Ожидания от послания Владимира Путина были выше, чем эффект от него. Поручения президента по его итогам будут отчетливо социальными и достаточно экономными, под их реализацию не нужно будет сильно менять бюджетные приоритеты и корректировать экономический курс — достаточно внеплановых, но ожидаемых правительством доходов бюджета в 2021 году. Основной адресат послания — регионы и бедные семьи с детьми, основная заявленная цель — преодоление последствий коронавирусной эпидемии. Основной враг впервые за годы не обозначен. Более эффектные новые инициативы социально-экономического развития поручено представить правительству Михаила Мишустина не позднее 1 июля.
С 2014 года ранее существовавший формат посланий президента Федеральному собранию был изменен — бюджетное послание и просто послание были объединены, и с тех пор главной задачей экспертов накануне выступления президента является угадывание того, что перевесит в тексте — бюджетно-экономическая или внешнеполитическая составляющая. В послании-2021 роль последней, по сути, выполнял длинный перечень названий ракетных комплексов, которые или уже поставлены, или будут поставлены на боевое дежурство. В остальном послание было по нынешним меркам подчеркнуто (в том числе в силу принципиального согласия на встречу с президентом США Джо Байденом, хотя и без дат) миролюбивым и во всех смыслах бюджетным: уже в среду Минфин сообщил, что новые расходы можно реализовать стандартным способом — из резервного фонда правительства и умеренным перераспределением расходов.
То, что Белому дому не придется принципиально менять бюджетно-экономическую конструкцию по итогам послания, подтверждается и разосланным вице-премьером, главой аппарата правительства Дмитрием Григоренко накануне, 20 апреля, предложением руководствоваться при подготовке нового бюджета сценарными условиями и основными параметрами социально-экономического развития, разработанными Минэкономики. Сам документ есть у “Ъ”: он в базовом варианте предполагает среднегодовую цену нефти 2021 года $60,3 за баррель, что значимо больше прежних прогнозов, рост ВВП 2021 года на 2,9% с дальнейшим, в 2022–2024 годах, ростом на 3–3,2% в год, снижение инфляции уже с апреля 2021 года, отыгрывание падения инвестиций в 2020 году полностью уже в этом году, среднегодовой курс в 2021 году в 73,3 руб./$ с укреплением в 2022 году к уровню 72 руб./$.
Ускоренное восстановление цен на нефть и экономики РФ после пандемии даст достаточные допдоходы, чтобы оплатить послание.
От послания ждали и новых сверхкрупных социальных обещаний, которые потребовали бы явных или неявных отступлений от бюджетного правила, но документ вышел достаточно умеренным. В первую очередь ждали роста прямых бюджетных инвестиций и индексации пенсий работающим пенсионерам, но в тексте пенсионеры впервые прямо не упоминались. Из этого не следует, отметим, что ими в раскладах накануне осенних выборов в Госдуму как фактором пренебрегли. Скорее послание Владимира Путина впервые стало не главным обещанием власти: в июне ожидается участие президента в ПМЭФ, где стоит ждать новостей бизнесу. До 1 июля правительству Михаила Мишустина поручено подготовить набор новых инициатив социально-экономического развития. Наконец, анонсированы два заседания Госсовета.
Роль апрельского послания в этой схеме — обозначить решения в основном социальные: большая часть того, о чем говорил Владимир Путин,— компетенция вице-премьера Татьяны Голиковой, Минздрава, Минтруда, а также Минприроды. Наиболее весомые решения — продемографические и направленные на поддержку семей, как безадресную (самой дорогостоящей мерой послания на 2021 год станет августовская выплата по 10 тыс. руб. всем школьникам РФ, это около 170 млрд руб.), так и адресную (здесь предусмотрены выплаты в 0,5 прожиточного минимума нуждающимся беременным, такие же выплаты на детей от 8 до 16 лет в бедных неполных семьях, стопроцентная оплата без учета стажа больничных по уходу за детьми — все это меры по борьбе с бедностью). В целом в соцсфере детям досталось в послании больше всего, вплоть до частичной оплаты летних лагерей. Кроме того, важно обещание расширить на 45 тыс. число бюджетных мест в вузах и вложить 24 млрд руб. в музеи и библиотеки в регионах.
Новые расходы предстоят в здравоохранении.
Здесь президент говорил о многом (в частности, о 5 тыс. новых скорых, о поддержке вакцинации и новых медтехнологиях), но и по итогам довольно подробного доклада в среду министру здравоохранения Михаилу Мурашко было что добавить. Так, программа «постковидных» диспансеризаций (восстанавливаются с 1 июля) будет проводиться по новым стандартам, в них будет включена диагностика диабета и, возможно, атеросклероза. Основные приоритеты «по заболеваниям» в послании обозначены те же: онкология, кардиология, гепатит С. Медицина и ее постковидные перспективы будут одной из тем следующего заседания Госсовета — немалая часть инициатив в послании выглядят выданными «с колес» и далее, видимо, будут уточняться.
Еще одно заседание Госсовета будет посвящено долгам регионов за период пандемии. Общая схема поддержки регионов выглядит так. Коммерческие долги субъекта РФ, превышающие 25% его доходов, замещаются бюджетными кредитами до 2029 года, экстренные бюджетные кредиты 2020 года (на борьбу с эпидемией) пролонгируются на тот же срок. А до конца 2023 года менее закредитованным регионам будут выданы бюджетные инфраструктурные кредиты — всего до 500 млрд руб. под 3% годовых. В целом это, видимо, снимет напряжение, вызванное пандемией, хотя, отметим, федеральный центр последовательно предпочитает кредиты регионам любым формам дотаций и субсидий. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, меры особенно актуальны в аспекте «выравнивания деформаций» в бюджетной обеспеченности, в том числе дальневосточных регионов — инфраструктурные кредиты здесь сыграют важную роль.
На этом фоне обещаний бизнесу в послании было немного, и не все они звучали для него привлекательно: так, среди них — движение в сторону большей экологизации промышленности, за которую придется платить (упоминался инцидент «Норникеля» 2020 года), квотирование выбросов в крупных городах и «окрашивание» экоштрафов.
Из позитивных для бизнеса моментов отметим обещание снятия барьеров для экспорта несырьевым экспортерам (по мнению гендиректора АО РЭЦ Вероники Никишиной, для них речь будет идти о «полной отмене репатриации экспортной выручки и снятии ограничений на ее зачисление на зарубежные счета»). Неочевидным был пассаж Владимира Путина о режиме налогообложения прибыли — его можно было понять как некие льготы при реинвестировании дивидендов в РФ иностранными акционерами — видимо, более точно эта тема будет раскрыта в выступлении главы государства в Санкт-Петербурге в июне. И хотя президент говорил о многих проектах (крупнейший среди них — продление автотрассы Москва—Казань до Екатеринбурга), рассказ о госинвестициях в инфраструктуру также, видимо, отложен до ПМЭФ.
Тем не менее при всей значимости социально-экономической повестки главный эффект от послания Владимира Путина — в том, что не подтвердились ожидания дальнейшей самостоятельной эскалации противостояния с Западом и внутренней оппозицией, что выглядело по нынешним временам даже несколько необычно.