«В России есть немногие уникальные учебные заведения, которые надо объявить достоянием государства и оставить в покое», - говорит ректор Академии русского балета им. Вагановой после концерта его подопечных в Кремле.
Николай Цискаридзе. Родился в 1973 г. в Тбилиси. Артист балета и педагог, премьер Большого театра в 1992-2013 гг. Народный артист России, дважды лауреат Госпремии РФ. Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, ректор Академии русского балета им. Вагановой.
Кто нынче у руля
- В «АиФ» есть популярная рубрика «Я не понимаю...». А что вам кажется странным, возмутительным сегодня?
- Я не понимаю много чего. Почему мы, видя неэффективность ЕГЭ, не вернём нашу старую систему обучения? Любой американизм - деградация для России, с моей точки зрения. Особенно если это касается образования. Например, полное безобразие - всё время проверять вузы на эффективность. Тем более Академию русского балета, которая является старейшим учебным заведением страны, имена выпускников за 277 лет уже говорят о её эффективности. А нас всё время заставляют проходить мониторинги. Это абсолютная чушь, большая беда в нашем образовании. Жаль, у нас правительство не понимает: в России есть немногие уникальные учебные заведения, которые надо объявить достоянием государства и оставить в покое, не заставляя их подвергаться вечным проверкам и унижениям. Конечно, следить за качеством образования надо, но не такими глупыми американскими методами.
Мне непонятно, почему сегодня происходит разбазаривание настоящего искусства. Посмотрите, сколько фестивалей сейчас. Раньше их было два-три, но какого уровня, какие имена... А сейчас в каждом подъезде, на каждом углу идёт фестиваль. Фестиваль имени меня. Все хотят, чтобы театр, оркестр, школу назвали их именем и обязательно дали финансирование. А в государственную структуру идти никто не хочет. Потому что там пахать надо и жить на совсем другие деньги...
Я не понимаю, почему у нас сейчас менеджер главный человек в театре. Какие раньше дирижёры были в Большом театре, какие художники, режиссёры, хореографы… А кто сегодня руководит там? Кто-нибудь мне может сказать, кто эти люди?
- Ну, я, например, знаю.
- Вы журналист. А спросите своих знакомых - они в курсе?! Когда мы сдавали экзамены, их принимали руководители главных театров страны, выдающиеся личности, сплошь народные артисты. Им дали звание не по блату, это были действительно народные артисты, которые получили звания на сцене, а не сидя в начальственном кресле. Когда они шли по улице, с ними здоровались все, потому что их всех знали по именам и в лицо… Меня очень расстраивает: молодёжь убегает за границу, многие выпускники открыто заявляют, что не хотят связывать свою жизнь с главными театрами страны. Конечно, они будут убегать, они хотят творчества и социальных гарантий, а не разборок и дрязг. Люди хотят перспективу видеть!
Я не понимаю, почему в последнее время у нас восхваляется всё самое бездарное, а талантливые люди отодвинуты. Тех, кто чего-то стоит, разгоняют, травят. Я один из немногих, кто имеет три «Золотые маски». Но лет 8 назад, когда понял, что эта театральная премия стала выдаваться по договорённости, сказал: «Ноги моей здесь больше не будет». Не хочу участвовать в том, что нечестно. В последние годы говорил не раз: в любой момент могу взять список жюри и список номинантов и в 99% случаев вам укажу, кто выиграет. Потому что знаю, кто с кем дружит. Есть огромное количество талантливых людей, особенно в провинции, которые не получают даже номинации, не то что премии, только потому, что у них нет блата.
Голые короли
- Русский балет всегда славился за рубежом. Мы по-прежнему «впереди планеты всей»? Или политика отразилась и на восприятии Западом нашего творчества?
- Политика никогда не влияла на наше первенство в культуре. Россия может не просто гордиться, а супергордиться тем, что есть только у нас! В области классического балета мы недосягаемы, к нам все едут, чтобы учиться. Вы не представляете, какой в академии конкурс, скольких иностранцев мы не принимаем! Российская культура настолько на высоком уровне, что к нам относятся и всегда относились великолепно во всём мире. Но... Сегодня мы сами подрываем собственный авторитет! Никогда английский критик не поругает английского балетмейстера, который уже является классиком. Нет, он будет восхвалять и делать из него необыкновенную звезду, на которую должно равняться всё человечество. За границей люди себя очень выгодно рекламируют. А у нас... Есть анекдот: «Какая разница между Микки-Маусом и обычной серой мышкой?» - «Только в промоушене». Мы почему-то начали сами распинать и ругать собственную культуру. Когда мы стали эксплуатировать скандалы, это очень сильно уронило наш имидж. Я никогда не видел, чтобы директора каких-либо мировых театров так поливали своих артистов, как это делают в нашей стране... И тот ущерб, который причинён репутации Большого за последние 3 года, я вам даже описать не могу... Урон нанесён даже не репутации театра, а прежде всего нашей стране, потому что Большой - один из символов России.
Миллион раз говорил: я первый не люблю «Лебединое озеро», потому что устал от него за много лет. Но! Это наше всё. И в России, и за границей хотят видеть именно «Лебединое». Потому что мы классику танцуем лучше всех. А то, как мы ползаем по полу, нюхаем соседа и лижем пол, никому не интересно. Потому что таких «произведений искусства» своих миллион по всему миру.
- Кстати, по поводу экспериментов в искусстве. Министр культуры заговорил о возрождении худсоветов, и многие встревожены: не возврат ли это назад к цензуре...
- Нет, пожалуйста, вот только не надо путать цензуру и приличия! Все эти лжелибералы уже очень сильно надоели со своими «тревогами». Если люди не понимают, что есть вещи, которые неприличны и их нельзя демонстрировать прилюдно, мне очень жалко это общество, потому что оно идёт к катастрофе. Когда допускаются такие пошлейшие вещи, которые либералами восхваляются как новое слово в искусстве. У нас очень любят выдавать голого короля за нечто настоящее. Уже сколько раз на грабли эти мы наступали. Хватит уже, господа! Не надо путать красоту и пошлость. Не надо.