Начали действовать новые справочники стоимости запчастей для оценки восстановительного ремонта по ОСАГО. Согласно им средняя цена на детали выросла на 2,6%. В то же время дефицит на рынке запчастей никуда не делся. Поэтому и страховщики, и дилеры предлагают увеличить сроки ремонта автомобилей, а также наложить мораторий на штрафы и пени за неисполнение сроков. Что же происходит на рынке запчастей и чего ждать? Как изменится цена на компоненты? Об этом корреспонденты "РГ" поговорили с экспертами.
По мнению президента маркетплейса Autodoc.ru Владислава Соловьева, отрасль постепенно адаптируется к новым условиям.
- В конце февраля - начале марта текущего года мы испытали шок прежде всего от скачка курса российской национальной валюты. Далее подоспели западные санкции, многие ведущие зарубежные автомобильные концерны остановили официальные поставки оригинальных запчастей в Россию. Большим вызовом также стала продолжающаяся турбулентность на логистическом рынке, когда из России в одночасье ушел ряд ведущих западных компаний, занимающихся контейнерными перевозками, - рассказал Владислав Соловьев.
Но, по его мнению, с середины лета ситуация постепенно выправляется. Начинают выстраиваться новые логистические цепочки поставок. Все больше поступает товара через нейтральные и дружественные страны, через Турцию, Китай, ОАЭ, страны ЕврАзЭС. Налаживаются схемы поставок по параллельному импорту. Законодательная база для таких схем почти принята, в настоящее время настраиваются бизнес-процессы, связанные с такими поставками участников рынка.
Впрочем, оптимизма по этому поводу не разделяет член правления Союза автосервисов Илья Плисов. По его словам, только в августе появилась возможность ввозить запчасти по параллельному импорту. Сейчас большинство дистрибьюторов только начинают с ним работать. И в основном везут неоригинальные запчасти.
- При работе с аналоговыми деталями возникают сложности, - пояснил Илья Плисов, выступая на круглом столе "Импортозамещение в ОСАГО". - Артикулы деталей могут не соответствовать, поэтому поиск запчастей усложняется. Кроме того, деталь с соответствующим артикулом может не подходить к конкретному автомобилю.
Кроме того, по его словам, не в каждом случае можно найти необходимую аналоговую деталь. Их просто не выпускают. Как правило, неоригинал производят только наиболее массовых запчастей. Для редких машин аналогов нет. Также большинство производителей не выпускает технически сложных устройств. Например, блоков управления подушками безопасности. По оценкам Союза автосервисов, более 30% запчастей в качестве аналогов не производится.
Цены на запчасти продолжат расти, считает эксперт. Поскольку локализовать производство в России тоже сложно. На сегодняшний день такие производители не обладают достаточными компетенциями, необходимым дорогим оборудованием, квалифицированным персоналом, а также патентами. Да просто так взять и скопировать чужую запчасть не получится. Необходимо получить патент.
А сложности с доставкой запчастей, их нехватка порождают другие проблемы. Страховщики стараются возмещать ущерб деньгами, а не ремонтом. Поскольку ремонт может превысить сроки, установленные законом, а за это им придется платить штрафы и пени. Дилеры стараются всячески избежать гарантийного ремонта по той же причине. А при ремонте неоригинальными запчастями могут возникнуть сложности с сохранением гарантии на автомобиль.
И именно по этой причине все причастные к ремонту автомобилей предлагают законодательно продлить его сроки, а также убрать, хотя бы временно, штрафы и пени.
Если речь идет о ремонте негарантийных машин, там все проще. На уровне договоренности с клиентом.
Что же касается дефицита запчастей, то решить их могут еще два варианта. Первый - это восстановительный ремонт поврежденных запчастей, а не их замена. Второй - подержанные запчасти. Об этом заявил на том же круглом столе завкафедрой экономической промышленности РЭУ им. Плеханова Андрей Быстров.
По его словам, в условиях дефицита решить вопрос с поставками можно тремя путями. А именно параллельным импортом, выпуском аналогов в нашей стране или использованием бывших в употреблении деталей. Обеспечить бесперебойный ввоз запчастей пока не получается, для их производства в России зачастую не хватает компетенций.
Остается только вариант с подержанными деталями.
Впрочем, этот вариант порождает другие опасения. Есть риск, что после этого резко вырастет количество угонов автомобилей на запчасти.
Мнения
Роман Тимашов, директор по сервисному обслуживанию Автодом Алтуфьево:
- Вопрос с альтернативной поставкой запчастей можно считать решенным. Ситуация далека от идеальной, есть проблема с ритмичностью поставок, "устойчивостью" каналов. Периодически возникают вопросы с наличием тех или иных позиций, но в целом, повторюсь, ситуация стабилизируется.
Думаю, в дальнейшем запчасти будут дорожать. В основном это связано с увеличением издержек на энергоносители и сырье. На сколько, сказать сложно, слишком много факторов формируют стоимость запчастей.
К дефицитным позициям также можно отнести кузовные запчасти, поскольку логистические цепочки стали дороже и сложнее. Ограничено и количество уникальных запчастей под VIN автомобиля, например, мехатроник, электронные ключи, элементы декора. Остается сложная ситуация с запчастями для агрегатных ремонтов - блок ДВС, поршни, шатуны, вкладыши, а также с электронными компонентами - блоки, датчики и проч.
Илья Иванский, руководитель сервисного направления сети автосалонов Fresh Auto:
- В августе автозапчасти для некоторых автомобилей серьезно прибавили в цене. Например, на 39 - 128% подорожали комплектующие для всех китайских кроссоверов, несмотря на то что автопром КНР позиционирует себя как один из самых доступных на российском рынке. Рекордный рост ценников на комплектующие зафиксирован и для моделей Lada - с марта по август он составил 33%, для моделей Kia - 20,8%.
На сегодня дефицита автокомпонентов нет, но, к сожалению, большинство прогнозов говорят о том, что осенью он появится.