Согласно одному из последних опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения, жители городов-миллионников, крупнейшим из которых является Москва, называют своими главными жизненными ценностями здоровье, семейное благополучие и личную безопасность. Социологи давно подбираются к тому, чтобы составить полный «портрет» различных групп современных москвичей с нашими взглядами, воззрениями, моральными ценностями, ориентирами.
Подавляющее число москвичей осведомлено об особенном «нежном и любящем» отношении, которое испытывают очень многие жители российской провинции по отношению к обитателям Москвы. Мы сталкиваемся с нежнейшей любовью провинциалов в самом раннем детстве, когда вступаем в мальчишеские драки по «территориальному признаку». Позже история повторяется в армии, колледже или вузе, в командировках и на курортах. Кстати, на отдыхе в курортных городах России лучше москвичом не называться, а, например, калужанином. Иначе все ценники — от отеля до чаевых в баре — вырастают в несколько раз.
А все почему? Провинциалы убеждены, что в Москве вся работа заключается в том, чтобы перекладывать деньги из одного кармана в другой. Причем деньги эти, по мнению очень многих обитателей регионов, их «копеечка». А Москва, соответственно, ее отобрала, а потом крохи вернула «с барского стола».
Отдельная, любимая, болезненно лелеемая тема — зарплаты москвичей. Даже многие жители Петербурга почему-то убеждены, что «в Москве все зарплаты от 100 тысяч»! Никакие объяснения, что подобные зарплаты — удел редких и высококвалифицированных специалистов, особенно в IT-сфере, не убеждают. Провинция продолжает баюкать свои обиды.
И единственная проблема москвича (чки) — не удавиться посреди «всей этой лакшери» от скуки. Вот как раз от скуки-то москвичи и придумали себе работы, на которые надо рано приезжать и поздно уезжать, а в промежутке ходить по трупам коллег и рвать куски изо ртов голодных сирот. Вдобавок работа в офисах позволяет москвичам гордо заявлять, что за МКАД обитают сплошь тунеядцы и обладатели дурных привычек.
С годами мы обнаруживаем, что отношение окружающих к москвичам делится на две четкие и неравные части. Одни считают, что столичная «дольче вита» протекает среди благоустроенного гламура, рекламного неона и огромнейших зарплат. В понимании этих людей москвичи рождаются уже миллионерами, а земля здесь молоком и медом проистекает посреди кисельных берегов под хрустальными мостами.
Вторая часть — провинциальные барышни, которые жаждут прикоснуться ко всем вышеописанным чудесам, а если повезет, так и закрепиться в этом чудесном городе всеми правдами и неправдами. Их отношение к москвичам полностью утилитарное: готовясь покорять агломерацию, провинциалки изучают нравы и повадки столичных жителей. Сначала дистанционно, затем в естественной среде их обитания, то есть в Москве.
Топографическая «слепота»
По мнению тех, кто стал москвичом недавно, приехав из Орла, Воронежа, с Урала или Дальнего Востока, коренные обитатели столицы неамбициозны. Это устойчивый и не совсем верный миф: прежде всего у москвичей есть определенная стабильность, которую дает собственное жилье. Кроме того, «покорять» столицу приезжают наиболее пассионарные уроженцы регионов России, так что в их глазах большинство «местных» действительно могут выглядеть несколько более расслабленными, неспешными.
Есть и иная, общая для большей части москвичей, особенность: уроженцы столицы плохо ориентируются в собственном городе. Безусловно, это вызывает недоумение, однако все в столице знают, где находятся Красная площадь, Арбат или Воробьевы горы, как туда доехать на метро. Неплохо ориентируются москвичи и в своем районе проживания. Стоит понимать, что Москва — агломерация, по сути целый регион, один только сквозной проезд через нее на транспорте занимает более 2,5 часа.
Эксперты-социологи отмечают перекос в связях, в социальном капитале москвичей. Если до недавнего времени социальные связи развивались по линии близких родственников, семейных «кланов», то москвичи ко дню сегодняшнему прошли интересную трансформацию, которая отразилась на их воззрениях. Сейчас отношения строятся не с родственниками, а с теми людьми, с кем связывают общие интересы! Это называют «бриджинговым социальным капиталом» — связи организуются между разными, социально неравными группами. В Москве этот процесс идет гораздо быстрее, чем в любом другом городе России.
Столичные — люди приличные
Компания MarketUP совместно с агентством Sauce Strategy рекламного холдинга Sorec Group составили психологический портрет высокодоходных москвичей. За ориентир были взяты люди, зарабатывающие более 100 тысяч рублей в месяц.
Больше половины (51 процент) обеспеченных жителей столицы занимают активную жизненную позицию, стремясь совмещать привязанность к дому, семье и успешную карьеру. Они не готовы рисковать и ценят спокойствие, ищут баланс между логикой и интуицией и рассчитывают на поддержку близких. Сегмент «активных» на треть состоит из людей с высшим экономическим образованием, еще треть имеет высшее техническое. При этом именно в сегменте активных наиболее велика доля людей, работающих в сфере науки, культуры, медицины и образования. Две третьих активного сегмента составляют женщины.
32 процента среднего класса — мужчины. Для них одной из важнейших ценностей является успешная карьера, которая обеспечивает материальное благополучие, удовлетворение и власть. Они ценят независимость, самостоятельность, готовы рисковать для достижения поставленных целей, предпочитают руководствоваться логикой и любят острые ощущения. Среди них больше всего людей с техническим образованием — 42 процента. Четверть представителей этого сегмента имеют собственный бизнес, 18 процентов занимают должности в финансово-банковском секторе.
Социологи распределили высокодоходных москвичей по трем группам в зависимости от тех ценностей, которых придерживаются опрошенные. Традиционалисты — 45 процентов опрошенных, интеллигенция — 35 процентов и гедонисты, которых оказалось 20 процентов.
Традиционалисты поддерживают общечеловеческие ценности: честность, мужество, вежливость, готовность прощать и помогать. Для них важно чувство свершения, достижения, общественное признание. Среди них поровну мужчин и женщин. В этом сегменте самая большая доля бизнесменов (20 процентов) и людей с техническим образованием (38 процентов). Интересно, что средний размер жилплощади выше именно у этой группы.
У гедонистов самый большой семейный бюджет, несмотря на то что большая часть сегмента — женщины (73 процента), половина из которых в возрасте от 18 до 34 лет. Основной жизненной ценностью предсказуемо является «удовольствие», которое они получают от всего, что их окружает. Между прочим, по статистике, доля гуманитариев среди гедонистов выше, чем среди традиционалистов или интеллигенции.
Интеллигенция же с высокими доходами в основном представлена работниками по найму на частных предприятиях — 68 процентов. Для людей этого сегмента важно достижение гармонии с собой и окружающим миром. Основными ценностями являются: безопасность семьи, истинная дружба, самоуважение и внутренняя гармония. Женщин с такими ценностями — 61 процент, мужчин 39 процентов. Возрастные группы представлены почти равными долями.
Работают высокодоходные москвичи в таких сферах, как финансы, банки, страхование, наука, образование, культура, медицина. Потом по объему идет промышленность и производство, затем сфера услуг. На пятом и шестом местах — торговля и строительство. Один процент опрошенных зарабатывает физическим трудом, уверяют социологи.
Если подытожить данные социологии, то можно подтвердить: Москва — город сложный. При этом старое поверье, что столица «слезам не верит», отходит в прошлое. Под влиянием множества причин москвичи становятся гуманнее, милосерднее. Некоторые даже начинают уходить с эгоистичных позиций, куда нас постоянно возвращает экономика потребления.
РЕПЛИКА
Теснота вырастила в горожанах терпимость
Алексей Коренев, экономист, финансовый аналитик группы компаний «Финам»:
— Фраза Булгакова о том, что «москвичи хорошие люди, которых квартирный вопрос испортил», актуальна и сейчас. Проблема перенаселенности, несмотря на самые высокие темпы строительства по стране, в Москве все равно стоит остро. В столице только официально проживают 12 миллионов человек, еще 4 миллиона без регистрации, а если взять с областью, которая приезжает сюда работать, то доходит до 25 миллионов! В Москву едут очень активно, так как здесь есть работа, перспективы, образование, социальные лифты, почти нет безработицы.
В целом все, что связано с процедурой проживания в столице, можно охарактеризовать этой булгаковской фразой. Когда прижившиеся в Москве провинциалы приезжают в отпуск или в гости в родные городки, то их поведение сильно отличается от того, к чему привычны местные жители. Москвичи более торопливы, привычны к жесткому распорядку дня, не тратят время на непродуктивные дела. У столичных жителей иной темп жизни.
При этом нет причин говорить о том, что москвичи избалованы комфортом и достатком. Если мы посмотрим на людей в метро, то увидим, что все куда-то бегут, не глядя на других и опустив глаза. Если москвича разговорить, «взять за лацкан» и дождаться, пока он стряхнет с себя деловую озабоченность, то вы увидите почти всегда общительного и готового на контакт человека.
Проблема в том, чтобы заставить москвича стряхнуть эту «броню». Средний житель столицы по дороге на работу и домой успевает увидеть порядка 10 тысяч человек. А психика человека физически не способна переварить такой объем информации. Если по дороге в транспорте вглядываться не в смартфон, а в лица, то психологическое истощение наступит уже к полудню. Так что москвичи закрыты, отстранены от незапланированных контактов. При таком числе людей на квадратный метр москвичи вынуждены быть более терпимыми и внимательными. Просто толкаться локтями, как принято в той или иной степени в провинции, столица не позволит. В более тесной Москве личное пространство по-другому воспринимается, по-другому защищается, люди вынуждены быть более терпимыми.
Ценности «среднего» обитателя столицы становятся более человечными
Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ, директор Независимого института социальной политики:
— У современных москвичей сложно выделить какие-то общие, единые для всех моральные ценности. Отмечу, что чем люди старше, тем более они лояльны и зависимы от государства. Как по всей стране, так и в столице. Чем человек моложе (до 30–35 лет), тем чаще он выдвигает запрос на реальную возможность выбирать.
Не только гаджеты, но и политическое представительство.
Москва — разная! Даже в среднем столичном классе одновременно находятся и зависимые от госбюджета силовики, бюрократы. В том же классе велика и доля «лиц свободных профессий», и самостоятельных предпринимателей. Если брать по стране, то примерно половина среднего класса — это бюджетники: директора школ, руководители медицинских учреждений, бюрократы разного уровня. Они, конечно, тоже разные, но при этом их лояльность повышена, так как эти люди зависимы от бюджетных выплат.
Я убеждена: у москвичей нет общих ценностей, зато есть общая не самая приятная черта — высокомерие по отношению к регионам. Этакий «столичный снобизм». Столицу в СССР не любили за то, что она снабжалась особым образом в эпоху дефицита 1970–1980-х годов. А сейчас Москва стягивает на себя огромное количество бюджетных ресурсов, налогов крупнейших корпораций и живет в феерическом бюджете. Дело в том, что город осуществляет столичные функции, здесь расположены все штаб-квартиры крупных компаний, которые консолидируют по их адресу свои налоги. Относительно высокие столичные зарплаты дают городу большой НДФЛ, в бюджет идет и налог на прибыль с «Роснефти», Сбербанка, ВТБ и так далее. В Москве среднедушевые доходы бюджета в 2,5 раза выше средних по стране! Вся эта ситуация меняет ценности живущих в столичном мегаполисе людей. Для изменений нужны два базовых условия: доход и образование. В Москве почти половина взрослого населения — с высшим образованием! Они хотят быть услышанными. Эти люди не ждут подачек от государства, но они хотят быть представленными.
Когда человек рассчитывает на себя, имеет ресурсы, финансы, образование, здоровье, то он полагает, что государство работает с ним как партнер. «Я вкладываю имеющиеся у меня ресурсы в дело, а государство не мешает мне делать это дело», считает он. Эти люди политически лояльны, но в частной жизни и работе они хотят быть автономны. В Москве развиты низовое гражданское взаимодействие, волонтерство, группы по интересам. Все это — стартовые шаги к формированию гражданского общества. Это называют «социальным капиталом», и в Москве он прирастает быстрее, чем где-либо.
Москвичи склонны общаться по интересам и даже помогать друг другу. Много москвичей среднего класса часто посещают дома престарелых, детдома, хосписы. Они считают, что это надо делать. С ростом достатка и уровня образования у людей появляется понимание милосердия, помощи ближнему. Они не застыли в ожидании помощи со стороны, а изыскивают для этого возможности. Система ценностей москвичей среднего класса меняется на более гуманную. Конечно, некоторые москвичи по-прежнему остаются злыми и скандальными, перемены к лучшему происходят не быстро, но, как я уже отметила, часть людей уже пытаются участвовать в гражданских структурах.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Одна из двух крупнейших социологических служб России, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно провела опрос, в котором постаралась выяснить моральные ценности граждан России. Согласно результатам опроса большинство наших сограждан — коллективисты и традиционалисты. В жизни они руководствуются интересами общества в целом (77 процентов), нежели личными стремлениями (17 процентов). И это «превосходство общественного» сочетается в опрошенных скорее с тягой к безопасности и ориентацией на традиции (58 процентов), нежели авантюризмом и стремлением к неизведанному (35 процентов). Внутри страны приоритетами для большинства россиян являются стабильность (63 процента) и порядок (66 процентов). Однако запрос на перемены в стране фиксируется у 30 процентов опрошенных. Проводить перемены «сверху» или «снизу» — вопрос спорный: 49 процентов придерживаются первой позиции, 42 процента — второй. 40 процентов говорят о важности прогрессивного общественно-экономического развития, 49 процентов — о возвращении к традициям. Данный опрос проводился до Единого дня голосования 2019 года. Респондентам предлагали поддержать или не поддержать заранее составленные социологами определенные суждения.