23 апреля президент России Владимир Путин провел в Петербурге, где спускал на воду корабли, принимал новые корпусы Суворовского училища и награждал активных деятелей Русского географического общества. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников — о том, как крупный бизнес справляется с легшей на его плечи нагрузкой по спасению живой природы от продуктов его собственной деятельности.
На заводе «Северная верфь» Владимир Путин принимал участие в церемонии закладки двух серийных фрегатов проекта 22350 — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». Вернее, Владимир Путин сам и был этой церемонией.
А также ему показали, как спускается на воду (и даже идет по ней) новая атомная подводная лодка «Белгород» из уже знаменитой (для кого-то когда-то печально, возможно, знаменитой) серии «Посейдон».
И были заложены два больших десантных корабля на заводе «Янтарь» в Калининграде... В общем, в этот день на свет появлялась целая флотилия, и даже странно: а что такого стряслось-то? Ну и так ведь понятно, что украинским кораблям по маршруту, проложенному их предшественниками, томящимися теперь в российских тюрьмах, пути нет.
Впрочем, Владимир Путин, кажется, ответил на этот вопрос, встречаясь со строителями:
— Для надежной обороны морских рубежей России, защиты наших интересов в Мировом океане, причем как в ближней, так и в дальней морских зонах!
То есть дело, разумеется, не в мающихся украинских моряках. Амбиции, как говорится, растут. Или возвращаются. Или захлестывают. Или даже пожирают.
Свое знакомство с новыми корпусами петербургского Суворовского училища Владимир Путин начал с осмотра портрета генералиссимуса Александра Суворова и, главное, его фразы над портретом: «Потомство мое прошу брать пример». Владимир Путин задержался у портрета, взглянул изучающе на многозначительную фразу, подумал, словно примериваясь к ней, и пошел дальше.
Следующим был зал, в котором разместился шахматный клуб Суворовского училища «Ход конем». Здесь Владимир Путин встретил прежде всего одного из лучших шахматистов мира Сергея Карякина. Тот признался, что сыграл с суворовцами несколько партий.
— Одну сыграли вничью,— честно рассказал Сергей Карякин президенту.
Действительно, ведь без детальной помощи самого Сергея Карякина суворовцу такую ничью сделать бы, наверное, не удалось. Здесь понадобились усилия обоих игроков.
Все это время рядом с Владимиром Путиным стоял врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и внимательно слушал. Вернее, так: внимательно стоял и слушал. Я на минуту отвлек господина Беглова прямым вопросом, который, по моим представлениям, был неизбежен в такой ситуации: играет ли он в шахматы сам.
— Конечно! — воскликнул Александр Беглов, и даже, быть может, чересчур громко.— И дочь научил!
— И вот вы с ней сядете и играете? — переспросил я.
— Да! — подтвердил Александр Беглов.— И она меня уже обыгрывает! А ведь это я ее научил!..
Нет, боли в его голосе я не уловил.
Тем временем Владимир Путин выслушал юного докладчика (голос взрослеющего мальчика уже выглядел командным, доклад этот длиной в минуту он учил, наверное, весь последний месяц, а готовился к нему, так получается, всю жизнь и всю жизнь, наверное, будет помнить каждое свое звонкое слово из него, сложившееся в повесть о буднях суворовцев-шахматистов). И спохватился:
— Я вам шахматы подарю! У меня много подарочных!.. Сереж!..
И Владимир Путин повернулся к министру обороны с идеей насчет того, как лучше передать это все шахматному клубу «Ход конем».
Следовало, быть может, тут кому-то сказать, что дареное не дарят, но было некому. Да и хорошо: дети-то хоть как рады будут.
Министерство, я видел, на этих детях не экономило. Новые корпусы суворовского училища были, например, облицованы кирпичом старинной кладки, которой нынче в таких количествах не найдешь и у «Братьев-немцев», чуть не единственных специалистов по такому кирпичу.
Только если предварительно разрушить что-нибудь равновеликое из такого кирпича… Но, думаю, по такому сценарию события все-таки не развивались. И мы видели бассейн, зал, где тренировались баскетболисты с мячами, которые были не по карману, может, и владельцу популярной команды «Бруклин Нетс»…
Нет, это все впечатляло и по размаху уступало, возможно, только военному инновационному центру Минобороны в Анапе да строящемуся храму в парке «Патриот».
Владимир Путин продолжал осмотр, и вот его ждали опять суворовцы, но уже в учебных классах. Один из них, 13-летний мальчик, демонстрировал президенту роботов собственной разработки. Роботы выполняли прежде всего самые насущные в Суворовском училище команды:
— Упор лежа принять! — кричали им (а их было трое.— А. К.).
И роботы падали.
— Отжаться в количестве трех раз!
Но вот с этим у одного были уже проблемы.
— Не хочет! — констатировал господин Шойгу.
— Встать на голову! — немного нервно командовал мальчик.
Два робота встали. Непокорному роботу ощутимым шлепком по голове, а проще — подзатыльником, помог другой мальчик.
Владимир Путин ушел, докладчик выдохнул, хоть и расстроенно: с роботом у него теперь появились, это очевидно, свои счеты.
— С другой стороны,— пожал он плечами, отвечая на мой вопрос,— роботы тоже…
— Люди,— подсказал я ему.
— Да,— согласился он,— потому что их делают люди.
И мальчик мне сразу еще больше понравился, хотя на самом деле он понравился мне еще раньше, когда за минуту до появления президента он заглянул в соседний класс, где Владимир Путин уже вроде должен был находиться, вернулся оттуда с вытаращенными глазами и бросился к своему воспитателю:
— Там Путина-то нет!
— А кто есть? — испуганно и в то же время хмуро переспросил тот.
— Только Шойгу! Кому докладывать?!
Настоящее, недетское отчаяние было в его глазах. Все, к чему он готовился так же, как члены шахматного клуба «Ход конем», вдруг рухнуло, и великолепная ясность жизни вдруг пропала, жизнь утратила свои очертания, все теперь поползло во все стороны и разошлось по швам, потому что суворовец не понимал, кому ему докладывать. То есть это все-таки был настоящий суворовец.
— Так,— сказал ему взрослый опытный человек, тоже ведь не ведавший, что и, главное, кто там, в этой соседней комнате.— Спокойно! Кого старшего увидишь, тому докладываешь!
В одну эту фразу уложилась, давайте говорить прямо, вся воинская мудрость веков.
И 13-летний не мальчик, нет, а муж, повзрослевший за эти мгновения не знаю на сколько лет, вдруг успокоился. И увидев среди входящих прежде всего верховного главнокомандующего, просиял и уже ни на секунду не замялся.
Через несколько минут Владимир Путин был на стройплощадке Судебного квартала, где до сих пор планировалось возвести здания Верховного суда, судебного департамента и жилые дома. Господин Беглов в рамках, очевидно, своих не только нынешних, но и планируемых полномочий предложил на этом месте разбить парк и построить театрально-выставочную зону. В рамках своих действующих полномочий Владимир Путин эту инициативу поддержал. Все это должно было, очевидно, вызвать энтузиазм у жителей города — и возможно даже, что и вызовет. Впрочем, у кого-нибудь ведь и подозрения вызовет, а они не нужные.
В историческом здании Русского географического общества еще через несколько минут началось заседание. Президент РГО Сергей Шойгу рассказал о новых проектах общества, прежде всего о фестивале, «который мы проводим раз в два года»:
— В этом году он пройдет в «Зарядье», и здесь будут представлены фактически все уголки нашей страны, все этносы, народности: мы покажем ремесла и культуру, мы покажем, как живут, чем живут, как охотятся и рыбачат, как выделывают (и что выделывают, да что там — просто вытворяют! — А. К.), сохраняют продовольствие, на чем плавают…
Леонид Михельсон, глава НОВАТЭКа, рассказал, как его компания намерена участвовать в строительстве нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде.
Здесь, в зале, вообще собрались считай что все члены бюро РСПП. Они ведь естественным образом входят в попечительский совет РГО, который (или потому что) возглавляет Владимир Путин. То есть были даже те, кто отпросился с предновогодней встречи с Владимиром Путиным в декабре 2018 года (все-таки пропустить два раза подряд — это перебор).
А также тут можно было заметить членов правительства, полярника Артура Чилингарова, а также знаменитого спикера Совета федерации Валентину Матвиенко, членов региональных подразделений РГО… Но последние находились, конечно, в меньшинстве.
Леонид Михельсон знал, так теперь получилось, про станцию «Восток» все. Все это он рассказал и присутствующим. И когда была основана, и что она находится в самой экстремально холодной точке земного шара. И что моральный износ станции составляет, главное, 90%.
— Сегодня станции как таковой нет,— признался Леонид Михельсон,— она погребена под трехметровым слоем снега…
Но разработано техзадание на новый комплекс, и инвестиции НОВАТЭКа составят 4 млрд руб. Без сомнения, станции повезло раз и навсегда.
С неподдельным интересом господин Михельсон рассказал присутствующим, что самой большой проблемой было изготовить сани, на которых надо довезти модули станции до места. А просто грузоподъемность саней должна быть примерно 60 тонн. На них привезут 2,5 тыс. кв. м новой станции: и жилые помещения, и операционную, и оранжерею, и тренажерный зал…
Степень увлеченности (я уж не говорю о степени вовлеченности) господина Михельсона была такова, что и закономерной повинностью его труд в этом проекте назвать язык не поворачивался. Нет, он, в самом деле, похоже, увлекся.
Следующим докладчиком была автор многосерийного фильма «Северный морской путь» Елизавета Листова. Собравшиеся смогли посмотреть небольшой ролик, сотканный из четырех серий фильма. «Впервые в истории люди, пропавшие в Арктике, были спасены! — доносился голос Елизаветы Листовой из телевизоров по периметру зала заседаний.— Чем толще лед, тем тоньше работа!.. Арктика на кончиках пальцев!.. Здесь не ищут полярных звезд! Здесь их наносят на карту!.. Льды для человека как космос! Покорение этого космоса — последняя тайна земли!..»
Так Елизавета Листова открывала для себя, а главное для нас, Арктику.
— Это были масштабные съемки,— призналась она после просмотра ролика.— Начиная с подштанников, простите, Ивана Папанина, которые он возил с собой на Северный полюс, до новейшего завода по производству сжиженного газа!..
В заключение Елизавета Листова добавила, что не может не поблагодарить РГО и госкорпорацию «Росатом» за поддержку и веру в документальное кино:
— Надеюсь, что будем продолжать в том же духе!
Надо полагать, что по крайней мере ей все это уже очень понравилось.
Из серьезных проблем в деятельности РГО на заседании была озвучена, по-моему, только одна: что в прошлом году ЕГЭ по географии выбрали всего 16 тыс. учащихся страны, и это на 4 тыс. меньше, чем в прошлом.
Да глава медиасовета РГО Дмитрий Песков в своем докладе сообщил, что, несмотря на общую благоприятную обстановку по преумножению исчезающих видов животных, случаются неприятности. Так, погибли два леопарда, самка и самец, попавшие в капкан браконьера.
Но есть и хорошие новости:
— Владимир Владимирович, вы котенка (леопарда.— А. К.) держали в руках, Грома, так сейчас он во Франции, по обмену отправили!
Всегда приятно, конечно, когда кто-то достойный попадает в конце концов во Францию, тем более по обмену, но президент отнесся к этой новости, похоже, слишком хладнокровно, нельзя было не заметить: это оказалась не лучшая в этот день новость для него. Но все же котенка, надо надеяться, отдали в хорошие руки.
В целом ситуация тем не менее благоприятная. Стараниями представителей крупного бизнеса, аппарата правительства (в особенности Константина Чуйченко, отвечающего за поголовье амурского тигра) и администрации президента (тут беспрецедентны заслуги Сергея Иванова) количество редких и редчайших особей в разных концах страны неуклонно растет.
А кое-где, похоже, уже и мечтать не о чем. Так, Дмитрий Песков рассказал:
— В двух поселках, Белушья Губа и Рогачево, популяция белых медведей достигла такого количества, что 52 медведя пришли в эти поселки в поисках еды и не давали людям выходить на улицу!
Люди по каким-то причинам не хотели удовлетворять собой их голод и предпочитали голодать сами.
В конце заседания были розданы награды. Так, константиновскую медаль РГО Владимир Путин вручил президенту Международной федерации фехтования Алишеру Усманову: «За выдающийся вклад в деятельность общества».
Вклад, по всей видимости, является несрочным. А золотую медаль РГО получил Александр Чибилев — за вклад и вовсе нематериальный и по случаю 70-летия.
А господин Путин как первый председатель попечительского совета РГО в его новейшей, как было сказано, истории расписался на большом глобусе. Подпись оказалась размашиста.
По-моему, от Курил до Аляски.