Воды Черного моря не успели прогреться как следует, а уже появились первые сообщения о «массовых отравлениях» в Крыму. Так, еще 17 июля информагентства и СМИ сообщили о госпитализации в состоянии средней тяжести пятидесяти детей, имевших несчастье отдыхать в детском лагере «Лучистый» в Евпатории. Если верить СМИ, причиной заболевания является норовирус. Заражение этим вирусом происходит различными путями, в том числе и через воду, в частности — загрязненные водоемы.
Хорошо зная реалии инфраструктуры курортов Крыма, да и вообще всего Черноморского побережья, нетрудно предположить, что в этом, как и во множестве других случаев, корневой причиной произошедшего стало постоянное и массированное загрязнение моря фекалиями. Механизм заражения упомянутым вирусом, как и многими другими инфекциями, процветающими в разгар курортного периода на черноморских курортах России, — главным образом фекально-оральный. Если перевести на русский язык, то возбудители инфекций, содержащиеся в фекалиях, растворенные в воде, попадают в организм через рот.
То, что стоки, в том числе и канализационные, сливаются напрямую в Черное море или в реки, в него впадающие, — далеко не новость. Это происходит много лет, и столько же лет бурно обсуждается различными СМИ, но воз и ныне там.
Главной особенностью очистных сооружений на побережье Крыма является их почти полное отсутствие — 80% стоков сливаются в море или водоемы неочищенными.
«Как же так??!!» — спросите вы. «Неужели фекалии сливаются прямо в море?!»
Да, не удивляйтесь, это так. Конечно, крупные канализационные стоки сливать прямо у берега чревато — всю фекальную массу прибьет к берегу волной. Поэтому «гении советской мысли» придумали своеобразную замену очистным сооружениям — «глубоководный выпуск фекалий». Все просто: канализационную трубу выводят в море на большую глубину. Этот способ тоже требует денег — ведь в идеале трубу нужно вывести на два-три километра от берега. Поэтому таким способом пользовались в советское время. Сейчас на такие расходы никто не пойдет, поэтому трубу выводят на 200–300 метров, да и то не всегда.
Важно понимать, что в советское время застройка была плановая, соответственно, проектировали не только здания, но и коммуникации, и, конечно же, пансионаты и жилые дома подключали к канализации. В наше время на смену крупным плановым застройкам пришла стихийная застройка массой мелких частных собственников, подавляющее большинство которых вообще не заморачиваются очисткой своих стоков и подключением к централизованной городской канализации. Тут уже решения принимают, кто во что горазд. Те, кто поближе к берегу, при возможности просто закапывают канализационную трубу в грунт и выводят напрямую в море. Конечно, ни о каком «глубоководном выпуске» тут речь не идет — такая труба максимум метров на 50 уходит от берега.
Если частная мини-гостиница или гостевой дом расположены далеко от берега, то свои канализационные стоки они стараются вывести в «ливневку» или в близлежащую речку. Таких частников по побережью — десятки тысяч. Именно они на сегодняшний день являются главным загрязняющим море фактором.
Однако, по сути, без разницы — идет слив в законно существующую канализацию или нет — фекалии попадают напрямую в море, потому что очистки нет ни там, ни там.
Существующие КОСы (комплексы очистных сооружений) по факту в лучшем случае обеспечивают грубую механическую очистку, т.е. тупо стоит решетка, которая задерживает крупный мусор — бутылки, банки, ветки, пластиковые пакеты. Никакой химической и биологической очистки не производится. Все «защитные» мероприятия заключаются просто в выведении трубы подальше в море. И хорошо еще, если труба целая. На самом деле 80% канализационных труб изношены, т.е. просто дырявые, и содержимое попадает в море намного ближе, чем находится формальный конец трубы.
И такая проблема с загрязнением Черного моря везде: не только в Крыму, но и на Черноморском побережье Кавказа. Даже в Сочи, несмотря на огромные вливания в олимпийскую стройку, по сообщениям местных экологов и активистов, ситуация в лучшую стороны не особо изменилась.
На этом фоне заявления властей о том, что «концентрация загрязняющих море веществ не превышает предельно допустимые нормы», выглядят верхом преступного цинизма. На самом деле не только эксперты, но и неравнодушные местные жители прекрасно знают, где, в каком месте побережья расположены канализационные стоки в Севастополе или Сочи, Геленджике или Ялте, Феодосии или Анапе. Более-менее информированные знают, куда и на какие пляжи выносит из канализации течение «продукты человеческой жизнедеятельности».
Вот что говорит, к примеру, эколог из Севастополя Маргарита Литвиненко: «Течение этих канализационных стоков, которые выбрасываются под Генуэзской башней, идет как раз на Золотой и Серебряный пляжи, которые так любят туристы и местные». Порой такие потоки можно видеть с берега невооруженным глазом, так как они резко отличаются по цвету от морской воды. Правда, иногда качество сливаемых вод можно оценить и не глядя — по запаху.
Да любой из вас, уважаемые читатели, может провести эксперимент, оказавшись на Черноморском побережье Крыма и Кавказа: подойдите к любой маленькой речушке, впадающей в море, и понюхайте воду. Результат гарантирован! И это уже, конечно, не официальные канализационные стоки, а «творчество» местных жителей, большинство из которых старательно зарабатывают деньги на отдыхающих. Власти Крыма пытаются с этим бороться, но наталкиваются на ожесточенное сопротивление этих барыг, которые всеми силами отстаивают свое право... сливать дерьмо в реки и море! Даже выходят на пикеты, с лозунгами! Смешно? Нет! На самом деле это характерное отношение людей друг к другу и к обществу в целом — на значительной части постсоветского пространства. Наследие совка, остатки «совковой» психологии можно выразить двумя фразами — «и так сойдет» и «хавайте, что дают».
То есть вот эти самые «крымские бизнесмены», владельцы «мини-отелей», «мини-гостиниц» и «гостевых домов» — официально оформленных как гаражи или дачи, одной рукой сливают дерьмо в море, а другой рукой зазывают туристов — приезжайте, море ждет вас!
Заметим, подавляющее большинство этих предпринимателей не платит никаких налогов с денег, зарабатываемых на туристах, но при этом скорее удавится, чем раскошелится на монтаж септика с полноценным циклом очистки.
При этом у них хватает наглости возмущаться, что «турист пошел бюджетный», а туристический сезон — «дырявый».
Социальный инфантилизм крымских аборигенов меня всегда изумлял! А с какого перепуга к вам кто-то должен ехать и везти полные карманы денег, если вы элементарно не можете свои помойки — хотя бы в разгар туристического сезона — привести в цивилизованный вид? Помойки не где-нибудь, а возле своих собственных домов! Элементарно хотя бы организоваться местным сообществом и наладить регулярный вывоз отходов, провести субботник, чтобы облагородить территорию. Куда там! У меня целая коллекция фотографий стихийных свалок и помоек в самых популярных и дорогих местах Южного берега Крыма. Позор!
Но что мы имеем в итоге? А имеем мы в итоге то, что я давно предсказывал: коллективную ответственность всех жителей Крыма.
Денежный турист в Крым не едет! Неожиданно выяснилось, что далеко не все люди с деньгами — клинические идиоты! И платежеспособный турист не хочет за свои немалые деньги плескаться в загаженном море и нюхать поселковые и городские свалки. У людей с деньгами выбор есть — есть Болгария и Румыния, то же самое Черное море, но с очистными сооружениями, соответствующими нормам Евросоюза и международным конвенциям. Есть бюджетные и обустроенные курорты Турции.
А кто же тогда едет в Крым? Да, с постройкой моста поток в Крым увеличился, но за счет малоимущих туристов, которые грузятся всей немаленькой семьей в автомобиль, забивают багажник дешевой едой и дешевым алкоголем (потому что в Крыму цены ого-го!) и со страшной силой едут отдыхать. Только вот заработать на них у крымских предпринимателей не очень получается.
Социальные сети доносят информацию о том, что «представители крымской туриндустрии» «проклинают местные власти»... за то, что «не подготовились к сезону, остались все системные проблемы», читайте: дерьмо как сливалось в море, так и сливается. Только при чем тут местные власти? Они-то как раз пытаются бороться с незаконными врезками в канализацию, регулярно проводят рейды, выявляют нелегальные сливы в ливневую канализацию и реки, «тампонируют» такие «врезки», т.е. попросту забивают канализационные трубы. Но кто создавал эти «врезки» и «сливы»? Сами же «представители крымской туриндустрии». За что боролись, на то и напоролись!
Хотели «дешево и сердито» сливать канализацию в ручьи, реки и море, а мусор выкидывать на несанкционированные свалки — получите результат. Это называется коллективной ответственностью.