Майкл Фассбендер, одетый максимально просто и щеголяющий густой щетиной, стоит в огромном номере лондонского отеля Corinthia и попивает чай с приветливой ухмылкой. Мы встречаемся в феврале, когда в столице Германии вовсю гремит традиционный кинофестиваль, а Лондон готовится к премии BAFTA. «Интересно, как они собрались делить звезд между Берлином и BAFTA? – вопрошает Фассбендер, пожимая мне руку и усаживаясь на диван. И тут же уверенно добавляет: – Но, кстати, я в Лондон приехал только из-за «Людей Икс», других причин у меня нет».
Фильм «Люди Икс: Темный Феникс» заканчивает большую главу в эпопее про мутантов. Восемь лет назад «Первый класс» Мэтью Вона дал начало тетралогии приквелов и впервые явил миру обновленный состав актеров во главе с Фассбендером и Джеймсом Макэвоем. Теперь же франшиза, как и вся студия Fox, перешла во владение Disney, и в «Темном Фениксе» мы в последний раз увидим на экране Магнето в исполнении моего ирландского собеседника. Так чем же на сей раз занимается один из главных «положительных злодеев» комиксов Marvel?
«В этом фильме Магнето организует островное государство Дженоша, где собирает остальных мутантов, которым некуда идти», – рассказывает Фассбендер о своем герое. Пока люди Икс купаются в лучах славы и летают в космос, Магнето находит свое предназначение и впервые за долгое время оказывается по-настоящему счастлив. «В Дженоше всем рады, всех примут, надо только подчиняться правилам сообщества. А правила очень просты: вносить свой вклад, работать на общее благо, поддерживать мир и гармонию». Майкл считает, что в наше время раскол в обществе уже невозможно игнорировать, все «утратили представление о золотой середине» и стремятся к полюсам. «Потрясающе, что разговоры по такому социально значимому поводу ведутся в выдуманной, фантастической вселенной, – рассуждает актер. – Очень просто говорить на подобные темы серьезным тоном, но так недолго и загрузить людей. Нам нельзя их грузить, они ведь пришли в кино развлечься. Но и развлекаться надо с умом. Такие месседжи воспринимаются лучше всего именно в силу эскапистской природы кинокомиксов».
По обыкновению, Магнето, он же Эрик Леншер, снова схлестнется со своим «заклятым другом» профессором Икс (он же Чарльз Ксавьер). В предыдущем фильме «Апокалипсис» они расстались очень тепло, но, очевидно, оба недолго наслаждались миром и согласием. «Чарльз просто завидует, – смеется Фассбендер. – Он за интеграцию с внешним миром, а Эрик, напротив, считает, что они могут выжить только в обособленном сообществе. Если мир не будет заботиться о мутантах, то они должны позаботиться сами о себе». Получается, что в этом фильме Эрик – снова злодей? «Я не мыслю такими категориями, – пожимает плечами Майкл. – Мне нравится его многогранность, нравится его человечность и нешаблонность. Мне не обязательно при этом быть согласным со всем, что он делает. Но и осуждать его не стоит». Такой же подход актер исповедует ко всем своим персонажам, среди которых нет одномерных: «Главное – попытаться своего героя понять, насколько мне позволяют жизненный опыт и логика. А если я буду его осуждать, это приведет к тому, что я стану смотреть на него со стороны, отвлеченно, беспристрастно и тогда не смогу проникнуть в самую его суть».
Фассбендер прощается с Эриком, но не испытывает по этому поводу печали – лишь удовлетворение. «Этот проект подарил мне кучу новых друзей, с которыми я работал десять лет, – говорит он. – Теперь я наконец могу не беспокоиться о своей карьере, заниматься продюсерской деятельностью и своей компанией DMC Film». Он не появлялся на съемочной площадке два года, но за это время успел плодотворно поработать со сценаристами, которые занимаются его продюсерскими проектами: телесериалом и парой фильмов. Майкл скрывает подробности, но во всех этих проектах он будет играть главные роли. «А когда-нибудь я, надеюсь, смогу сесть в режиссерское кресло. Мне кажется, из меня выйдет хороший режиссер – я смогу всех держать в ежовых рукавицах», – говорит он и мечтательно улыбается во весь рот.
За возможность руководить собственной компанией и давать шанс молодым талантам Фассбендер благодарит именно Магнето и свое участие во франшизе «Люди Икс». Но разве всему этому не предшествовала вполне успешная карьера? Еще в середине 2000-х один за другим появились «300 спартанцев» Зака Снайдера и «Ангел» Франсуа Озона. Если в первом случае Фассбендеру было легко отгородиться от зрителя античными кубиками пресса, то во втором роль была значительнее и заметнее. Как на экране, так и вне его: ради премьеры «Ангела» он приехал на Московский кинофестиваль, пообщался с журналистами, побратался со всеми, кто попался под руку. Он наслаждался каждой минутой в Москве, ввязывался на лавках в разговоры с веселыми бабками и даже отправился на Черное море для закрепления, так сказать, материала. Всем, кто видел Майкла в тот момент, было понятно, что это будущая звезда. В том числе ему самому.
«Надеюсь, это не прозвучит самоуверенно, но я всегда был убежден, что, если мне представится шанс, я смогу выполнять эту работу на довольно высоком уровне, – говорит актер. – У меня всегда была вера в себя, без которой, мне кажется, не пробиться в этой индустрии.
Но только где-то в 2014-м я понял, что дела идут в гору. Что можно расслабиться, не рвать жилы, что все у меня нормально, я в безопасном положении.
Что я доказал, чего стою, и у меня никто не будет это отбирать. С годами я успокоился еще больше».
Успокоился настолько, что в последние два года в кино вообще не снимался. Он увлекся гонками, да так, что хобби плавно превратилось во вторую профессию. Он с детства любил смотреть, как другие рассекают по треку на ревущих машинах, и вот, когда ему стукнуло 40, он сам взялся за баранку и даже стал участником настоящих соревнований. «В этом году я приму участие в гонках серии Porsche 911 GT3 Cup в Германии, – говорит Майкл, не скрывая радости. – Немного поздно считать это профессией, но я вкладываю в это занятие все свои силы и время. В моем возрасте не так-то просто взять и податься в автоспорт. Но я делаю все, что могу, чтобы стать хорошим гонщиком». При этом Майклу нелегко совмещать гонки и кино: обычно актерская страховка подразумевает, что никакой опасной для жизни деятельностью в ходе съемочного периода заниматься нельзя. «Если мне попадется достойный сценарий и его можно будет отснять вне гоночного сезона, то я готов!» – приоритеты Фассбендер определяет очень четко.
Автоспорт – дорогое удовольствие, при этом актера нельзя назвать расточительным. Он даже помнит, как распорядился своим первым гонораром: «Отложил его и накопил еще много таких же за несколько ролей – и купил себе квартиру в Лондоне». Которую он с тех пор, впрочем, продал и переехал вместе с женой Алисией Викандер в Лиссабон, где тепло, океан, серфинг и устрицы. Он не перетруждается, вдумчиво выбирает проекты и умеет посвящать время себе и семье. «Я внимательнее стал относиться к тому, на что трачу свою жизнь, – говорит Майкл. – Все чаще слышу о том, как люди умирают в 70 лет; получается, я уже перевалил за экватор. Так что совершенно логично, что мне хочется заниматься чем-нибудь, кроме работы. Но я вообще никогда не убивался на производстве, всегда позволял себе отдыхать. Это очень важно, если хочешь и дальше делать свою работу качественно».
Это тем более не так уж и трудно, когда работа в удовольствие. Майкл даже настаивает: часто ему удается по-настоящему наслаждаться временем, проведенным на съемочной площадке. «Особенно мы с Джеймсом (Макэвоем) веселились на съемках «Первого класса», – вспоминает он со смехом. – Мы были будто шкодливые дети – представляю, как это раздражало всех вокруг! Мы постоянно резвились и хохотали, когда остальные пытались работать с серьезными лицами. И остальных актеров подстрекали к шалостям. А на съемках «Дней минувшего будущего» мы пошли еще дальше – купили пневматическое оружие и начали боевые действия. Так что каждый раз, выходя из трейлера, ты должен был смотреть в оба, чтобы не получить резиновую пулю в лоб». По итогам каждой недели, признается актер, они подсчитывали, у кого сколько синяков. «Детский сад!» – улыбается Фассбендер, даже не стараясь делать вид, что ему неловко.