Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о помощи Украине на $60,8 млрд, а также документы о финансировании Израиля и союзников Вашингтона в Тихоокеанском регионе. Кроме того, законодатели одобрили законопроект «Мир через применение силы в XXI веке», в частности, позволяющий американскому президенту изъять замороженные в США российские активы и передать их Украине. Решение Палаты представителей вызвало оживленную реакцию в мире. Союзники США увидели в этом шанс для Украины «защитить себя». В Москве же сочли, что разблокировка помощи Киеву лишь «еще больше обогатит США» и обернется для Вашингтона «громким и унизительным фиаско». При этом по вопросу о том, как скоро документ, которому еще только предстоит стать законом, окажет влияние на ход боевых действий, мнения разделились.
Палата представителей меньше чем за неделю приняла законопроект о выделении Украине $60,8 млрд после того, как спикер-республиканец Майк Джонсон представил текст соответствующего документа. Такая оперативность была связана с тем, что единый запрос президента Джо Байдена на $95 млрд господин Джонсон разделил на четыре отдельных законопроекта, также с первого раза одобренные законодателями 20 апреля. Таким образом, у членов Палаты представителей, которых в единой инициативе главы Белого дома смущали разные детали, появилась возможность выборочно поддержать отдельные части пакета. При этом общая сумма, выделяемая на помощь союзникам, не изменилась.
Примечательно, что украинский законопроект набрал 311 голосов «за» благодаря единогласной поддержке демократического меньшинства (210 голосов) и 101 республиканца. Против документа высказались 112 членов Республиканской партии. По трем другим инициативам в Палате представителей наблюдался более уверенный двухпартийный консенсус. Впрочем, хотя украинский документ и вышел самым непопулярным из четырех, за него все равно проголосовали более 70% членов нижней палаты Конгресса.
После этого законопроекты отправились в Сенат. Чак Шумер, лидер демократического большинства в верхней палате, которая в феврале уже одобрила фактически аналогичный документ, пообещал приступить к голосованию по помощи союзникам уже во вторник, 23 апреля. Таким образом, до конца недели документ может оказаться на столе у Джо Байдена, который его тут же и подпишет.
В Пентагоне заверили, что, как только глава Белого дома поставит подпись под законопроектом, Вашингтону понадобятся несколько дней, чтобы отправить первые после длительного перерыва партии вооружений Украине.
По словам спикера Минобороны США генерала Патрика Райдера, прежде всего в распоряжение ВСУ поступят боеприпасы для ПВО и артиллерии.
Между тем законопроект «Мир через применение силы в XXI веке» также отчасти касался конфликта на востоке Европы. Помимо принуждения частной китайской компании ByteDance к продаже соцсети TikTok в течение 165 дней, новых санкций в отношении Китая, Ирана и радикальных палестинских группировок, в нем фигурирует и разрешение президенту США изъять замороженные в стране российские активы в пользу Украины.
Субботние решения Палаты представителей, и прежде всего те, которые затрагивали украинский кризис, вызвали оживленную реакцию в мире. Москва на действия американских законодателей отреагировала одной из первых. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, решение нижней палаты об оказании помощи Украине было прогнозируемо. «Это еще больше обогатит Соединенные Штаты Америки и еще больше разорит Украину, сделает больше погибших украинцев по вине киевского режима»,— сказал он.
Любопытно, что оценки господина Пескова частично совпали с отношением к законопроекту администрации Джо Байдена, которая, в отличие от противников помощи Киеву — республиканцев, также считает одобренный Палатой представителей законопроект инвестицией в развитие США. В частности, глава Пентагона Ллойд Остин сразу после голосования в нижней палате заявил: «Предоставляя около $50 млрд, которые будут направлены непосредственно в нашу оборонно-промышленную базу, этот законопроект создаст хорошие американские рабочие места в более чем 30 штатах, а также укрепит долгосрочную безопасность США».
Дмитрий Песков также заявил, что конфискация российских активов «нанесет непоправимый ущерб имиджу Соединенных Штатов Америки, это вынудит многих инвесторов в эту страну спасать свои средства, ибо непоколебимость частной собственности будет нарушена, тем более государственной собственности». Он заверил, что «Америке придется за это ответить».
Впрочем, господин Песков отметил, что «нужно еще разобраться с деталями» законопроекта. Как пояснила газета The Washington Post, конфискация российских суверенных активов рассматривается Вашингтоном и Западом в целом как среднесрочное и долгосрочное решение для финансирования Украины.
Автоматически законопроект не подразумевает изъятие денег РФ — он лишь наделяет президента США правом пойти на подобный шаг, но не обязывает главу Белого дома к этому. По данным СМИ, в США заморожены около $5–6 млрд российских средств.
Другое дело, что, даже если Джо Байден или другой американский лидер и не конфискует активы, Москва вряд ли в обозримом будущем увидит эти деньги. Законопроект прямо запрещает размораживание российских средств до вывода войск РФ с территории Украины в границах 1991 года, включая Крым.
Тем временем официальный представитель МИД РФ Мария Захарова пообещала США «безусловный и решительный отпор». По ее мнению, помощь Киеву обернется «столь же громким и унизительным фиаско США, как в свое время во Вьетнаме и Афганистане».
Но наиболее хлестко выразился зампред Совбеза России Дмитрий Медведев. «Мы, конечно, победим, несмотря на 61 млрд кровавых долларов, которые в основном пойдут в глотку их (США.— “Ъ”) ненасытного ВПК»,— заявил он.
На Западе тоже расценили пакет американской помощи как шанс на победу — правда, не России, а Украины, и горячо приветствовали решение Палаты представителей.
Так, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что новости из Вашингтона несут «большую безопасность в Европе и Северной Америке». Глава Евросовета Шарль Мишель увидел в решении американских законодателей «четкий сигнал Кремлю: те, кто верит в свободу и Устав ООН, будут продолжать поддерживать Украину и ее народ». А председатель Европарламента Роберта Метсола отметила, что помощь из США поможет «украинскому народу защитить себя», что, по ее мнению, «единственный путь к миру». Наконец, глава МИД ФРГ Анналена Бербок сообщила, что «сердца самых важных союзников Украины снова бьются в одном ритме», а министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон заверил: «С этой поддержкой Украина может победить — и победит».
Последнее утверждение, пусть и в более аккуратной форме, совпало с оценкой ситуации президентом Украины Владимиром Зеленским. «Эта поддержка действительно укрепит вооруженные силы (Украины.— “Ъ”), я молюсь, и у нас будет шанс на победу»,— сказал политик. При этом он призвал дождаться одобрения Сената и подчеркнул, что ситуация на поле боя будет зависеть от оперативности поставок. «Это зависит от того, когда мы действительно получим оружие на земле. Если мы получим его через полгода, что ж — у нас процесс застопорится на полгода, мы несем потери по нескольким направления. Потери — в людях, в технике»,— признал господин Зеленский. Он отметил, что у ВСУ «есть шанс стабилизировать ситуацию и перехватить инициативу», однако в этом конфликте «так много переменных, так много факторов».
Экспертные оценки, прозвучавшие в западных СМИ, о том, как возобновление поставок из США повлияет на ход боевых действий, тем временем были довольно противоречивы. Некоторые считают, что это действительно позволит Украине перехватить инициативу. Однако большинство экспертов склоняется к тому, что американская военная помощь в лучшем случае поможет ВСУ стабилизировать фронт, поскольку Вашингтон слишком затянул с решением о выделении Киеву дополнительного финансирования. Кроме того, как отмечает газета The Wall Street Journal, законопроект, принятый Палатой представителей, не решает и не мог решить проблему нехватки личного состава украинской армии. А этот фактор не менее важен, чем поставки вооружений от союзников.