В 2013 году на месте теплиц «Липецкагро» было чистое поле. За прошедшийгод предприятие нарастило выручку в четыре раза, до 2,3 млрд руб.,а бренд «Долина овощей» занял место на прилавках крупных ретейлероврядом с совхозом «Московский» и «Белой дачей». Технологичные теплицыпятого поколения уже окупились, и основатель компании ставит перед нейкрайне амбициозные задачи.
В апреле тепличное утро огурцов начинается ровно в 7:00 — но со смещением светового дня сдвинется и оно. Подсветка становится менее яркой, давление повышается на 20 Па в сравнении с уличным, влажность достигает 80%. Из особых «домиков» вылетают 5 тыс. шмелей: все домики открываются нажатием специальной кнопки в центре управления теплицей, общая площадь которой достигает 40 га.
Шмелей закупают в Нидерландах по $100 за улей, в который входит порядка трех сотен насекомых. Цикл жизни шмеля — от четырех до восьми недель, за это время он успевает опылить около миллиона соцветий помидора и огурца. За оптимальной жизнедеятельностью шмелей следит специальный аналитический отдел, который подбирает им прикорм, регулирует циклы сна и бодрствования и даже следит за аккуратностью работы, перенаправляя, например, молодых неопытных шмелей на простые участки. Всем этим посменно занимаются 20 человек со специальным образованием.
Описание выглядит футуристично, но это реальное предприятие компании «Липецкагро», работающей под брендом «Долина овощей». Жители Данковского района Липецкой области прозвали тепличный комплекс «космической станцией» — за необычайно яркое желтое свечение по ночам. Теплица появилась здесь четыре года назад, основал ее Дмитрий Лашин, кандидат физико-математических наук и автор программного обеспечения теплицы, которое позволяет удаленно выпускать тысячи шмелей, смешивать составы для питания растений, менять давление и контролировать любые процессы.
Лашин работал программистом в компании своего отца Александра Лашина и дяди Игоря Соколова— «Фито», которая занимается производством отечественного оборудования для теплиц. Задачей Лашина была разработка ПО для управления климатом. Отец и дядя стали соинвесторами Дмитрия: сейчас им принадлежит по 12,5% акций тепличного комплекса, еще 12,5% — у самого Дмитрия, остальные 62,5% распределены между другими партнерами.
Дмитрий вспоминает, что в какой-то момент заинтересовался так называемыми теплицами пятого поколения, которые в России тогда еще никто не покупал из-за сложности управления и высоких цен на оборудование. Вместе с инжиниринговой компанией «Тепличные технологии» решили сделать собственную «пятерку». «Хотели начать с одного опытного образца, но потом появился бизнес-план и стало понятно, что можно сделать самостоятельное полноценное предприятие», — рассказывает он.
Что такое теплицы пятого поколения и чем они отличаются от предыдущих, Лашин может объяснять часами. Он один из авторов этой классификации по поколениям. По его словам, 90% всех тепличных комплексов сейчас «четвертые». Они работают без зимнего света: в зависимости от региона овощи растут только с марта по октябрь, плюс-минус месяц. Одна из основных особенностей «пятых» — они работают круглый год и сами себя охлаждают.
Главная проблема традиционных комплексов — постоянный перегрев, с которым борются с помощью расположенных на крыше форточек проветривания. В эти форточки попадают насекомые, которые поедают растения, поэтому теплицы приходится обрабатывать специальными химическими соединениями. В теплицах пятого поколения применяется рециркуляция и кондиционирование внутреннего воздуха, поэтому форточки почти не нужны. Давление внутри теплицы на 20 Па выше, чем снаружи, и насекомые не могут туда залететь — обработка ядами от вредителей больше не нужна. В штате комбината даже нет звена химзащиты.
Сама концепция выращивания овощей на закрытом грунте не российская: она принадлежит голландцам. Теплица впервые появилась в конце XVIII века: голландские моряки очень хотели разводить в своих более суровых климатических условиях французский виноград и делать собственные вина. Это был деревянный домик с землей внутри и большими окнами на потолке. Во внешнем виде теплиц с тех пор принципиально ничего не изменилось, а вот современная «начинка» способна превратить тепличные хозяйства в сверхдоходный бизнес.
В основе работы пятого поколения тоже голландская технология UltraClima. Управление микроклиматом полностью автоматизировано, воздух подается через перфорированные рукава, расположенные под грядками. Система придает ему необходимую температуру, регулирует влажность, добавляет СО₂ и доставляет его каждому растению индивидуально. Агроном контролирует процесс, сидя за компьютером. Основываясь на показаниях системы, он может изменять климатические показания теплицы в режиме онлайн.
Земли в теплице нет вообще: все гибриды огурцов и томатов выращиваются из голландских семян Rijk Zwaan и Monsanto на так называемой каменной вате. Это пористое минеральное соединение, в котором находятся корни растения. К нему подведены трубки индивидуального орошения, которые доставляют питательные вещества.
Длинные ряды грядок напоминают больницу, в которой каждый куст огурцов и помидоров — пациент на индивидуальной системе жизни обеспечения. В таких условиях в теплице созревают 120 т салата, огурцов и томатов ежедневно. По словам регионального представителя голландской компании Grodan (крупнейший производитель грунта и тепличных продуктов) Алексея Куренина, на сегодняшний день «Липецкагро» — это «самый большой работающий и коммерческий успешный пример использования теплиц пятого поколения в России».
Экономика шоу-рума
Ольга Толмачева, директор по производству «Долины овощей» и соучредитель компании, ради работы в этом проекте переехала в Липецкую область из Москвы. «В каком-то смысле эти теплицы — выставочный образец: мы приводим сюда гостей, журналистов, потенциальных заказчиков, чтобы показать самые передовые вариации оборудования и технологий работы, — говорит она. — Это овощной шоу-рум. Просто еще и прибыльный».
В 2015 году, согласно «СПАРК-Интерфакс», ООО «ТК «Липецкагро» получило 145 млн руб. чистой прибыли при выручке в 571 млн руб., а торговый дом «Долина овощей», который продает только овощи одноименного бренда, — почти 1,5 млн руб. чистой прибыли при выручке 171 млн руб. По словам Толмачевой, выручка «Липецкагро» за 2016 год составляет 2,3 млрд руб., торгового дома — 300 млн руб.
Цифры прибыли могли бы быть еще значительнее, но одна из самых больших затрат компании на сегодня — проценты по кредиту, говорит Дмитрий Лашин. Постройка тепличного комплекса обошлась в 7,6 млрд руб., 1,5 млрд руб. из них вложили Лашин и партнеры, еще 6,1 млрд руб. — кредит Сбербанка, выплаты по которому составляют до 30% затрат «Липецкагро». По словам Лашина, больше уходит только на энергоносители: газ и электричество. Теплицы пятого поколения круглогодично работают в замкнутом цикле: дополнительно отапливать и освещать их нужно в течение всего года, а не только в холодное время.
Толмачева говорит, что у них есть все самые технологичные разработки и в плане освещения на данный момент: лампы голландской Gavita и российской «Рефлакс». Стоимость одного светильника варьируется от 12 тыс. до 60 тыс. руб., он может непрерывно работать около 60 тыс. часов. На 40 га тепличного комплекса сейчас 70 тыс. светильников. Им требуется много энергии.
На территории комплекса есть газовая электростанция, вырабатывающая 20 МВт — примерно половину необходимого теплицам электричества. «Мы довольно далеко от крупных энергетических центров, поэтому приходится, например, прокладывать за свой счет линию электропередачи в Лебедянь, это тоже значительные расходы», — рассказывает Лашин. По его словам, изначально тепличный комплекс планировали строить в Ростовской области, но местные власти сообщили, что подвести коммуникации смогут только через три года. «В администрации Липецкой области нас поддержали мгновенно и подвели трубы за считаные месяцы», — рассказывает бизнесмен, добавляя, что губернатор Олег Королев даже несколько раз приезжал в теплицы и «остался под впечатлением от процесса».
Местной администрации этот проект интересен в том числе потому, что здесь работают только местные кадры из соседнего Данкова. «У нас ни одного приезжего, кроме меня и Ольги Толмачевой, обучили всех на месте и принципиально не приглашаем приезжих, чтобы не было «перебежек» с нашего производства на другие», — рассказывает Лашин. В «Липецкагро» работают около 600 человек. Большая часть из них занята ручным сбором овощей. Толмачева говорит, что «это фактически единственный процесс, который невозможно автоматизировать». Однако и здесь есть технические нововведения.
На каждой грядке есть штрихкоды для разных типов работы. Приступая к сбору, сотрудник отмечается, прикладывая индивидуальный прибор учета к штрихкоду грядки. Таким образом, все собранные им овощи автоматически взвешиваются в конце дня и на основании отношения времени к весу и качеству сборщики получают дополнительные бонусы.
До самых до окраин
Основные рынки сбыта компании находятся довольно далеко от производства: в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. «Я не могу сказать точно, сколько в килограмме продукции огурца стоит его перевозка конкретно в Челябинск, но в общей структуре предприятия затраты на логистику по прошлому году составили 4,8%, — говорит Лашин. — Если вы покупаете огурец за 100 руб., то 4,8 руб. — это логистика. По Челябинску чуть больше, по Москве чуть меньше».
Система доставки «Долины овощей» сделана по принципу логистических центров. Их четыре: в Москве, Липецке, Санкт-Петербурге и Челябинске. Томаты, огурцы и салат перевозятся на фурах без упаковки для экономии места. В каждом городе они сортируются и упаковываются, а потом отправляются в розничные сети. Сейчас в четырех центрах обрабатывают до 180 т овощей ежедневно.
Лашин говорит, что система создавалась параллельно со строительством тепличного комплекса и работает «очень слаженно». За продажами в крупных продуктовых сетях будущее компании, уверен он: «Требования сетей к упаковке и штрихкоду индивидуальны по регионам, поэтому нам необходимо как можно больше логистических центров по всей стране, чтобы увеличить покрытие».
Компания заявляет, что продукты бренда «Долина овощей» есть в X5, «Ленте», «Метро», «О'кей», «Дикси» и «Магните». В пресс-службе сети «Дикси» журналу РБК подтвердили, что уже больше года у них продаются томаты и огурцы «Долины овощей» в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах. Вместе с основными поставщиками свежих овощей вроде агрофирмы «Выборжец», «ТТР Трейд» и агрокомбината «Южный» они закрывают 86% всего ассортимента огурцов и 73% томатов (остальное приходится на импорт). В X5 также подтвердили, что томаты, огурцы и салат бренда «Долина овощей» представлены в нескольких сетях группы.
Бизнесмен честно признается, что с сетями очень сложно договориться — молодой бренд принимали неохотно. Чтобы просто появиться в тех или иных магазинах, товар часто приходилось продавать ниже себестоимости. «Это похоже на биржу: поступила информация, что в порт Питера зашел груз отборных томатов из Марокко, мгновенно начинаются переговоры о закупочной стоимости на ближайшие две недели для супермаркетов по помидорам», — рассказывает Лашин.
По его оценке, емкость рынка так велика, что места на нем хватит всем. «Мы открывали компанию еще до [продуктового] эмбарго, потому что даже с учетом всех присутствующих на рынке импортных продуктов ниша была почти свободна», — утверждает бизнесмен. Аналитики консалтинговой компании «Амико» с Лашиным в целом согласны: там отмечают рост потребительского спроса на свежие овощи, в частности на огурцы и помидоры, а также что в последнее время наблюдается отток потребителя с рынков в супермаркеты.
Сейчас цены на фрукты, овощи и грибы в торговых сетях практически не отличаются от цен на открытых рынках. По данным Росстата, в 2016 году средняя наценка на 1 кг огурца на рынках составляла 117%, в магазинах и супермаркетах — 122%.
Аналитики отрасли из агентства Tebiz Group убеждены, что только рынок томатов в натуральном выражении сократился на 4,3% из-за отсутствия импортных поставщиков. «Это не значит, что люди стали меньше есть, скорее, у них стало меньше выбора», — подчеркивается в исследовании Tebiz Group.
В связи с этим у Лашина действительно глобальные планы: к 2020 году компания хочет иметь 120 га теплиц по всей России, восемь региональных сортировочных центров и занимать третье место в России по объему производства. Сейчас, по оценке «Амико», лидерами по производству свежих овощей — в это определение входят вместе с огурцами, томатами и салатами паприка, баклажаны, капуста, которые «Долина овощей» не производит, — являются АО «Агрокомбинат «Московский» (6,5% рынка), комбинат «Майский» (6%) и агрокомбинат «Южный» (4,5%).
«Теплицы как космические корабли — это будущее сельского хозяйства, от которого никуда не деться: все будет расти в замкнутых системах круглый год и не вредить окружающей среде», — уверен Дмитрий Лашин. — «Сколько бы мы ни убеждали себя, что нужно «свое с грядки и на натуральном навозе», действительно экологичные продукты получаются только при высокотехнологичном подходе», — добавляет он.— «И сейчас есть шанс стать первопроходцами в этой сфере».
51% импортных томатов в РФ приходился на Турцию в 2015 году
4,3 млн т будет составлять количество потребляемых томатов на территории РФ к 2021 году
106 кг свежих овощей в год потребляет житель России
194 кг — житель США
38% жителей России регулярно потребляют свежие огурцы.
32% — свежие томаты Источники: Исследование «Российский рынок свежих овощей» компании «Амико», Росстат, ФТС, Tebiz Group