В любой сверхдержаве наступает момент, когда симпатичный, казалось бы, лидер предпринимает, казалось бы, верные действия, но при этом тонет «Адмирал Нахимов», в Чернобыле происходит авария века, а в стране повсеместно пропадают продукты. При этом на всё взлетают цены. В итоге спокойный доселе народ в шоке. Симпатичного лидера все ненавидят, а сверхдержава летит в тартарары.
Чтобы лучше понять, что сегодня происходит за океаном, берём относительно свежий номер консервативной The Wall Street Journal от 17 мая и читаем преисполненный оптимизма прогноз переназначенного ещё на четыре года главы Федеральной резервной системы США (это их центробанк) Джерома Пауэлла. Центробанк, убеждён Пауэлл, сможет сдержать «стремительный рост цен», «не спровоцировав рецессию», но это не всем понравится. «В условиях рекордной за 40 лет инфляции и падения экономики» ФРС намерена эту инфляцию подавить. Для этого, правда, придётся притормозить экономический рост, указывает глава ФРС. «И это будет болезненно для большинства людей». «Естественный уровень безработицы повысится». Согласитесь, формулировки главы ФРС обрисовывают ситуацию достаточно ёмко. «Вырастут ставки по кредитам – на фоне роста безработицы и стагнации в экономике, которую собираются «притормозить», – переводит с банкирского на русский заместитель секретаря Общественной палаты России Александр Галушка. – Бороться с американской инфляцией, по природе своей прежде всего энергетической и отчасти продовольственной, монетаристскими методами – это болезненно и неэффективно». Но именно по этому пути намерен пойти центробанк США. Как там в песне поётся – будет голод, но будет и холод.
Что пишут газеты
Не до всех американцев это пока доходит – они традиционно доверяют бодрой подаче в большей мере, нежели содержанию как таковому. Но кое-кто уже прозревает. Консервативное, как и WSJ, издание The Federalist публикует статью исполнительного редактора Джой Пуллман с бьющим не в бровь, а в глаз заголовком: «Если бы Джо Байден пытался уничтожить Америку нарочно, он бы ничего не сделал иначе». Каждое действие Байдена и его команды, пишет мать шестерых детей Пуллман, только плодит число глобальных бедствий. Действия президента за 18 месяцев признаются «беспомощными», а его «некомпетентность» заставляет задуматься: уж не пытается ли он уничтожить свою страну умышленно? Растут цены на продукты и энергоносители, производство в стране «удушается» – в пользу Китая, как полагает Пуллман, «при этом правящий класс, кажется, намного глупее, чем его избиратели, либо настолько озлоблен, что намеренно продаёт страну преступным режимам».
«Продажа преступным режимам» – это о венесуэльской сделке Байдена. Пишут об этом за океаном практически все издания. Мол, чтобы спасти США от топливного кризиса, Байден идёт на уступки Каракасу, смягчая экономические санкции и позволяя корпорации Chevron договориться о поставках с венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA. Но это же сделка с лютейшим врагом! То есть, для того чтобы снизить цены на бензин, американцы готовы плюнуть на собственные важнейшие принципы?! Как там во времена перестройки в СССР называлась программная статья Нины Андреевой – «Не могу поступиться принципами»? Полная калька с тех времён – как под копирку. Статья Андреевой вышла в «Советской России» в марте 1988 года – другими словами, Америка нынче находится где-то примерно на этом этапе.
Распечатаны стратегические запасы нефти, но цены на горючее всё равно прут вверх, средняя цена не бензин – где-то 76 рублей за литр. Для страны, в которой основной вид транспорта – автомобиль, это больно. Вся ключевая логистика – грузовики. Подорожало топливо – дорожает и то, что везут на грузовиках. В первую очередь продукты питания. «Байден устроил в стране энергетический кошмар», – отмечает издание Politico. Растут цены не только на бензин, но и на газ, а это прямой путь к стремительному росту инфляции. «Цены выросли и рост оказался рекордным с декабря 1981 года». Декабрь 81-го, чтобы вы понимали, это пик тогдашнего экономического кризиса. С которым Америка едва-едва справилась.
Что говорят эксперты
Фондовый индекс Standard & Poor’s 500 – это такая, условно говоря, средняя температура по палате – сводный экономический показатель, рассчитывающийся на основе цен «индексной корзины» из 505 акций компаний, имеющих наибольшую рыночную капитализацию. Так вот, нынче эта самая средняя температура, говоря человеческим языком, где-то под сорок. То есть пациент не так чтобы при смерти, но если его не начать откачивать, он определённо склеит ласты. «Инфляция становится неудержимой, при этом ФРС США прогнозирует цикл повышения ставок, – объясняет эксперт по глобальным рынкам Deutsche Bank Бинки Чадха. – Исторически подобные ситуации приводят к рецессиям». То есть к спаду деловой активности и замедлению темпов экономического роста. С начала текущего года американский фондовый рынок стабильно снижается на фоне высокой инфляции и геополитической напряжённости. Дополнительным негативом, сообщает РБК, стало заявление главы ФРС Пауэлла о поднятии процентных ставок «настолько высоко, насколько это необходимо, чтобы остановить всплеск инфляции».
Резкий скачок инфляции в США неизбежен, убеждён директор бизнес-инкубатора Финансового университета при правительстве РФ Антон Лосев. С момента начала пандемии цены на товары и услуги в мире практически повсеместно стали расти. Но в Европе и США началась турбулентность (неупорядоченный процесс) на сырьевых рынках. Украинская спецоперация её только усугубила. При этом ломались привычные транспортные и торговые цепочки, а процесс запуска цифровых национальных валют стал ещё одним испытанием на прочность мировой финансовой системы, прежде всего устойчивости доллара как мировой валюты. «Федеральный резерв не свободен в выборе способов поддержания экономики государства и устойчивости доллара путём увеличения ставок, – разъясняет Лосев, – в связи с этим ему приходится наращивать внешний долг и денежную массу. А за этим традиционно следует раздача «вертолётных денег» населению – на поддержание штанов, – что в результате ещё сильнее разгоняет темп роста цен». Возникает замкнутый круг.
Так ситуацию обрисовывает экономист, а вот мнение политолога. В США цены на продукты питания, товары первой необходимости, жильё и коммуналку всего за полгода выросли в среднем на 7,5%, отмечает Сергей Марков. При этом лишь треть американцев одобряет то, как Байден и его команда управляют экономикой. «Рекордная инфляция не является фатальной для страны, однако в совокупности с многочисленными проблемами и внутренним политическим кризисом она усиливает волну недовольства». И когда она накладывается на провал в Афганистане, рост преступности во всех крупных городах из-за снижения финансирования полиции, миграционный кризис, многочисленные скандалы внутри коалиции демократов и публичные казусы, допущенные президентом США, ставящие под сомнение его дееспособность, происходит взрыв. На промежуточных выборах, которые состоятся этой осенью, большая часть мандатов и в сенате, и в конгрессе достанется республиканцам, убеждён Марков. А значит, Байден не просто станет «хромой уткой», он фактически утратит рычаги управления страной.
Цыплят по осени считают
Вот тогда-то Байдену и отольётся по полной программе. Накануне сенат принял пакет военной, экономической и гуманитарной помощи для Украины на сумму 40 млрд долларов. В нынешней экономической ситуации 40 млрд – многовато даже для страны, эти самые доллары печатающей. Возможно, если бы речь шла о какой-то другой стране, а не об Украине, на разбазаривание миллиардов махнули бы рукой. Но миллиарды выделили именно Украине – стране, где в скандалах фигурировали как сам президент, так и его сын Хантер Байден. Скандал с публикациями документов из «пропавшего» ноутбука Хантера отнюдь не закончен, периодически в Сеть сливают всё новые и новые файлы. А то, что президент так печётся об Украине, республиканцы объясняют исключительно его шкурными интересами. Вот оттого-то сенатор Рэнд Пол и заблокировал законопроект, настаивая, чтобы Белый дом уполномочил специальный федеральный надзорный орган для контроля расходования средств. Но в итоге пакет был принят, а Рэнд Пол в связи с этим предположил, что придётся занимать у китайцев. С которыми у Вашингтона, кажется, вот-вот начнётся война. Рэнд Пол указал, что американский бюджет «не располагает такими средствами». И если сейчас демократическое большинство смогло пропихнуть пакет помощи, то осенью республиканцы спросят с них по полной программе. А уж с Байдена тем паче.
Упоминание Рэндом Полом Китая в связи с займом денег отнюдь не случайно. Вернёмся к статье в The Federalist: «Получены доказательства того, что сын Байдена скомпрометировал внешнюю политику своего отца, принимая китайские взятки. Фактически идёт речь о подчинении администрацией Байдена американских интересов антиамериканским планам Китая. Пекин отправляет мексиканским картелям наркотики, которыми они закармливают наши города, при этом ситуацию дестабилизируют мексиканские мигранты (видимо, тоже по наущению коварных китайцев. – Ред.)». Как бы получается, что одной рукой Байден разжигает войну с Китаем, а другой загребает от китайцев деньжищи. «Чистая конспирология», – скажете вы и будете отчасти правы, но значительная часть американцев заглатывает наживку и клянёт «антинародное правительство Байдена» последними словами. Осенью, после промежуточных выборов, республиканцы эти настроения наверняка оседлают. И раскол между двумя Америками только углубится.
Кто, если не Джо?
Между тем американцы стали подозревать, что с их президентом что-то не так. То он здоровается за руку с невидимками, то путает, кто он такой, выступая перед публикой («Меня зовут Джо Байден, и я – кандидат от Демократической партии в сенат США»). Байден трижды упоминал в выступлениях, что его якобы пытались арестовать в Южной Африке, куда он приезжал навестить в тюрьме Нельсона Манделу – этого не было никогда. Байден заверял, что «работал с китайским лидером Дэн Сяопином над Парижским соглашением о климате» – Дэн Сяопин умер в 1997 году, а Парижское соглашение подписали в 2015-м.
По словам Байдена, с 2007 года в результате применения огнестрельного оружия в США было убито 150 млн человек – половину страны, выходит, перестреляли?! Байден упомянул как-то, что его покойный сын Джозеф Робинетт Байден был генеральным прокурором США, хотя при жизни тот занимал должность генпрокурора штата Делавэр. А то, что Байден регулярно путал британских премьерш Терезу Мэй с Маргарет Тэтчер, это так, ерунда. Может, деменция? Но тогда речь идёт о дееспособности. И осенью – после промежуточных выборов – республиканцы этот вопрос могут поднять в полный рост.
Но если не Байден, то кто? Казалось бы, ответ очевиден – вице-президент Камала Харрис. Убивают Джона Кеннеди – президентом становится вице, Линдон Джонсон. Умирает Франклин Рузвельт – ему наследует вице, Гарри Трумэн. Но не всё так однозначно. В новейшей истории США не так давно (по историческим меркам) был эпизод, когда вице-президента пришлось спешно менять, дабы тот не заступил на смену покидающему пост из-за форс-мажора главе государства. Речь об уходе Ричарда Никсона, покинувшего Белый дом в 1974 году, не дожидаясь импичмента. Сменить Никсона в Овальном кабинете мог вице-президент Спиро Эгню. Но если Камала Харрис, так сказать, просто не семи пядей во лбу, так Эгню к тому же был ещё и запредельно, часто напоказ, сребролюбив. И республиканцы, понимая, что Никсону придётся досрочно уйти, загодя «изъяли» его заместителя, заменив того Джеральдом Фордом. Судачат, что точно так же поступят и с Харрис. От греха подальше. И даже называют в этой связи одно имя – Барак Обама!
Разрыв политического цикла
Ситуация перегрета. Совпадение инфляции и рецессии – это страшная ситуация. Обычно либо падает экономика, тогда цены взмывают вверх, или растёт инфляция. Но сейчас США расхлёбывают проблемы с «финансовым пузырём», повлёкшим кризис 2008 года. Сдуть этот пузырь нужно было давно. Американский доллар – резервная мировая валюта, а значит, проблемы доллара становятся проблемами всего мира. Такие проблемы теоретически могли бы повлечь за собой крах неэффективного гегемона. Но американцы – ловкие ребята. Они не стали ни лопать свой финансовый пузырь, ни в последний раз накачивать его до отказа. Они решили его немного приспустить, параллельно устроив отвлекающий манёвр. Тут одновременно падает экономика, негде трудоустроиться, и цены при этом продолжают расти – разве можно спрятать вторую великую депрессию? Да, развязать где-нибудь военный конфликт! И развязали – на Украине. А он повлёк за собой ещё и глобальный энергетический и продовольственный кризис. Вау! Уже и внутренние проблемы США представляются не столь значительными!
Но операция прикрытия работает недолго. Вся надежда на то, что за короткий временной промежуток удастся притормозить цены, свалить проблемы на кого-то другого, а потом вернуться к проверенному способу поддержки экономики – включению печатного станка. За год можно обуздать инфляцию и объявить во всеуслышание о появлении первых зелёных ростков восстановления экономики. И тут у демократов появляется шанс выехать к народу на белом коне: это мы вытащили страну из пучины кризиса! Сдержали рост цен, а теперь потихоньку справимся и с безработицей. Глядите, жизнь-то налаживается!
Но есть уязвимое место. Момент, когда летящие вверх цены совпадут с первыми признаками остановки роста ВВП. Стагфляция или рецессия – не важно, как это назвать. Главное, что недруги Байдена назовут это страшным для каждого американца словом – депрессия. И негативный рейтинг президента стремительно взлетит. Вот тогда-то и выльют на Байдена весь ушат компромата. Вспомнят про взятки сыну от украинцев с китайцами, а это крайне уязвимая история. Запустить процедуру импичмента будет совсем несложно. Трамп-младший уже вовсю постит в интернете скабрёзные картинки Зеленского в виде стриптизёрши, исполняющей тверк перед Байденом за 40 млрд долларов.
Вот только разрыв политического цикла в момент депрессии – это жёсткий удар для всех. И триумфальное возвращение Трампа совпадёт с начальной точкой распада США. Выбор у Америки будет невелик – снова врубать печатный станок и обострять товарные войны с Китаем. А значит, впереди несколько лет нестабильности. С перспективой победы более крепкой экономики Китая уже в новом миропорядке. Именно о таких «чёрных лебедях» сейчас твердят экономисты.
«В глубине глубин остаюсь один»
Предшественник Байдена, Дональд Трамп, практически всю свою бытность президентом США боролся с неким «глубинным государством». Пожалуй, следует разъяснить, что же это такое. Сорок лет назад за океаном вышла книжка двух политологов, Леонарда и Марка Силков, «Американский истеблишмент». В ней авторы подробно описали процесс принятия решений в Вашингтоне. По их признанию, на тот момент помимо президента страны и прочих органов власти Америкой управляли пять неофициальных «центров силы»: Гарвардский университет, газета The New York Times, Фонд Форда, Бруклинский институт и Совет по международным отношениям – три неправительственные структуры, ставившие задачей решение глобальных проблем. Эти пять «центров силы» и обозначили как Deep State – «глубинное государство». С годами представители этого центра менялись – влияние Гарварда становилось более «расплывчатым», зато набирали вес Фонд Сороса и Фонд Гейтсов. Трамп полагал, что его работу на посту главы государства саботирует именно «глубинное государство» с Гейтсом и Соросом во главе. Это «глубинное государство» привело к власти Байдена, и оно же решит, кто станет его сменщиком. Пока идеальная кандидатура – Обама.
Явление «глубинного государства» ожесточённо опровергается адептами Демократической партии и не менее ожесточённо продвигается сторонниками республиканцев. Есть основания полагать, что в случае республиканского реванша этой осенью в Вашингтоне инициируют большое расследование на тему влияния «глубинного государства» на американскую политику – и тогда Байдена придётся «эвакуировать» как одного из важнейших свидетелей. Там ведь многое вылезет – и о пандемии ковида, и о вакцинах, и о раскачивании Европы. Пока же раскачивают Байдена, причём как его оппоненты, так и сторонники. Упадёт или нет? А самый богатый человек в мире Илон Маск, похоже, уже о чём-то догадывается – недавно он объявил о том, что откажет в поддержке демократам и проголосует за республиканцев. Маску, к слову, за его вольнодумство уже прилетело – правительство США заморозило строительство аэродрома SpaceX в Техасе, якобы из-за нарушения экологических норм.
Малек Дудаков, американист
– В Белом доме морально готовятся к долгому и скандальному противостоянию с конгрессом после победы республиканцев на выборах. Победители грозят запустить большое расследование в отношении коррупции Байденов, которое может закончиться процедурой импичмента. На фоне такой межпартийной грызни и с наступлением экономического кризиса Вашингтону вскоре станет совсем не до Украины. Между тем уже сегодня на фоне резко обострившегося дефицита товаров Байдену приходится идти на отчаянные меры – задействовать «акт о военном производстве», дающий право направлять дефицитное сырьё на приоритетные направления. Сейчас это попытка решить проблему нехватки молочных смесей, дефицит которых наблюдается в 26 штатах. Американцы ездят в Мексику за детским питанием! Стоимость топлива бьёт все рекорды. Цены на солярку грозят рыболовецкой индустрии. Цены на транспортировку уже подскочили на 150% в сравнении с весной прошлого года. Нехватка сырья погружает рынок недвижимости в новую рецессию. Динамика строительства жилья быстро падает, ставки по ипотеке достигли максимума за 13 лет (5,5%). Ситуация напоминает пик ипотечного пузыря 2006 года, после которого рынок недвижимости посыпался – а следом и вся экономика. За годы пандемии корпорации набирали кредиты по низким ставкам, скупая на них собственные акции, лишь бы те росли в цене. Теперь эти акции падают, а расплачиваться по долгам становится всё сложнее. Волна банкротств может быть уже не за горами.