...Станция метро «Автозаводская», центр зала. По платформе мечется пожилая женщина:
— Скажите, а как пройти к станции на новое кольцо? — пристает она к пассажирам. Минут через пять ей подсказывают дорогу. На столбе неподалеку одиноко висит объявление со стрелкой «МЦК».
Московское центральное кольцо открыли 10 сентября. Для столицы это знаковое событие: считайте, в городе появилась вторая кольцевая линия подземки, но с новыми составами-«Ласточками» и новыми видами на столицу. За выходные воспользоваться МЦК поспешили сотни тысяч людей, создав даже импровизированный час пик. Корреспондент «МК» прокатился по кольцу в первый рабочий день со станции «Автозаводская» и узнал, в чем плюсы и минусы наземного метро.
Интернет-сервис обещает, что на пересадку от станции метро «Автозаводская» до одноименной, но уже на кольце, придется затратить около 10 минут. Выходим на улицу: на первом же указателе у метро стрелки предательски показывают… наверх. Сразу и не сообразишь, направо нужно путь держать или налево. Логика и прохожие подсказывают направление. Дальше идем уже строго по стрелкам прямо к надземному переходу.
— Я уже предчувствую, как потащусь с сумками по колено в снегу или воде, — говорит москвичка Елена Дягтерева. — Можно, конечно, по старинке ехать с несколькими пересадками от «Римской» до «Автозаводской». Но ведь если открыли кольцо, то почему бы не сделать это нормально?..
Вопрос пересадки с метро или наземного транспорта на МЦК — больной для пассажиров. Самыми удобными для пересадок признаны станции «Владыкино» и «Проспект Гагарина»: выходить на улицу при переходе не нужно, достаточно просто по тоннелю спуститься в подземку.
— Мы сегодня едем в первый раз, — рассказали «МК» два парня-студента на станции «Локомотив» (пересадка с «Черкизовской» красной ветки). — И, честно, говоря, шли мы от своей маршрутки минут 10 — долго что-то…
Москвичи рассказывают, что при выходе со станции «Ботанический сад» в сторону улицы Докукина попадаешь в полную темноту: нет ни освещения, ни навигации. А по пути к «Стрешнево» идти вообще приходится по деревянным настилам и грязи.
…Доходим до станции «Автозаводская». Особенность остановки в том, что станция «встроена» в уже существующий надземный переход через ТТК. С экономической точки зрения идея прекрасная. А вот, скажем так, с эстетической… Отмыть переход к торжественному открытию МЦК никто почему-то не додумался. В итоге десятки пассажиров узнали, что местные бомжи используют его в качестве туалета.
Следующее, с чем сталкиваются пассажиры кольца, — подъем или спуск на платформу. Пандусы есть, но не везде.
— Я заходила на «Бульваре Рокоссовского», — говорит молодая мама с коляской. — Там вообще лестниц нет, только эскалатор. Пришлось просить мужчин, чтобы помогли мне. Сейчас еду до «Шелепихи», как буду там спускаться — не знаю…
На станции «Нижегородская», по словам другой пожилой пассажирки, ситуация обратная: эскалаторов нет, а вот ступеньки на лестнице оказались очень высокими.
Сами платформы сделаны по типу остановок пригородных электричек. Выглядят прилично: везде чисто, есть скамейки и электронное табло, со схем движения еще даже не сорвали защитную пленку. Но с навигацией возникли некоторые проблемы.
— Ох, и где же тут схема-то движения… — говорит пожилая москвичка на станции «Белокаменная». — Я сама живу недалеко от «Бульвара Рокоссовского», решила вот опробовать, что это за чудо такое. Спустилась в метро — схемы не нашла. Потом пошла на станцию МЦК — там тоже карты нет. Приехала на «Белокаменную». Тут тоже ничего нет. Как понять, куда ехать?..
Да, навигация пока откровенно хромает. В вагонах висят нормальные, полные схемы, где МЦК интегрировано с метро. А вот на платформах почему-то решили оставить только плакаты с перечислением станций. Просьба от всех пассажиров: повесьте на платформах полные схемы!
Электронные табло на одних остановках работают идеально, а на других — как получится. На станции «Локомотив», например, застыла надпись «Открытое шоссе со всеми остановками», понять которую мы не смогли (станции «Открытое шоссе» нет). Ждать поезда придется около 10 минут: о таком времени прибытия предупреждают цифры на табло. И вот станция «Хорошево», приезжает новенькая «Ласточка»…
— Коля, возьми Машеньку, а я Сашу подниму! — женщина кричит мужу, чтобы тот затаскивал детей в вагон. Сами малыши своими крохотными ножками такой большой шаг между поездом и платформой сделать не смогут. Платформы стали значительно шире и ниже выхода из вагона — придется сделать шаг вниз. Где-то (как на станции «Хорошево») — внушительный, а где-то (на большинстве платформ все-таки) — не очень.
Теперь о хорошем. Новенькие вагоны вызывают только восхищение.
— После потрепанного метро ощущение, что в Европу попал, — говорит мужчина, удобно устраиваясь в синеньком кресле. — Роскошь невиданная: мягко, удобно, поручни есть… И туалет чистый: если его сохранят в таком виде, то я снимаю шляпу!
Небольшим недостатком составов можно считать новенькие двери между вагонами: слишком тугие и требуют недюжинных усилий для открытия. Но и они, возможно, со временем разболтаются. Вопрос немного в другом: а пригодны ли «Ласточки» в принципе для таких нагрузок? Искусственный час пик, созданный желающими посмотреть и оценить МЦК, показал: проходы в поездах узкие, за 10 минут ожидания на платформах может скопиться неплохая толпа.
И, конечно, та же «Хорошево» — пока что рекордсмен в списке станций с самыми неудобными пересадками. От нее до станции «Полежаевская» — «всего-то» две автобусных остановки.
— И куда нам теперь идти?.. — на выходе из вестибюля толпа людей озадаченно смотрит по сторонам. Ни намека на стрелки или что-то подобное. Самые оснащенные полезли в навигаторы, остальные стали приставать к прохожим.
— Нет, я так каждый день скакать не буду, — говорит уже в автобусе одна старушка другой. — Это ж с электрички на автобус, а потом еще на метро. Летом бы пешочком прошлась, но тут же грязно, некрасиво…
Пешком до метро идти 20 минут — и, увы, не по красной ковровой дорожке.