Как выяснил “Ъ”, по инициативе вице-премьера Юрия Трутнева, курирующего Дальний Восток, правительство собирается забрать у Сахалина в федеральный бюджет несколько десятков миллиардов рублей в год — большую часть налогов, которые регион получает с проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Эти средства затем могут быть направлены на докапитализацию Фонда развития Дальнего Востока и, возможно, напрямую другим субъектам этого федерального округа. Такой подход отражает изменившееся отношение к потребностям Дальнего Востока, который вынужден изыскивать внутренние ресурсы в условиях продолжающейся бюджетной консолидации.
Минфин собирается со следующего года изменить распределение доходов от налога на прибыль с проектов, реализуемых на Сахалине по соглашениям по разделу продукции, между федеральным бюджетом и Сахалинской областью. Речь идет о проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Как рассказали “Ъ” несколько источников, знакомых с ситуацией, с 2018 года в бюджет будет зачисляться 75% от суммы налога, тогда как региону останется 25% — сейчас ситуация прямо противоположная. В 2016 году Сахалин получил от этого налога 73,1 млрд руб., что составило около 50% общих поступлений в региональный бюджет. В этом году из-за падения цен на нефть прибыль СРП-проектов будет ниже, и поступления в бюджет Сахалина составят 36 млрд руб. В результате нового распределения у региона останется примерно 12 млрд руб., а около 36 млрд руб. уйдут в федеральный бюджет.
В Минфине “Ъ” подтвердили, что «по поручению курирующего данную тематику вице-премьера Юрия Трутнева Минфин прорабатывает соответствующие поправки к Бюджетному кодексу». От дальнейших комментариев в министерстве отказались. По словам одного из источников “Ъ”, «принципиально решение принято», а подготовка поправок находится в продвинутой стадии.
Полученные средства, согласно логике поручения Юрия Трутнева, должны быть направлены «на развитие Дальнего Востока», говорят источники “Ъ”. В частности, предполагается использовать эти деньги для докапитализации Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), вопрос о которой обсуждается уже более года. Глава фонда Алексей Чекунков говорил в начале сентября, что ФРДВ в 2018 году необходимо 20–30 млрд руб., а общий «дефицит капитала фонда на проекты, которые уже отобраны и по которым еще не принято инвестиционное решение, составляет порядка 40 млрд руб.». Без докапитализации ФРДВ, по его словам, «практически не может рассматривать новые проекты». Между тем в бюджете средств на докапитализацию фонда нет. В ФРДВ и аппарате Юрия Трутнева отказались обсуждать ситуацию, получить комментарий властей Сахалина не удалось.
Впрочем, один из собеседников “Ъ” в правительстве утверждает, что окончательно схема распределения средств не выбрана. «Деньги поступят в федеральный бюджет и будут направлены на дальневосточные нужды, однако не факт, что их получит затем только ФРДВ, они могут пойти и напрямую в регионы»,— говорит он.
Собеседники “Ъ” напоминают, что у Минфина давно была идея отобрать у Сахалинской области часть доходов — в частности, в прошлом году в пользу федерального бюджета уже было отобрано 5% налога на прибыль СРП-проектов (ранее в бюджет региона зачислялось 80% налога). «Руководство региона старательно формирует бюджет с дефицитом, чтобы лишние деньги не забрали, но, например, в прошлом году не удалось освоить 9 млрд руб.»,— отмечает один из источников “Ъ”. По мнению собеседника “Ъ” в правительстве, даже после изъятия 50 млрд руб. ситуация с бюджетом региона останется устойчивой.
СРП по Сахалину и правила распределения доходов российской стороны по этим соглашениям утверждались в середине 1990-х годов — в другой исторический период, отмечает Наталья Порохова из АКРА. «В 2000-х годах возобладала четкая тенденция к централизации налоговых доходов, особенно нефтегазовых, на федеральном уровне, и в нынешней системе ситуация, когда регион получает 75% платежей по налогу на прибыль, выглядит необычно»,— говорит она. Наталья Порохова отмечает, что докапитализация ФРДВ укладывается в общий подход правительства к Дальнему Востоку, которому в последние годы предоставлено большое число различных льгот и субсидий.
С момента назначения Юрия Трутнева вице-премьером по Дальнему Востоку регион действительно добивается множества льгот: особые условия для так называемых территорий опережающего развития, налоговые льготы для добывающих компаний, субсидии на авиаперевозки, прямая бюджетная поддержка отдельных проектов и др. Впрочем, именно прямые вливания на фоне сокращения расходов федерального бюджета сокращаются. Поэтому в последние два года преференции для Дальнего Востока обеспечиваются либо за счет потребителей остальной части страны (как в случае с сокращением энерготарифов, см., например, “Ъ” от 7 сентября), либо за счет ресурсов самого региона (например, программа «дальневосточного гектара»).
Докапитализация ФРДВ фактически за счет средств Сахалинской области вполне соответствует последнему подходу. Она также в определенной степени соотносится с идеей «выравнивания» инвестиционных условий, которую Юрий Трутнев в последние годы активно защищал в отношении Дальнего Востока и западной части страны.