«Это наше политическое заявление: каждый может делать со своим телом то, что хочет» — так Мерт Алас и Маркус Пиггот говорят о своей капсульной коллекции для Dsquared2, которая в феврале начнет продаваться в ЦУМе. Большая часть вещей — комбинезоны, бомберы, прозрачные топы, худи, футболки оверсайз и пиджаки черного и белого цветов с вкраплениями красного, розового, кобальта и серебра — подойдут и девушкам, и парням. Размерный ряд — от XS до XXL. И наконец, тут и там по вещам из коллекции разбросаны фрагменты самых знаменитых снимков Mert & Marcus, в том числе Кейт Мосс, целующая трансгендерную модель Лею Ти, и поцелуй двух юношей. «Мы вдохновлялись клубной культурой, в которую с головой ушли в 1990-е, и стилизовали логотип под один из символов эпохи — клейкую ленту с эмбоссированием (выпуклое тиснение, как на банковских картах)».
Коллекция называется Mert & Marcus 1994. И это год, когда турок Алас и валлиец Пиггот познакомились на вечеринке на пирсе в английском приморском городе Гастингсе (Маркус попросил у Мерта огонька). Вскоре они перебрались в заброшенный лофт в Восточном Лондоне и опубликовали свои первые фотографии в Dazed & Confused. Они снимали кампании для Джорджо Армани, Роберто Кавалли, Miu Miu, Gucci, Yves Saint Laurent, Givenchy и, наконец, Dsquared2 — с брендом они работают и дружат с 2005 года. В их объективе побывали Леди Гага, Мадонна, Дженнифер Лопес, Рианна, Линда Евангелиста, Натали Портман и Кейт Мосс. Большая часть снимков дуэта оказывается на обложках и страницах Vogue и W. Кейт и Леа Ти украшали обложку андрогинного номера Love Magazine. А вот на одежде их кадры впервые. «Выйти на улицу, нарушить законы искусства и фотографии. Это интересный опыт!»
Коллаборации художников с брендами сегодня не новость: Louis Vuitton и Джефф Кунс, посвящение Coach Киту Харингу, союз Calvin Klein и Фонда Энди Уорхола и теперь вот JW Anderson × Гилберт и Джордж — но везде работы художников украшали одежду или аксессуары, которые придумали дизайнеры бренда. Cотрудничество c Dsquared2 начиналось так же: однажды вечером Дин и Дэн Кейтены, канадские близнецы-основатели Dsquared2, написали Мерту и Маркусу, как им нравится их потрясающе современный взгляд на мир, и спросили, что они думают по поводу принтов их фоторабот на вещах марки. «Мы подумали: вот это круто. А потом решили: будет еще лучше, если все сделаем сами», — говорит Мерт.
Работа длилась полгода. В Берлине они встречались с молодыми поэтами, художниками и музыкантами, вдохновлялись их образом жизни. «Он напомнил о временах нашей молодости, когда мы были свободны: два парня, у которых были только мечты и ничего больше», — вспоминает Мерт. Кстати, Дин и Дэн Кейтены свою первую коллекцию выпустили тогда же, в 1995 году. В коллаборации сошлось все: «Боуи и берлинская электроника, прошлое, настоящее и искра, которая проскальзывает между ними».
Мерт и Маркус создали дизайн-студию в своей фотомастерской, просмотрели десятки цветопроб, ездили на фабрики и провели много часов в ателье с Дином и Дэном, «сшивая джинсы или раскраивая одежду». Потом дело дошло до выбора фото. Курящая Кейт Мосс была выбрана первым делом. Что касается других: «Мы понимаем, что красивый портрет, возможно, продается лучше, но предпочли поцелуй двух мужчин. Мы пришли из этой культуры, мы ею знамениты», — говорит Мерт и напоминает о сотрудничестве дуэта с amfAR, американским фондом по исследованию СПИДа. «Мы славимся своей скрупулезностью: иногда сутки или даже недели работаем над одним снимком, добиваясь нужного черного или белого цвета, — говорит Маркус. — И печать на хлопке, шелке или той хлопчатобумажной ткани, которую мы использовали для спортивных костюмов — мы ее помним с 1990-х, — это была непростая задача. Потому что мы знаем, что черный цвет с фотографии не будет таким же на ткани».
Есть ли у них вещи-фавориты? Мерту нравится красный комбинезон, в то время как Маркус предпочел бы его в черном цвете. Оба с нежностью говорят о серебряных брюках, вспоминая, что у Маркуса были очень похожие в 1990-х (и рыжие волосы вдобавок), а Мерт всегда хотел взять их поносить. Но для них важно не создавать одежду для собственного гардероба, а «видеть на улице молодых людей в наших вещах». Им так понравился процесс, что они готовы повторить. И это вполне реально. Дин и Дэн в один голос подтверждают, что вещи Мерта и Маркуса удивительно точно отражают стиль марки: они «спортивные и гламурные, непринужденные и экстравагантные, мужественные и женственные одновременно. Короче говоря, вещи для узкого круга классных мальчиков и девочек».
Помимо искреннего гимна свободе, в том числе гендерной, их коллекция, по словам Мерта, о «любви, понимании и уважении». «А еще об общей страсти и умении делить ответственность, чтобы достичь цели, — добавляет Маркус. — Нам легко работать вместе». И это видно по разговору. Оба утверждают, что тусовки давно в прошлом. «Мы не были в лондонских клубах лет десять! — уверяет Мерт. — Предпочитаем более камерные собрания у друзей». (Которые, судя по их инстаграму, не такие уж и спокойные.) Они обожают соцсети, главным образом именно за свободу, которую они дают: «Иногда листаешь ленту и видишь потрясающие изображения. У молодых людей сейчас намного больше возможностей, у них есть площадки для самовыражения, и нам нравится наблюдать за тем, как они это делают и какой это имеет эффект». Их коллекция для Dsquared2 без лайков точно не останется.