Транспортная реформа помогла городу избавиться от недобросовестных компаний и повысить качество обслуживания
Почти год назад, 9 мая 2016 года, легальные перевозчики массово вышли на городские маршруты. В этот день реформа общественного транспорта заработала в полную силу.
До перехода на новую модель общественного транспорта один маршрут обслуживали сразу несколько перевозчиков. Это могли быть как добросовестные компании, так и нелегальные дельцы. Последние самовольно занимали трассы, нарушали Правила дорожного движения в гонке за пассажирами, отказывались от страхования их жизней. Такие перевозчики ориентировались только на прибыль. Но реформа наземного транспорта установила единый стандарт для всех частников. Дребезжащие «Газели», прокуренные салоны и остановки «напротив второго подъезда» ушли в прошлое, вместе с ними забылось и слово «маршрутка».
Сейчас город обслуживают только те компании, которые соответствуют требованиям правительства Москвы. Рынок пассажирских перевозок поделили восемь игроков, которые заключили пятилетние контракты. При этом все уникальные коммерческие маршруты сохранились. Оптимизация коснулась трасс, которые дублировали существующие рейсы. Автобусы частников перестали отличаться от подвижного состава Мосгортранса — в этом главная идея реформы.
— Система работы принципиально изменилась, — рассказал генеральный директор компании «Гортакси» Евгений Овсянников. — Сейчас все наши машины оформлены в едином стиле.
В каждом автобусе установлена навигационная система. Она следит, с какой скоростью движется машина и где останавливается. Перед рейсом проводится медосмотр водителя и проверяется транспорт. Совсем как в парках Мосгортранса.
— У нас больше нет задачи перевезти максимальное количество пассажиров — раньше от этого зависела выручка. Теперь город ежемесячно оплачивает перевозки и поощряет премиями, — продолжает Овсянников. — Доходы стали предсказуемыми, для добросовестного перевозчика новая транспортная модель очень удобна. Власти регулярно выделяют субсидии для компаний, работающих легально. Как раз вчера начался прием заявок на компенсацию части лизинговых платежей.
Самую большую выгоду от реформы получили пассажиры, уверен руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев.
— Появилось больше 150 маршрутов, проезд на которых можно оплатить по транспортной карте или социалке. Это расширяет возможности передвижения по городу, — заявил Чекмарев. — Когда реформа началась, на маршрутах возникали проблемы с переполненностью автобусов. Департамент провел серьезную работу по оптимизации рейсов. Сейчас реформа устоялась, критических моментов больше нет.
Новая транспортная модель продолжает расширяться: скоро частные перевозчики придут и в Троицкий и Новомосковский округа.
— Застройка района идет высокими темпами, грамотное транспортное обслуживание очень важно для жителей, — заключил Чекмарев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Дьяков, руководитель ГКУ «Организатор перевозок»:
— Новая модель управления общественным транспортом работает почти год. Она привела к честной работе частных перевозчиков. Мы смогли наладить с ними контакт: проверяем их водителей, проводим осмотры подвижного состава и выходим на рейды. Мы наладили продуктивный диалог и с пассажирами — они пишут нам свои предложения по работе маршрутов, мы смотрим, насколько целесообразны эти меры. По каждой ситуации действуем индивидуально: где-то меняем расписание, где-то — трассу маршрута или добавляем остановку. Маршрутная сеть — живой организм, она будет совершенствоваться бесконечно.
ЦИФРЫ
Частные перевозчики обслуживают 211 маршрутов в 9 округах Москвы.
90 процентов рейсов выполняются по расписанию.
33 маршрута частных перевозчиков были улучшены по просьбам жителей за 2016 год. Средний возраст городского автобуса с девяти лет снизился до двух.
Более 1500 автобусов нелегальных перевозчиков арестованы, задержаны и изъяты в Москве в 2017 году за нарушения транспортного законодательства.
«Организатор перевозок» в месяц проводит более 100 проверок автобаз.