить с Ганичевой, телефонистка записала контакты и пообещала, что та «сама перезвонит». Правда, этого не произошло.
У Паспортно-визового центра есть сайт. Судя по размещенной там информации, юрлицом, оказывающим услуги по оформлению загранпаспорта, является ООО «Центр подготовки документов» — еще одна структура «Форума».
Сотрудник пресс-службы ФМС заявил, что ничего не знает про «Агентство «Интеграл» и Центр подготовки документов и никаких договоров с ними не заключал. На Новослободской, 45, работает компания «Паспортно-визовый сервис», имеющая форму ФГУП (и учрежденная ФМС России. — РБК), сказано в ответе ФМС. Все дальнейшие вопросы представители службы переадресовали в этот ФГУП.
Там РБК подтвердили, что на Новослободской, 45, находится их отделение. Пояснить, почему оплата услуг уходит в адрес посторонних коммерческих фирм, не смогли.
Интересно и то, у кого снимают помещения и филиал ФГУП, и само отделение УФМС: согласно выписке из Росрееста, владельцем здания по адресу Новослободская, 45, корп. Б, является уже упоминавшийся «Атэкс». Помещение сдано в аренду до 2026 года фирме «Синергия». Ею владеет Надежда Степанова — на ней же числится более десятка компаний, связанных с «Форумом».
Другими словами, ФГУП, относящийся к Федеральной службе охраны, сдает в аренду отделению ФМС и подведомственному ФГУП свое здание. Посредником выступает коммерческая фирма, близкая группе «Форум». А другие коммерческие фирмы — из группы «Форум» — оказывают там же платные услуги.
Ранее РБК уже писал про похожие схемы в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Повсюду ФГУП «Паспортно-визовый сервис» привлекает к работе фирмы, входящие в группу «Форум».
Насыпанный порт
Если смотреть на карту Санкт-Петербурга, то у пересечения Краснофлотского шоссе с Кольцевой автодорогой можно увидеть аккуратный прямоугольник суши, выступающий в море. Эта насыпная территория — контейнерный порт Бронка — любимое детище, самый важный проект Михальченко и Негодова (отставной генерал, кстати, до 2006 года возглавлял ФГУП «Росморпорт», так что с темой управления портами знаком не понаслышке).
«Идея постепенного выноса портовых мощностей из центральной части Санкт-Петербурга витает уже давно. На мой взгляд, у Бронки чрезвычайно удачное расположение», — убеждает основатель аналитического агентства «Дорн», ранее возглавлявший комитет по транспортно-транзитной политике в правительстве Санкт-Петербурга Андрей Карпов.
Изначально идея будущего порта принадлежала компании «Балтийские транспортные системы» (БТС), но в 2006 году двое ее совладельцев, бывшие моряки Леонид Тимофеев и Алексей Андреев, были раздавлены фурой, когда ехали вместе на машине в Финляндию. Затем проектом заинтересовались Михальченко и Негодов: для строительства перегрузочного комплекса на территории порта Бронка они создали компанию «Феникс» (партнеры через ряд фирм владеют ею в равных долях). Исполнительным директором «Феникса» стал Алексей Шуклецов, бывший партнер погибших по БТС.
В 2009 году Бронка попал в Концепцию развития аванпортов (портов вне основной черты города), утвержденную правительством Санкт-Петербурга. Необходимые инвестиции оценивались в 118 млрд руб.
31 января 2016 года под разгрузку в порту встало первое судно — контейнеровоз «Воронеж», доставивший товары из Китая. К тому времени бюджетные инвестиции в проект достигли 16 млрд руб. Примерно 16 млрд руб. вложил и «Феникс».
Правда, компании «Форума» и сами поучаствовали в освоении федерального бюджета, то есть часть вложенного вернулось Михальченко и Негодову. Конкурс Росморпорта на углубление дна выиграл «БалтСтрой», ранее ничем подобным не занимавшийся.
Порт Бронка вышел на рынок, переживающий один из худших моментов. По итогам 2015 года перевалка контейнеров в портах Санкт-Петербурга, включая Усть-Лугу, по данным аналитического агентства PortNews, сократилась на 30%. Виной тому обвал рубля и санкции, резко сократившие импорт, ведь основной груз в контейнерах — продукты питания, потребительские товары, стройматериалы. «Естественно, на падающем рынке резко обостряется конкуренция», — говорит коммерческий директор ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (входит в UCL Holding Владимира Лисина) Игорь Пухов (основные игроки рынка представлены в инфографике).
Мощность Бронки — 500 тыс. TEUs (условная единица, эквивалент контейнера) в год, к 2018 году ее планируют довести до 1,9 млн TEUs. «Это больше, чем в 2015 году обработали все контейнерные терминалы Санкт-Петербурга, а ждать серьезного улучшения рынка в ближайшие годы нет оснований», — подчеркивает Пухов.
«Феникс», желая переманить клиентов у других портов, отчаянно демпингует, утверждает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Пухов уточняет, что информации о тарифах Бронки нет в открытом доступе, но, судя по опубликованной стоимости дополнительных услуг, новый порт действительно предлагает цены несколько ниже рынка.
Возможно, демпинг не единственное оружие Бронки. В начале февраля портовый рынок Санкт-Петербурга взбудоражили письма главы ФТС Андрея Бельянинова на имя губернатора региона Георгия Полтавченко и полпреда президента на Северо-Западе Владимира Булавина. Чиновник предлагал оставить за таможенными постами в отдельных терминалах только досмотр грузов, а всю документальную проверку передать двум постам — Бронке и Усть-Луге. Другими словами, контейнеры по-прежнему могут приходить в выбранный порт, а вот документы на них должны направляться в Бронку, где и будет происходить таможенное декларирование. Таким образом Бельянинов хочет бороться с коррупцией, которая имеет место сейчас, когда полномочия есть у каждого отдельного поста.
«На наш взгляд, при существующем документообороте это может дать необоснованные конкурентные преимущества Бронке», — заявляет Пухов. Он объясняет, что в ходе таможенных процедур часто возникает необходимость предоставить дополнительные документы, причем оригиналы. Это значит, курьерам придется несколько раз ездить между портом прибытия груза и Бронкой. Растаможка затянется по времени, для многих грузов, например рефрижераторных, это критично. Поэтому грузополучатель просто изначально выберет Бронку как порт.
В Global Ports не смогли предоставить РБК комментарий по поводу появления Бронки. Основными долями в группе владеют голландская APM Terminals (входит в A.P. Moller-Maersk A/S, мирового лидера морской контейнерной перевозки) и российские бизнесмены Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов.
Происки конкурентов или борьба за власть
Несколько собеседников РБК в портовом бизнесе и государственных органах Санкт-Петербурга предполагают, что итогом атаки на Михальченко может стать смена собственников порта. «Там (в порту Бронка. — РБК) такие перспективы, что можно и не одного замминистра «съесть», — говорит один из них. Другой версией «дела Михальченко» газета «Ведомости» называла кадровую борьбу между силовиками, которая на этой неделе закончилась переподчинением ФМС Министерству внутренних дел, а также созданием Национальной гвардии во главе с Виктором Золотовым.
Как бы то ни было, компромат на Михальченко искали давно, рассказывают два источника, знакомых с его делом. Еще 25 сентября прошлого года ФСБ обратилась с ходатайством в Мосгорсуд о проведении оперативно-разыскных мероприятий (прослушки) в отношении Михальченко сроком на 180 дней. Запрос был удовлетворен, подтвердили собеседники РБК (правда, не уточнили, в чем именно тогда подозревали бизнесмена).
«У ФСБ накопилось много материала на Михальченко, но команда «фас!» поступила буквально месяц назад», — говорит источник РБК, близкий петербургскому управлению ФСБ.
30 марта одетый в синий костюм и пальто в тон Михальченко мерил шагами клетку в здании Басманного суда. Он объяснял, что вся история связана с происками конкурентов, которые хотят отобрать Бронку. «Это подорвет репутацию России», — безрезультатно втолковывал бизнесмен судье. Теперь он сидит в СИЗО «Лефортово».
Негодов не стал говорить с РБК для этой заметки. Влиятельный питерский политик уверяет, что компаньоны уже не близки с главой ФСО Евгением Муровым. С дачами на берегу Валдая Михальченко и Негодов тоже уже расстались.
* * *
Что касается коньяка и вина на €600 тыс., то их, как сказал Михальченко на суде, бизнесмен купил для собственных нужд.