Первой христианкой на Руси стала Ольга, вдова киевского князя Игоря Рюриковича и регентша при малолетнем сыне Святославе до его совершеннолетия. По официальной и наиболее устоявшейся версии Ольга крестилась в Константинополе в 957 году. Вот отсюда и начнём.
В «Повести временных лет» сказано не только про это крещение. Но и про то, что родилась Ольга в Пскове. «Житие святой великой княгини Ольги» уточняет: в деревушке Выбуты под Псковом, и была незнатного варяжского рода.
Однако Вещий Олег, будучи уже вождём рождающегося государства с огромной территорией, растущим богатством и серьёзной вооружённой силой, не мог не думать о политически выгодном браке опекаемого Игоря. Это не более чем обычное и нормальное мышление политика.
А далее следует куда более обоснованная версия о происхождении Ольги как болгарской княжны.
В последней трети IX века хан Первого Болгарского царства (ханства, каганата) Борис, крестившись и сменив титул на «князь», крестил Болгарию. Веком-двумя ранее восточная граница Болгарии доходила до Днепра, включая место будущего Киева. Через Болгарию текла великая река Дунай.
По Дунаю и Рейну пролегал важнейший торговый путь, мощнее днепровского — из варяг в греки, и не только из варяг, но и из всей Северной Европы. Из Константинополя до Северногоморя — к Ютландии, Британии и Швеции. Уходили ими викинги на север и после грабежей византийского берега (можно было идти из Дуная на север и через Эльбу, и через Вислу — волоки существовали).
Учтём: население всей Европы в раннем Средневековье составляло примерно 30 миллионов человек. Плотность населения в Болгарии, не говоря о Руси, в IX веке очень мала. Формирующиеся государства востока Европы были очень рыхлыми, сетчатыми. После Великого Переселения Народов границы ещё не устоялись, в малолюдных местах были расплывчаты и неопределённы, продолжалась миграция. Кто берёт дань — тот месту и хозяин. Периферия державы — зона кормления центра. Эпоха княжьего рэкета. Контролировать данников с окраин — и защищать от соседних правителей конкурентов.
В 907 году Олег ходил через Болгарию на Царьград. (То была характерная славная победа: согласно русским источникам, все написаны много позднее событий, Олег победил, взял дань и прибил щит на ворота Царьграда в знак своей власти — византийские же источники, исправно фиксирующие все события своего времени, похода Олега не заметили вовсе. Бывает. Но в Болгарию ходил точно.)
Так вот, города Пскова, который писался в русских источниках как Плесков, тогда ещё не существовало. Что бесспорно затрудняет рождение в нём. Зато в Болгарии город Плесков был, причём столицей. Позднее он назывался Плиска.
Невеста из знатной семьи в столице соседнего и не вовсе чужого государства — подходящая пара для князя обширной державы с растущим богатством и опасным войском. А не вовсе чужой Киеву и Поднепровью Болгария была в силу истории тех мест как собственных, но более — поскольку варяги постоянно ходили по Дунаю, останавливались в городах и даже имели свои стоянки. А «веер викингов» ещё был в славе и внушал нежелание ссориться.
И целый ряд источников, как болгарских, так и русских, утверждает болгарское происхождение Ольги.
А в таком случае княжна из Плескова должна быть христианкой.
Что же касается брака — вчерашние язычники болгары могли не слишком придираться к вероисповеданию жениха. Вопрос веры при женитьбе всегда можно уладить. Могли жениться по обрядам обеих сторон, и каждый супруг сохранял свою веру — такое в раннем Средневековье нередко случалось.
В пользу высокого происхождения Ольги говорит ещё одно обстоятельство. Социальное равенство вступающих в брак было важным условием у скандинавов того времени. Единственный сын и наследник ярла, ставший конунгом обширной земли, — не стал бы жениться на дочери безвестного соплеменника.
С версией же крещения Ольги, согласно «Повести временных лет» и других русских источников, дело туманно и даже забавно.
В Константинополе вёлся дворцовый журнал. В котором подробно описывались все события и визиты. Сам же император Константин VII Багрянородный оставил записи «О церемониях». Остались и другие известия. И картина посещения дворца киевской княгиней вырисовывается во многих подробностях:
Какие залы проходили, как кланялись и как стояли, какие демонстрировались чудеса дворцовой механики, кто с кем сидел за столами, каковы были дары русов императору и его дары — им. А также выясняется численность делегации: 88 мужчин и 35 женщин из сопровождения Ольги удостоились приёма во дворце, из них восемь человек высшей киевской знати, 44 были торговые люди, а 22 — послы от старших дружин.
И среди них христианский священник Григорий.
Григорий сей был болгарский пресвитер минх (иеромонах), «муж просвещённый», переводчик греческих хроник, известный первому царю Болгарии Симеону I.
При этом царе Первое Болгарское Царство достигло расцвета экономического, политического и военного, территориального, а также культурного. И церковь болгарская христианская стала автокефальной во главе с собственным патриархом. А также была создана кириллица, усовершенствовав и заменив глаголицу бессмертных в веках братьев Кирилла и Мефодия.
Был ли Григорий в Киеве миссионером? Или духовником христианки Ольги? Не узнаем. Но! Нет достоверных сведений о крещении Ольги. Но есть достоверные сведения о том, что она была христианка. Как вся болгарская знать и большинство народа.
В свете всего об Ольге известного необходимо поставить вопрос:
А на чём, собственно, власть Ольги основывалась?
По норманнским законам вдова могла наследовать имущество мужа и распоряжаться им до совершеннолетия детей. Но не было в истории случая, чтобы власть над государством (в той или иной стадии формирования) передавалась от мужа к жене.
Игорь не был абсолютным монархом. Он был наследственным вождём дружинников. Его права можно определить через права современных ему скандинавских конунгов. Власть над дружиной не могла перейти к вдове.
Дружинники того поколения имели долю в добыче — то есть в завоёванной территории с её народом и богатствами. Дружинники заключали в той или иной форме договор с предводителем. Дружина и была административно-силовым аппаратом протогосударства русов.
Кто же будет лучше распоряжаться всем — молодая вдова или группа опытных дружинников, выдвинувшая из своих рядов лидера и решающая вопросы сообща?
Вариант первый, простой: правит группа опытных дружинников, а княгиня, регентша при малолетнем князе — представительствует. Князя представляет. От его имени говорит. Что говорит? Что ей поседевшие соратники ещё Олега скажут. Группа наставников. Матёрые управленцы. Логично.
Но. В Константинополе Ольгу принимают как «архонтиссу» Руси. Воздают почести на правительственном уровне. Как высшему официальному лицу.
А вот имя князя (конунга) Святослава, перечисляя «людей Святослава» в составе её свиты, император Константин упоминает вовсе без всякого титула (тот самый трактат «О церемониях»). Как возможно? Если он — законный правитель, а она — его регент, опекун?..
Возможно, варяжская знать Киева старалась поднять официальное реноме Ольги как можно выше — для уважения к Киеву? И для этого устроили визит в Константинополь — чтобы уровнем признания со стороны великой Византии повысить свой статус? И тем самым — укрепить свою власть и поднять престиж среди соседей?
Позвольте ещё вопрос. Почему варяги, скандинавы, норманны, северные германцы Ингвар и Хельга, то бишь Игорь и Ольга, назвали единственного сына славянским именем Святослав?
У Игоря, кстати, были два племянника (предположительно от сестры): Игорь и Прастен Акун. Оба имени скандинавские.
Вот крайне важный и давно известный документ: Русско-Византийский договор 944 года. В нём всего перечисляется 76 имён представителей и посланников Руси. Среди имён скандинавских, а также нескольких тюркских у купцов и финских доверенных лиц — три славянских: Святослав, сын Игоря, Володислав и Предслава. Кто такие последние два — строятся только предположения.
А вот и изюминка в тесте истории: при заключении договора большинство представителей Руси клянётся своим языческим богам, но меньшая часть — богу христианскому!
И ещё одно: ни в один подобный договор никогда не включалась жена князя. С чего бы? (Кроме того, первые князья имели по нескольку жён, как принято у знатных варягов.)
По всему получается, что уже при Игоре часть элиты Руси была христианами.
Заканчиваем. После свадьбы Ольга получила собственный удел: город Вышгород и село, названное Ольжичи.
На нужды её двора шла треть дани с «Деревьской земли».
У неё была своя дружина.
А имя Ольга соответствовало болгарскому Эльга.
Взглянем в заключение государственным взглядом:
Киевская Русь продвигалась на юг в территории между болгарами, заселившими земли по Днестру и западнее, — и их смертельными врагами хазарами, чьи границы от Приазовья простирались на восток. Русь могла быть естественным и ценнейшим союзником болгар, вытесненных из своих исторических земель от Причерноморья до Волги и Каспия хазарами. В союзе с Русью против Хазарии болгары были кровно заинтересованы. (Мы говорим сейчас о Дунайской Болгарии.)
Болгары постоянно воевали с Византией и предпочли бы иметь Русь на своей стороне — и напротив, избегать нападения. А Олег, прошедший по Болгарии с немалым варяжским войском, предъявил серьёзность новой силы с Днепра. Да, викингов хорошо знали и раньше.
После смерти Игоря Ольга имела статус законной правительницы. При его жизни её статус не соответствовал просто жене князя, но был выше, включал некоторые сугубо властные, управленческие полномочия. В отличие от ВСЕХ княжеских жён в истории Руси, она была политической фигурой.
Всё вышеупомянутое полностью соответствует политическому браку с высокородной представительницей Болгарского Царства. И никак не соответствует браку с дочерью обычного варяга из своих подданных.
Ольга была христианкой изначально.
А будучи высокородной христианкой и правительницей значительной державы, принимаемая по высшему классу императором Византии, она не могла быть несведущей в христианских церемониях, сопровождающих важнейшие шаги жизни кесаря.
Вот это для нас имеет первостепенное значение.