Очутился на днях в Москве британский журналист – проездом. Было у него несколько свободных часов, и он решил узнать, чем тут вкусным кормят. Спросил у сопровождавших его москвичей, где отобедать. Они говорят: «Отличные суши на «Полежаевской» есть!» Британец хмыкнул и остался в аэропорту следующего рейса ждать. Я у этих сопровождающих потом спросил: вы в своем уме, человеку из Лондона в Москве предлагать суши? А они мне: «А что, мы его солеными огурцами кормить должны были, что ли?» По законам жанра я должен был разразиться обличительной речью, но не разразился – аргументов не хватило. А теперь изучил вопрос и узнал про то, как люди по всему миру своими огурцами хвалятся.
Знакомиться с новыми странами положено теперь через тарелку и бутылку. Вот, например, перуанская кухня, от которой все сейчас без ума. Десять лет назад о ней никто и не слышал. Познания большинства о латиноамериканской еде ограничивались неприличными шутками об остроте мексиканских перцев. В 2006 году правительство Перу запустило кампанию Perú Mucho Gusto, в рамках которой проводило гастрономические фестивали на родине и за ее пределами, финансировало выпуск кулинарных книг и популяризировало перуанские рестораны по всему миру. В результате перуанские шефы занимают верхние строчки всех возможных рейтингов, девушки с ума сходят по киноа, выпивохи – по коктейлю писко-сауэр, а севиче, кажется, мы вообще всегда ели, примерно как бутерброды с сыром. Министерство туризма Перу утверждает, что в 2014 году 40 % гостей приехали в страну ради еды, и казна получила с них 700 миллионов долларов.
Я у этих сопровождающих потом спросил: вы в своем уме, человеку из Лондона в Москве предлагать суши? А они мне: «А что, мы его солеными огурцами кормить должны были, что ли?»
Конечно, даже этот триумф кажется довольно скромным в сравнении с успехами Италии – главной, пожалуй, гастродержавы мира. В 2010 году она вместе с Грецией, Испанией и Марокко добилась от ЮНЕСКО внесения в Список нематериального наследия средиземноморской диеты – первой кулинарной традиции, оказавшейся в компании школ ковроткачества, народных эпосов, песен и плясок.
В этом же списке значится культура и технология приготовления армянского лаваша. В Армении едва ли не в каждом ресторане вас первым делом отведут в пекарню. Тандыры в ней врыты в пол – чтобы, доставая из них хлеб, человек каждый раз кланялся земле, давшей ему этот хлеб. После чего, заворачивая в раскаленный лаваш свежий сыр и зелень, угощающий вас хозяин немедленно пустится в извечную армяно-грузинскую перепалку: «Скажи, дорогой, разве хачапури вкуснее?»
Некоторые действуют более экстравагантно. В 2014 году Таиланд построил специального гастроробота. Он анализирует образцы еды, сравнивая их с эталонами остроты, кислоты, аромата тайского базилика и вони рыбного соуса, и выдает вердикт – достойно ли это блюдо называться тайским. Робот должен выводить на чистую воду шарлатанов, кормящих людей подделкой под тайскую еду по всему миру. К счастью, правительственная гастрономическая организация под названием «Тайский вкусный комитет» этой разработкой не ограничилась. Часть выделенных средств пошла на командировки поваров, журналистов и гастрокритиков страны в лучшие рестораны мира, чтобы они привезли оттуда самые передовые технологии, которые можно внедрить на родине.
Малайзийское правительство, наоборот, старательно возит чужестранных поваров и журналистов к себе, взамен отправляя (правда, только по Америке) фуд-траки, торгующие самыми что ни на есть аутентичными малайзийскими блюдами.
Да и вообще, жизнь кипит: производители колбас и хамонов объединяются в ассоциации, представители виноделен и винокурен ездят по миру с чемоданчиками, в которых позвякивают бутылки, макаронных дел мастера устраивают выставки и симпозиумы. Только приезжайте, только ешьте и пейте.
Можно бы воскликнуть: а наши руководители куда смотрят?! Тратят деньги на ракеты и телепрограммы, а могли бы... Но разве не для того они это делают, чтобы им избиратели похлопали? А избиратели мажут на хлеб майонез и кормят гостей столицы суши. Не до хлопков им.