В среду, 11 ноября, сразу несколько крупнейших китайских интернет-магазинов проводили распродажи, приуроченные к празднику, отмечаемому в Поднебесной — Дню холостяка. Корреспондент «ВМ» не устояла перед соблазном приобрести какую-нибудь обновку со скидкой и поучаствовала в глобальном интернет-шопинге. Тем более что все большее число москвичей заказывают товары на китайских сайтах. И у многих из них есть вопросы по качеству и гарантии доставки товара.
Китайских производителей любят не только за невысокие цены. Другой их несомненный плюс — невероятная оперативность. Бизнесмены Поднебесной мгновенно реагируют на последние тенденции в мире моды. Стоит какой-нибудь голливудской звезде появиться на светском мероприятии с сумочкой нового фасона — и уже на следующий день эту сумочку можно приобрести на сайте китайского магазина, причем сразу во многих цветах.
Рай для шопоголика
Я регистрируюсь в крупнейшем китайском интернет-магазине. Настоящий рай для шопоголика: тут и пальто, и часы, и ботинки, и бытовая техника… Да, кажется, здесь есть вообще все, что только можно пожелать!
Правда, на форумах ходят упорные слухи, что заказывать одежду опасно — доставленные вещи отличаются по цвету и размеру от заявленных в каталоге. Но кто не рискует, тот не носит модные вещи за две копейки!
К тому же на главной странице размещены сведения о политике сайта. Там говорится, что заказчики могут быть на сто процентов уверены, что получат именно то, что заказывали. А еще — что используются только самые качественные упаковочные материалы, пятислойные коробки и прочные воздушные подушки. А значит, вещи будут доставлены в целости и сохранности.
— Будьте спокойны, — обнадеживают дилеры. — Мы отправляем только авиапочтой и будем уведомлять вас о всех шагах доставки посылки.
От китайской сумы не зарекайся
Что ж, клиент, как говорится, созрел. Я заказываю сумочку. Глаза разбегаются: модели, представленные на сайте, доводилось видеть только в модных журналах. Цена разная — от 500 рублей до едва ли не миллиона. Я выбираю бюджетную классическую модель из искусственной кожи за 505 рублей. Модель представлена в семи цветах. Отмечаю традиционный черный. На фотографиях сумка выглядит неплохо: кожа имеет актуальную матовую выделку, и сумочка смотрится строго и стильно. Отправляю ее в виртуальную корзину, автоматически появляется стоимость доставки — 311 рублей.
Перед тем как оформить заказ, задумываюсь… При такой низкой цене качество, наверное, оставляет желать лучшего. Но ведь дизайн сумки разработал какой-то китайский дизайнер, вложив в нее все свои таланты, а не просто позаимствовал у европейских кутюрье. Которые, кстати, уверены, что стоимость сумки должна быть непременно выше стоимости ее содержимого. В противном случае женщина рискует прославиться своим дурным вкусом.
Будем надеяться, что китайский аналог не гарантирует мне фиаско при появлении в высшем обществе.
А я ему верила
На всех китайских сайтах есть такое понятие, как «рейтинг продавца» — главный критерий его надежности.
Зайдем, к примеру, на один из наиболее раскрученных сайтов. Рейтинг там прост и понятен: продал китаец товар — заработал 1 балл. Набрал 9 баллов — получил медаль. Собрал 50 медалей — становишься обладателем алмаза. И это уже значит, что продавцу можно доверить свои деньги. А наличие у продавца знака-короны говорит о 20–50 тысячах проданных товаров. Об этом, по крайней мере, свидетельствует опыт покупателей, заходивших в магазин до вас.
В соответствии с набранными баллами все дилеры делятся на три категории: «начинающие», «им можно верить» и «боги». Статус подтверждают медали, алмазы и короны.
Обещанного месяц ждут
Выбрав самого надежного китайского дилера, перехожу к оплате. Для этого требуется банковская карта. Информация о платеже приходит на электронную почту.
Итак, мои 816 рублей отправляются прямиком в Поднебесную. И я начинаю волноваться: а вдруг деньги потеряются где-нибудь по дороге? Доктор юридических наук, вице-президент Союза адвокатов России Людмила Айвар советует не волноваться: как правило, все посылки доходят до получателей.
— Все подобные китайские сайты открывают представительства на территории России, поэтому имеют право давать рекламу и соответственно торговать, — объясняет эксперт. — На нашей территории действует Закон о защите прав потребителей. Если товар не подошел, вы вправе вернуть его в течение 14 дней. У разных компаний правила возврата различаются, и есть разные способы.
Обычно используются два варианта оплаты товаров: человек может оплачивать его после получения или заранее (перевод денег по карте). Во втором случае надо быть абсолютно уверенным в том, что вы выбрали добросовестного продавца. Иначе могут возникнуть проблемы с возвратом товара.
— Если продавец отказывает покупателю в возврате товара в установленный законом срок, можно обратиться в Роспотребнадзор, — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Если же стоит упоминание «возврат товара невозможен», адвокат Людмила Айвар советует вещь не заказывать.
Срок доставки зависит от времени года. Быстро посылки идут весной и летом, медленнее всего — перед праздниками, когда количество заказов увеличивается в разы и таможня не успевает их обрабатывать.
В среднем ждать выбранную вещь придется около месяца. Сейчас все уже заказывают подарки к Новому году, и посылка может прийти как раз к концу декабря.
Не тот размер, не тот фасон
Для девушек китайские сайты — прекрасная возможность одеться современно за небольшие деньги. Москвичка Диана Литовцева уже несколько лет новую одежду ищет исключительно на китайских сайтах.
— Самые стильные сапоги, которые дилеры в сообществах социальных сетей предлагают за 5–7 тысяч рублей, на китайском сайте можно купить за 30–40 долларов, — говорит она. — Только учтите: заказ товаров из Китая — своеобразная лотерея. Может случиться, что вам не доложат вещь, а вернуть деньги практически невозможно. Главное — обращать внимание на рейтинг продавца, — советует Диана.
Хватает на форумах и негатива. Одна из разочарованных покупательниц Марина Приселкова жалуется, что «вместительная сумка на длинном ремешке» на деле оказалась абсолютно плоской и напоминает папку. И ремешок не кожаный, а текстильный, вроде тех, что обычно встречаются на детских ранцах.
Евгении Агафоновой повезло еще меньше. Качество доставленной ей одежды оказалось нормальным, но длинная объемная кофта, которую предполагалось носить ранней осенью вместо плаща или ветровки, больше похожа на болеро — накидку, доходящую лишь до талии. Разочаровала и майка: на фото в интернете нельзя было заметить странные, неуместные складки-выточки на животе — вещь имела классический крой. В посылке же оказался неприятный сюрприз. С обувью же дело обстояло куда хуже.
— При ходьбе я постоянно чувствую какой-то непонятный картон в подошве. Кажется, что сапоги вот-вот развалятся. Обидно за потраченные 100 долларов. Можно было отложить их на покупку более качественной одежды, — рассказывает девушка.
Конфуцианское спокойствие
А что, если товар окажется бракованным или попросту не придет? Вернуть деньги, потраченные на некачественный товар, несмотря на огромные расстояния и разные языки, все-таки можно. Об этом свидетельствует опыт завсегдатаев китайских сайтов. Если есть претензии, надо написать письмо администрации сайта, в котором кратко изложить ситуацию: объяснить, что товар бракованный, и попросить вернуть деньги. Там проверят информацию и для возврата средств порекомендуют связаться с продавцом. Все выглядит довольно просто, однако продавец может попросту не отвечать на ваши письма. Тогда следует взять себя в руки и настойчиво идти к цели: продолжать писать администраторам сайта и продавцу. Обычно это помогает добиться своего, поскольку речь идет о возможном снижении рейтинга продавца и вытекающей из этого потери сотен клиентов. Сроки возврата обычно сводятся к традиционным 15 дням. Деньги должны прийти на карту, с которой производилась оплата.
— Если компания дорожит своим именем, то все проблемные ситуации будут разрешены. В случае возврата бракованного товара деньги на карточку непременно вернутся. Если же этого не произойдет, следует обратиться в правоохранительные органы, — советует Людмила Айвар.
…А я очень надеюсь, что заказанная сумочка доберется ко мне без приключений. Ведь так хочется прогуляться по московским улицам с новой сумкой от талантливых китайских кутюрье.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Санакоев, президент российско-китайского аналитического центра:
- Сейчас интернет-торговля пользуется огромной популярностью. «Работать в выгоду себе» — вот основной девиз китайских интернет-предпринимателей. Речь не идет о том, что жители Поднебесной хитрят или обманывают. Скорее это менталитет и прагматизм народа. При любой возможности они хотят заработать деньги. Особенность китайского народа заключается в том, что при работе с ними нужно предельно четко конкретизировать все свои пожелания.
Если даже самая малейшая деталь не была уточнена, это обернется разочарованием для клиента. Сроки заказа, качество, форма, цвет — следует внимательно прочесть все о каждой характеристике товара. Если вещь не соответствует заявленным характеристикам, китайцы непременно будут ее менять. Репутация для них — превыше всего.
Валерий Кайгородов, руководитель Департамента экономического мониторинга и маркетинга русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей:
- Действительно, покупателям очень часто приходят вещи из Китая не того цвета или размера, который был заявлен. Дело в том, что у китайцев есть такое расхожее понятие, как «то же самое». Если на их складе окажется не бежевый кошелек, а коричневый, они отправят его покупателю и даже не задумаются о том, что это уже совершенно другой товар. Поэтому при заказе нужно перепроверить все много-много раз. Вернуть вещь китайскому предпринимателю практически невозможно — деньги обратно они обычно не отдают, зато охотно идут на обмен или какую-либо компенсацию другими предметами.
Если возникают проблемы с возвратом некачественного товара, можно пригрозить написать отрицательный отзыв на сайте. Этот метод обычно работает, и все вопросы разрешаются.