Каждого россиянина ждет его рейс
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: АРТЁМ КОРЕНЯКО. Ежедневная Деловая Газета Рбк
РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ в 2025 году перевезут 146 МЛН ЧЕЛОВЕК, на 14% выше допандемийного уровня. Драйверами роста будут внутренний туризм, субсидирование рейсов и развитие лоукостеров, считают аналитики ВТБ. Среди вызовов — КОРОНАВИРУСНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.
Российские авиакомпании в 2025 году перевезут 146 млн пассажиров, что примерно соответствует нынешней численности населения России. Такой прогноз приводится в аналитическом исследовании компании «ВТБ Инфраструктурный холдинг», проведенном при участии Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ). По оценкам экспертов, трафик вырастет за счет развития внутренних рейсов, а международное сообщение через пять лет так и не восстановится до допандемийного уровня. О причинах будущего роста авиаперевозок внутри страны, рисках и возможностях заработать на акциях авиакомпаний читайте в материале РБК Pro.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО БУДУТ РАСТИ АВИАПЕРЕВОЗКИ
По прогнозу аналитиков «дочки» ВТБ и ЦЭИ, пассажиропоток российских авиакомпаний на внутренних линиях в 2025 году достигнет 95 млн человек, что на 30% больше, чем было в допандемийном 2019 году. На международных линиях удастся перевезти 51 млн пассажиров (минус 7% к 2019 году), оценивают они. Основными драйверами роста полетов по России станут:
• развитие внутреннего туризма;
• субсидирование межрегиональных перевозок в обход Москвы;
• развитие лоукост-сегмента.
По мнению экспертов, поддержку внутреннему рынку в текущем десятилетии должны оказать также новые и существующие узловые аэропорты. Формирование разветвленной маршрутной сети внутренних регулярных авиалиний в России приведет к росту коэффициента «авиационной подвижности» (высчитывается в результате деления количества перевезенных пассажиров на численность населения страны) с 0,88 в 2019 году до 1 в 2025 году и до 1,55 в 2035 году. Это также должно привести к возникновению широкого спектра социально-экономических эффектов. По оценке ЦЭИ, совокупная выручка российских авиакомпаний от осуществления внутренних перевозок к 2019 году составляла 700–800 млрд руб. «Указанный рост авиаподвижности позволит увеличить ее до 1,1– 1,2 трлн руб. к 2030 году без учета инфляционного роста цен на авиабилеты», — отмечается в исследовании. На темпы восстановления зарубежного трафика будет влиять распространение COVID-19 и скорость открытия стран для полетов. На международных линиях трафик в 2025 году превысит уровень 2014 и 2018 годов (в каждом из них российские авиакомпании перевезли 47 млн пассажиров), но так и не достигнет уровня 2019 года (55 млн), указано в исследовании. Ограничения, вызванные COVID-19, оказали катастрофическое влияние на пассажирские авиаперевозки в мире в 2020 году. Пассажиропоток сократился на 60%, или на 2,7 млрд человек в абсолютном выражении (данные Международной организации гражданской авиации, ICAO). За семь месяцев 2021 года падение составило 47%, привел данные гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на встрече с президентом Владимиром Путиным 16 ноября. Мировая авиаотрасль по-прежнему находится в глубоком кризисе, подчеркнул топ-менеджер.
ПОЧЕМУ АВИАПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ БЫСТРЕЕ
В октябре российские перевозчики обслужили 10,9 млн пассажиров и почти достигли объемов авиаперевозок октября 2019 года. В сравнении с показателями за октябрь 2020 года, когда перелеты были существенно ограничены из-за COVID-19, отмечается рост авиаперевозок на 60%, сообщила пресс-служба Росавиации. Темпы восстановления глобального рынка низкие, а рынок России является лидером по восстановлению внутренних перевозок, указывал Полубояринов. Тем не менее, по его словам, возврат к уровню 2019 года ожидается не ранее 2023-го. Российские авиакомпании демонстрируют наилучшую динамику благодаря значительному росту спроса на внутренние направления в пандемию, пишут аналитики «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и ЦЭИ. В первую очередь это коснулось курортов черноморского побережья, что было вызвано недоступностью популярных зарубежных направлений для российских туристов. Высокая нагрузка на туристическую и транспортную инфраструктуру российского юга, последовавший скачок цен, а также нежелание определенной части населения проводить отпуск в Южном федеральном округе повысили интерес к Алтаю, Дагестану и Калининградской области. В январе— сентябре 2021 года, к примеру, пассажиропоток аэропорта Сочи вырос на 65% к аналогичному периоду 2019 года, Минвод — на 24%, Анапы — на 82%, Махачкалы — на 30%, Калининграда — на 67%, Горно-Алтайска — на 239%. Летний сезон 2021 года стал самым удачным за всю историю для перечисленных направлений, отмечается в исследовании.
Аналитики выделили также аэропорты Новосибирска (рост на 1%) и Екатеринбурга (снижение на 7%), которые «демонстрируют уверенную восстановительную динамику». Этот результат связан с увеличением объема региональных перевозок в обход Москвы на фоне роста внутреннего туризма. В 2021 году на поддержку таких рейсов правительство выделило 7,7 млрд руб., в 2022 году — 9,3 млрд руб. Рост перевозок также связан с развитием лоукостера «Победа» («дочка» «Аэрофлота»), говорится в исследовании. Ее доля на российском рынке выросла с 3,3% в 2015 году (первый полный год работы компании) до 12,9% по итогам девяти месяцев 2021 года. Именно такая бизнес-модель, нацеленная на существенное снижение возрастающих издержек (к примеру на авиакеросин), выглядит наиболее жизнеспособной для авиакомпаний, считают эксперты. Летом 2022 года на рынок выйдет второй лоукостер, создаваемый S7 Group, — Citrus.
КАКИЕ РИСКИ ДЛЯ РОСТА ВНУТРЕННИХ ПОЛЕТОВ
Но рост российского рынка в среднесрочной перспективе осложнен рядом факторов. К геополитической неопределенности, наблюдающейся с 2014 года, добавились риски, связанные с распространением COVID-19. А последствия этих факторов усугубляются падением реальных доходов населения, отмечают аналитики «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и ЦЭИ. На транспортный рынок также повлияет решение властей временно ограничить доступ населения к авиаперевозкам через обязательную проверку QR-кодов. «Ввод QR-кодов может существенно сократить спрос на авиаперевозки, что в свою очередь негативно повлияет на доходы авиакомпаний», — говорит младший партнер Bain & Company Сергей Зайцев. S7 предупреждала, что из-за этого спрос на перевозки может упасть на 50%. Эта оценка «выглядит реалистичной», замечает Зайцев. Но ситуация будет улучшаться с продолжением вакцинации, уверен он.
КАК ЭТО ПОВЛИЯЕТ НА АКЦИИ «АЭРОФЛОТА»
Из крупных российских авиакомпаний на бирже торгуются только бумаги «Аэрофлота». Глава ВТБ Андрей Костин 16 ноября на полях международного форума «Транспортная неделя 2021» сообщил, что банк недавно продал акции этой компании, приобретенные за 5 млрд руб. в ходе допэмиссии год назад. «Все продали, с хорошей прибыльностью. <…> В рынок, с прибылью. Чуть ли не 10% заработали на этом», — сказал он. С начала 2021 года акции «Аэрофлота» (AFLT) на Московской бирже подешевели на 7% — с 72,06 руб. 4 января до 67,08 руб., а с начала 2020 года — в 1,5 раза (6 января 2020 года одна акция стоила 103,34 руб.). По прогнозу Refinitiv на основе опроса девяти аналитиков банков и инвесткомпаний, бумаги авиакомпании в ближайший год могут вырасти на 14%, до 76,64 руб. за штуку. Как только начнется существенное восстановление международного трафика, станет возможным возврат инвесторов в акции этой компании, считает аналитик «ВТБ Капитала» по транспорту Елена Сахнова. По ее мнению, это случится после признания российской вакцины за рубежом.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.