Известный телеведущий лично побывал на месте трагедии, а наш корреспондент его сопровождала на всем протяжении пути
Совместная экспедиция «Комсомольской правды» и программы телеканала «Россия 1» «Андрей Малахов. Прямой эфир» попробовала раскрыть эту тайну...
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ
Впервые за 60 лет расследования этого дела на место трагедии были доставлены настоящие специалисты. Наша экспедиция привезла Эдуарда Туманова - одного из лучших судмедэкспертов страны, доцента кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медуниверситета им. Пирогова, одного из лучших в мире специалистов по лавинам - доцента кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ Виктора Поповнина и одного из главных на сегодняшний день экспертов по изучению тайны перевала Дятлова - писателя Николая Андреева. Возглавлял полевые работы член Русского географического общества и один из опытнейших туристов России (45 лет стажа, сотни экстремальных водных, сухопутных и подземных экспедиций), главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Сделал свой вклад в раскрытие тайны и самый популярный телеведущий страны Андрей Малахов. На протяжении всей поездки его сопровождала автор этих строк - журналист «КП» Наталья Варсегова.
ПРИВЕТ, АНДРЕЙ!
В Екатеринбург мы вылетели в 6 утра. Для Андрея эта ночь была бессонной. Снимали очередной выпуск «Прямого эфира». Это только с экрана телевизора жизнь телезвезды кажется легкой. На деле у ведущего жесткий график съемок, поездок, выступлений, интервью.
Из аэропорта «Кольцово» мы сразу поехали на кладбище, где похоронены дятловцы. Там же мы должны были встретиться с участниками поисков группы - Петром Бартоломеем и Михаилом Шаравиным. И даже на кладбище к Андрею подходили с просьбой сфотографироваться.
Академик Бартоломей, едва поздоровавшись, выдал, что знает, где нужно искать правду о трагедии:
- Нужные документы должны храниться в архиве Генеральной прокуратуры России. Ведь не зря же в 1959 году в Свердловск лично прилетал заместитель прокурора РСФСР. Значит, он курировал следствие и об этом деле знали на самом верху.
МАЛАХОВ? ДА ЛАДНО!
До Ивделя ехали поездом. Возле купе Андрея - ажиотаж. Ну как не сфотографироваться с любимым ведущим?
- Ой, девочки, а я рядом с ним такая страшная получилась! - сокрушается одна из проводниц, глядя на телефон. - А можно, Андрей, я перефотографируюсь?
Усталый Малахов никому не отказывает.
В Ивдель прибыли глубокой ночью. У входа в гостиницу Андрея окликает пара.
- Неужели это вы? - удивляются оба. - Да ладно! А можно с вами сфотографироваться?
В 8 утра мы уже были в гостях у Веры Беллендир, экс-директора Ивдельского историко-этнографического музея, которая рассказала, что дятловцев на самом деле было 11 - с ними шли дети именитого генерала Лелюшенко.
Документальных подтверждений этой истории нет, да и родственники генерала эту версию отрицают. Тем не менее эта утка порой всплывает. В интернете такой феномен обозначают тремя буквами - ОБС - одна бабка сказала.
«ЗДЕСЬ ПОЛНО БУНКЕРОВ!»
До перевала мы добирались на вертолете. Никакого барства в этом нет, просто на снегоходе до перевала добираться день, а у Андрея, как я уже писала, жесткий график.
Через час мы уже высаживаемся на перевале - со второй попытки. Первым нас встречает жуткий ветер. И он реально сбивает с ног.
На перевале Малахова ждали. Манси Альбина Анямова и турист Сергей Власов. Но если 62-летнюю Альбину привезли специально на интервью, то Сергей приехал ради встречи с ведущим аж из Челябинской области. И все, чтобы поведать Андрею жуткую историю. Оказывается, прямо здесь, на перевале, есть подземные бункеры, откуда иногда выходят автоматчики и расстреливают глупых туристов. С дятловцами якобы такая беда и случилась. Доказательства? ОБС!
А БЫЛА ЛИ ЗДЕСЬ ПАЛАТКА?
На склоне Холат-Чахля Малахов вместе с другими участниками экспедиции ставил палатку, обсудил с главным редактором «Комсомолки» Владимиром Сунгоркиным, могла ли она вообще стоять здесь, учитывая, какой силы ветер постоянно дует в этих местах.
- Давайте пройдем путь до кедра, - предложил Андрей и пошел вниз по склону через каменные гряды.
Пройти путем дятловцев – важно для каждого исследователя, чтобы оценить ситуацию. Вот ты кое-как идешь эти 1,5 км в хорошей одежде и обуви, а они тогда шли – полураздетые и разутые.
Я хорошо помню, как в 2013 году сама попыталась пройти этот путь в носках. Из-за жесткого, цепляющего снежного наста носки быстро сползают, оголяя ступни. Ноги моментально стынут, снег впивается в подошвы как иглы. Через 5 минут холодом пронизывает все тело, тебя трясет от холода и зубы отстукивают морзянку.
50 метров пути только смогла я выдержать. Как туристы прошли 1,5 км, не потеряв носков, не поранив в ночи на камнях ноги, не остановившись от боли — я не могу представить.
В низине у кедра ветер стих. Появились сугробы. Настолько глубокие, что пешком их преодолеть невозможно. Впервые в жизни Андрей надел снегоступы и пошагал в глубь леса. Там у кедра Владимир Сунгоркин за минуту развел костер из старого валежника.
- С таким костром сложно замерзнуть, - объяснил Владимир Николаевич Андрею. – Это спасение. К тому же дров сухих кругом предостаточно.
МЫ УЛЕТЕЛИ, ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
Об ощущениях от перевала Дятлова мы в дороге говорили немало. Можно много и долго рассуждать о различных версиях, но когда ты оказываешься на месте трагедии, то понимаешь, что вряд ли туристы погибли от банального урагана. У Андрея есть свои соображения. Есть они и у наших специалистов - Туманова, Поповнина, Андреева...
А какие они - узнаете, посмотрев программу «Андрей Малахов. Прямой эфир». Она выйдет 26 марта, на канале «Россия 1» в 17.25.
КСТАТИ
Что пережила экспедиция
Евгений Сазонов
В «Комсомомолке» есть своеобразный отдел путешествий. Это сотрудники, которые едут в самые недоступные точки России по заданию газеты или Русского географического общества. Мы пережили много испытаний - и летних, и зимних. Накатали на снегоходах тысячи километров. Но даже для нас путь на перевал оказался не самым простым.
Дорога напоминала стиральную доску - снегоход пыгал как лодка на волнах. А сани с припасами постоянно ломались - металл не выдерживал таких нагрузок...
Периодически то один, то другой снегоход слетал с трассы и ложился на бок или зарывался в снег - очень трудно было удерживать управление на этом слаломе. А когда выходили на реки, к испытаниях добавлялось форсирование на открытой воды - то здесь, то там появлялись полыньи. Это приходилось делать на полной сокрости - иначе снегоход мог уйти на дно...
На самом же перевале нас встретил пронизывающий до костей ветер и жгучий мороз...