Набор осуждённых в ЧВК «Вагнер» официально прекратился ещё в феврале, а те кто уже закончил воевать – были помилованы и стали чисты перед законом. Возникает вопрос: с фронта они вернулись героями или бывших зэков не бывает? Правильный ответ мы вряд ли найдём, потому что каждый конкретный случай надо разбирать индивидуально, но преступную статистику и новостные сводки данные бойцы-рецидивисты пополняют регулярно.
ЗАКОНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
Как показывает история, практика набирать осуждённых для военных действий не нова, но есть критичные пробелы как со стороны законодательства, так и этики. Что касается первого момента, то на регулярной основе вносятся поправки и новые положения. Например, от 3 ноября к постановлению Правительства Российской Федерации от 27.10.2023 г. № 1789 была добавлена, если говорить простым русским языком, постановка на воинский учёт всех осуждённых в российских колониях. Ранее граждан с судимостями в армию не набирали.
Хотя уже год назад Владимир Путин подписал закон, который позволял призывать на военную службу во время мобилизации лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость по некоторым тяжким преступлениям (кроме судимости за госизмену, шпионаж, посягательство на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооружённый мятеж и другие подобные преступления). В июне этого года также были небольшие поправки. Был подписан закон, который разрешает призывать на службу по контракту граждан с судимостью во время действия военного положения или мобилизации. Ещё закон позволяет заключать контракт с отбывшими наказание людьми, если их судимость снята или погашена, а также с теми, кто совершил преступления небольшой или средней тяжести, если предварительное расследование приостановлено.
ГЕРОИ ИЛИ ПРЕСТУПНИКИ
Официальный Telegram-канал Пригожина озвучил этим летом следующую статистику: «Справочно: на 18 июня 2023 года убыло домой по окончании контракта 32 000 лиц из числа ранее осуждённых и принимавших участие в СВО на территории ЛНР и ДНР в рядах ЧВК «Вагнер». Совершено теми, кто вышел на свободу и закончил контракт, 83 преступления, это 0,25 % от общего количества убывших, это в 80 раз меньше, чем у лиц, освобождающихся из мест лишения свободы за аналогичный период без заключения контракта с ЧВК «Вагнер»».
Ранее он указывал, что всего было завербовано 50 тысяч зэков, из них около 20% погибли.
Так например, ростовское интернет-издание DONDAY сообщает, что в августе месяце в областном городе Гуково боец ЧВК «Вагнер» едва не убил и изнасиловал товарища. 43-летний мужчина был завербован в ряды ЧВК из колонии. Он находился в зоне боевых действий и спустя полгода после нахождения там прибыл в город. Вместе со своим товарищем они решили выпить. Мужчины накрыли стол, начали употреблять спиртное. Между ними завязалась ссора. В ходе словесной перепалки «вагнеровец» схватил нож со стола и несколько раз ударил в спину приятеля. Когда мужчина упал на пол, он стащил с него штаны, взял веник и в грубой форме надругался над несчастным. Подозреваемого задержали и возбудили уголовное дело по статьям «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» и «Изнасилование».
В этом же месяце домой в Архангельскую область вернулся Вячеслав Самойлов из Новодвинска. В 2021 году, будучи в алкогольном опьянении, он поссорился со своей сожительницей – 33-летней Ольгой Шляминой, а после убил её, обезглавил и расчленил. Останки девушки (у неё остался малолетний сын) он спрятал в лесу на территории недостроенного завода. Свою вину Самойлов признал – суд дал ему 9 лет колонии. Но в колонии он вызвался поучаствовать в спецоперации на Украине, выжил, а через полгода оказался дома с мамой. «Я дождалась, вернулся сын!», — написала мать Самойлова в соцсетях 13 августа.
И таких историй всё больше и больше. Но почему те, кто выжил и вернулся к мирной жизни после СВО, продолжают совершать преступления? Почему обычные бойцы находятся в зоне боевых действий бессрочно, а бывшие зэки – уже дома? И кто из органов осуществляет за ними надзор? Вопросов много, а ответы найти сложно. Редакция «Совершенно секретно» поговорила с пострадавшими от преступлений тех, кто из зоны отправился на СВО. Все они – убийцы, были осуждены по ст. 105 УК РФ.
УБИЙЦА ВЕРЫ ПЕХТЕЛЕВОЙ ВЫШЕЛ НА ФРОНТ
28 июля 2022 года суд вынес приговор Владиславу Канюсу – 17 лет строгого режима за убийство кемеровской студентки Веры Пехтелевой, которое было совершено с особой жестокостью. Пара встречалась, но в роковую ночь 14 января 2020 года 23-летняя девушка решила окончательно порвать отношения и приехала к бывшему парню забрать личные вещи. Живой из квартиры она уже не вышла. Канюс на протяжении четырёх часов мучил жертву и нанёс не менее ста повреждений различной степени тяжести. Соседи восемь раз вызывали наряд полиции, но никто не приехал. От безысходности они самостоятельно вскрыли дверь ломом, но Веру не удалось спасти. Канюс задушил её шнуром от утюга.
У семьи Пехтелевых имеется решение суда, на основании которого их должны ставить в известность о любых перемещениях осуждённого. Но весной этого года неравнодушные люди подсказали родителям Веры, что Владислав Канюс уже давно находится в зоне СВО и участвует в боевых действиях в составе частной военной компании.
«Мы с отцом Веры подали кассационную жалобу в областной суд, но на его сайте движения не было. В канцелярии суда нам ответили, что не могут найти Канюса, – рассказывает «Совершенно Секретно» об инциденте дядя девушки Владимир. – Последняя информация, которая у них есть, это то, что он отбыл во ФСИН Ростовской области, поэтому дело не могут направить в кассацию. Мы обратились и в прокуратуру с просьбой разобраться, но там отказали, сообщив, что это не в рамках их компетенции. Если ситуация подтвердится, то, скорее всего, этот убийца окажется на свободе уже через полгода».
Полгода ушло на переписки с разными государственными органами и судебными инстанциями, только осенью удалось получить официальный ответ от Минобороны России: «Канюс В.Р. дал согласие и убыл в зону проведения специальной военной операции в составе добровольческого подразделения согласно соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации».
Отец девушки отмечает, что в нарушение Конституции РФ, а также Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», не разъяснено – какие именно нормативно-правовые акты имелись в виду. Семья Пехтелевых неоднократно указывала в своих официальных обращениях, что исчезла возможность получить судебную защиту, также не исполняются решения по исполнительным листам, то есть потерпевших лишили как возможности восстановления социальной справедливости, так и компенсации морального вреда. В октябре кассация в пятом апелляционном суде общей юрисдикции прошла без осуждённого и оставлена без удовлетворения.
Зато Канюс регулярно посещает личный аккаунт в одной из социальных сетей и даже выкладывает фото в военной экипировке. Кстати, часто читает русскоязычный паблик про жизнь релокантов в Америке.
Конечно, за эти полгода в поисках справедливости семья девушки своими силами искала информацию и выясняла, где всё-таки находится убийца их дочери. На основании официальных ответов от разных государственных структур они пришли к выводу, что после местной исправительной колонии в апреле этого года Канюса отправили в ГУФСИН Ростовской области, потом он был помилован и сразу убыл в зону проведения специальной военной операции в составе добровольческого подразделения (скорее всего, Министерства обороны РФ). Причём во многих документах была информация, что он «в базе данных не идентифицируется», а судебная система его просто «потеряла».
«Сколько было проделано работы областной прокуратурой и Следственным комитетом, чтобы доказать виновность Канюса в преступных деяниях по трём статьям: убийство с особой жестокостью (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ) и незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ), – комментирует приговор убийце отец девушки Евгений. – А областной суд практически опроверг обвинительное заключение. Парадокс! Если ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает за убийство с особой жестокостью пожизненное лишение свободы, и даже речь идёт о смертной казни в этой статье, то хотя бы для приличия дали бы пожизненное, а не 17 лет. А вообще он заслуживает смертной казни, такой изверг не должен жить среди людей».
В конце октября по истечении шести месяцев службы у Канюса должен начаться либо отпуск, либо он окончательно вернётся на свободу, то есть демобилизуется и встанет на учёт в военкомате. Он уже не осуждённый, но имеет новый статус – является военным, возможно, ветераном боевых действий, поэтому стоять на учёте в МВД не будет. Соответственно, ему полагаются привилегии, выплаты и пенсии как обычным защитникам Отечества.
ПОМИЛОВАННЫЕ
Не менее ужасная история произошла в 2019 году в Бердске. Мать двоих детей Ирина Синельникова в одиночку без мужа поехала показывать автомобиль потенциальным покупателям. Мужчин было двое. Они попросили женщину прокатиться в качестве тест-драйва.
Из приговора суда: «11 января 2019 года, около 11 часов, на парковке Белоусов и Фурсов встретились с Б., под предлогом покупки автомобиля сели в него. По просьбе Фурсова о предоставлении возможности управления автомобилем для оценки ходовых качеств, Б., выехав на автомобильную дорогу, пересела на переднее пассажирское сиденье, а Фурсов – за руль. Управляя автомобилем, он проехал в <адрес>, развернул автомобиль и продолжил движение в сторону <адрес>. После того, как Белоусов, находившийся на заднем сиденье, в соответствии с вышеуказанной договорённостью сказал: «Берём?», и Фурсов положительно ответил, при следовании у дома по <адрес>, Белоусов напал на Б.: накинул на её шею заранее приготовленную удавку и стянул образовавшуюся петлю, перекрывая доступ кислорода в её лёгкие. Фурсов, поддерживая действия Белоусова, нанёс электрошоковым устройством не менее 3 ударов разрядом электрического тока в области шеи, головы и лица Б., не менее 3 ударов рукой по голове и лицу Б.».
После этого мужчины связали жертву, положили в багажник, привезли на место убийства и задушили. Потом перепродали автомобиль всего за 155 тысяч рублей. Тело женщины нашли в соседнем регионе.
Суд состоялся в марте 2021 года. Белоусова приговорили к 18 годам лишения свободы, а Фурсову дали 21 год. Отбывать наказание их отправили в колонию строгого режима. Но в сентябре этого года осуждённые за убийство уже были на свободе – после прохождения службы в зоне СВО в составе ЧВК «Вагнер».
«У меня знакомый есть в полиции. Его попросили нам, родственникам, передать, что они на свободе, – поделился информацией с редакцией «Совершенно Секретно» муж убитой Константин Синельников. – Сказали, что один лишился ноги и за травму получил три миллиона, теперь сидит дома. Второй тоже сюда приезжал».
Мужчина отмечает, что не планирует добиваться справедливости, ведь идёт СВО, и в нашей стране действуют законы военного времени. Стоит отметить, что после амнистии пострадавшие семьи не получают выплаты от осуждённых в качестве моральной компенсации.
А ЕСТЬ ЛИ НАДЗОР?
Согласно российским законам, за участие в боевых действиях преступники получают помилование, свободу и даже какие-то выплаты. Но ни за какие деньги не вернёшь жизни их жертвам. И никто не даёт гарантии, что не случится рецидив. Редакция «Совершенно секретно» пыталась выяснить, контролирует ли бывших зэков после СВО кто-то из государственных органов, есть ли специальный надзор или учёт, ходят ли они отмечаться? Запросы были отправлены в ГУФСИН, МВД и Росгвардию. Представители пресс-служб данных ведомств чётко дали понять, что они не занимаются данными категориями граждан. А кто-то даже намекнул, что контроля и вовсе нет.
Вспомним статистику из официального Telegram-канала Пригожина. Смеем предположить, что именно данная структура ведёт подобный учёт, так как ЧВК является последней инстанцией перед окончанием службы. А потом бывшие зэки уже в статусе военнообязанного встают на учёты в военкоматы.
Так почему же может случиться рецидив? Кто-то не до конца отсидел долгий срок и вернулся из зоны СВО на свободу. Но даже с чистой биографией, без судимости, нет элементарных навыков и желания достойно зарабатывать. Выплаты быстро заканчиваются, и, возможно, человек снова решится на преступление. Конечно, есть и такие, кто, не найдя стабильной работы, снова возвращаются на СВО. Хотелось бы вспомнить громкие слова Евгения Пригожина: «Либо ЧВК и зэки, либо ваши дети – решайте сами!»
На данный момент вокруг ЧВК «Вагнер» много неподтверждённой информации. В официальном Telegram-канале депутата Госдумы и бывшего советника главы Росгвардии Александра Хинштейна ещё 1 ноября был опубликован пост, который развеивает слухи: «Начиная с конца прошлой недели, в соцсетях и Telegram-каналах активно разгоняется тема вхождения бывших подразделений ЧВК «Вагнер» в состав Росгвардии… Якобы в Перми уже начался набор в ЧВК, «ставшей частью Росгвардии»… Я неоднократно уже комментировал подобные слухи, вызванные в том числе и нашими законопроектами о праве Росгвардии создавать добровольческие формирования. Повторюсь вновь. Ни о каком вхождении ЧВК в Росгвардию нет и не может быть речи. Бывшие бойцы смогут заключать контракты, как добровольцы, только в индивидуальном порядке. Структурное поглощение ЧВК Росгвардией – невозможно по определению».
Ещё по информации в СМИ – главой ЧВК «Вагнер» стал 25-летний сын Евгения Пригожина. Как рассказывал сам Пригожин, Павел на службе в Сирии за выполнение особо сложных задач получил награду «Железный чёрный крест» – внутреннюю награду ЧВК, аналог Ордена Мужества.
Но многие эксперты сомневаются, что молодой, не имеющий авторитета у наёмников, Павел Пригожин сможет подхватить «наследство» своего отца.
Ну а родственникам Веры Пехтелевой, Ирины Синельниковой и многих других жертв преступников, остаётся только беспомощно наблюдать за судьбой вернувшихся живыми из зоны боевых действий убийц и душегубов их детей, жён и матерей.
Правда несправедливость, когда мобилизованные и контрактники обязаны служить до окончания СВО, а бывшие заключённые могли через полгода оказаться на свободе, похоже, будет исправлена.
Как сообщил в сентябре депутат Госсовета Республики Татарстан Эдуард Шарафиев, завербованные на войну заключённые будут воевать до завершения СВО – как и мобилизованные.