Бизнес предупредил о МАСШТАБНЫХ ПРОБЛЕМАХ и возможном РОСТЕ ЦЕН в связи с предложением Минфина запретить использование специальных налоговых режимов для продавцов МАРКИРУЕМЫХ ТОВАРОВ — табачных изделий, одежды и обуви.
Два объединения малого и среднего бизнеса — «Опора России» и Ассоциация малоформатной торговли — резко раскритиковали подготовленный Минфином проект поправок в Налоговый кодекс, предполагающих, что небольшие торговые точки не смогут применять упрощенные системы налогообложения, если торгуют маркированными товарами. Их обращения к первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову есть в распоряжении РБК.
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Масштабный законопроект, меняющий налоговое законодательство в разных сферах, Минфин опубликовал в марте. В частности, министерство предлагает лишить продавцов товаров, которые подлежат маркировке, возможности использовать специальные налоговые режимы — Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты. Если предприниматель начнет продавать такие товары, он утратит право применять спецрежим.
ЕНВД и патенты позволяют малым предприятиям сократить налоговую нагрузку. ЕНВД могут использовать работающие в розничной торговле компании, в которых менее 100 человек, а торговая площадь не более 150 кв. м. Сколько бы предприниматель ни заработал, он платит от 7,5 до 15% вмененного дохода (ставку устанавливают власти регионов). Вмененный доход рассчитывается как базовая доходность того или иного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента. Таким образом, фактическая доходность конкретного бизнеса не учитывается.
Использовать патентную систему могут ИП, количество сотрудников в которых не превышает 15 человек, а выручка — 60 млн руб. Эта система освобождает ИП от уплаты традиционных налогов: предприниматели платят 6% потенциально возможного годового дохода, который устанавливают региональные власти.
ЕНВД полностью отменят с 2021 года, чтобы он не конкурировал с патентной системой. Ликвидировать спецрежим планировали и ранее, но идея вызывала критику бизнеса. В Москве он не применяется с 2012 года. При этом число патентов, выданных ИП с небольшими розничными магазинами (площадью менее 50 кв. м) растет: по данным ФНС, на 1 июля 2018 года в целом по России их было 112,5 тыс., на 1 января 2019-го — 148 тыс. Размер потенциально возможного дохода, на который выданы патенты, вырос с 83,5 млрд до 99,2 млрд руб.
Для бюджета «патентные» доходы сейчас практически незаметны. Например, в Москве, где активно внедрялась патентная система, доходы бюджета от этого режима в 2019 году составляют 1,6 млрд руб. (по состоянию на 1 апреля). Это 0,16% всех налоговых поступлений в столице. Отказ от спецрежима позволит увеличить эту сумму при условии, что предприниматели продолжат работать и платить налоги.
Маркировке в России подвергается все больше товаров. С августа 2016 года ей подлежат шубы и другие изделия из натурального меха, позже стартовала добровольная маркировка лекарств. С 2019 года началась обязательная маркировка QR-метками ювелирных изделий, табачной продукции. С 1 декабря начнется маркировка верхней одежды и других предметов гардероба, постельного белья и полотенец, духов, фотокамер (кроме кинокамер) и вспышек, шин и пневматических резиновых покрышек. С 2020 года маркироваться будет вся обувь.
ЧЕГО ОПАСАЮТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Большая часть несетевых магазинов не справятся с возросшей налоговой нагрузкой и будут вынуждены закрыться, полагают в бизнес-сообществе. По расчетам Ассоциации малоформатной торговли, при переходе со спецрежимов на упрощенную систему налогообложения (УСН; альтернатива патентам и ЕНВД) «налоговая нагрузка увеличится в разы и сделает доходность бизнеса значительно меньшей, а в большинстве случаев приближенной к нулю». При переходе с патента на УСН потери в прибыли индивидуального предпринимателя составят от 23 до 109% в зависимости от товарооборота, следует из данных «Опоры России».
«Указанный запрет недопустим, так как он существенно ухудшит положение налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей маркируемыми товарами народного потребления (вся обувь, отдельные виды одежды и т.д.), особенно в том случае, если они одновременно с маркируемыми товарами реализуют товары, не подлежащие маркировке», — пишет в письме Силуанову президент «Опоры России» Александр Калинин. При переходе на общую или упрощенную систему налогообложения у предпринимателей увеличится объем налоговой отчетности, что противоречит целям из нацпроекта по МСП, предупреждает Ассоциация мелко-розничной торговли. Кроме того, предпринимателям придется увеличить расходы, чтобы оплатить услуги бухгалтера. Ассоциация считает, что запрет приведет к росту незаконного оборота товаров и замедлению выхода нелегального бизнеса из тени.
Запрет приведет к перераспределению доли рынка в пользу федеральных и международных торговых сетей, предупреждает в письме Калинин. Переход предпринимателей на общую систему налогообложения зачастую будет вызывать банкротства, уверены и в торговой ассоциации. «Опора» приводит в пример аптеки: им придется увеличить торговую наценку, но ее уровень сдерживает госрегулирование цен на жизненно необходимые лекарства — в итоге аптеки могут не справиться с налоговой нагрузкой и закрыться.
Пострадают кооперативные магазины в селах, которые зачастую являются единственными снабженцами товарами первой необходимости и в большинстве своем работают на ЕНВД, пишет «Опора». Рентабельность таких магазинов в малочисленных населенных пунктах не превышает 0,1% из-за низкой покупательной способности населения и преобладания оборота дешевых товаров.
При этом законопроект не предусматривает переходный период, и Ассоциация малоформатной торговли предлагает дать бизнесу отсрочку в год: магазинам, решившим прекратить торговать маркируемыми товарами, нужно дать возможность реализовать остатки, не меняя налогового режима.
Государство хочет получить дополнительные налоги и проследить весь оборот маркируемых товаров, сказал РБК Калинин, однако запрет не имеет смысла, учитывая переход на онлайн-кассы до 1 июля. «Основная претензия к ЕНВД — в невозможности оценить оборот таких предприятий. Но с вводом онлайн-касс прозрачность повысится», — считает он.
В Москве, где введен дополнительный торговый сбор, патентная система особенно популярна, и по ней «запрет точно очень сильно ударит», говорит Калинин: «За эту реформу заплатит потребитель. Конкуренции будет меньше, цены вырастут».
Против изменений выступает и Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Около половины участников рынка легкой промышленности пользуются системами упрощенного налогообложения, они хорошо себя зарекомендовали, а запрет в «корне подорвет систему маркировки», убежден президент союза Андрей Разбродин.
«Закрытие малых форматов торговли ослабит конкуренцию, приведет к росту цен для конечных потребителей, закрытию малых производств, для которых малые торговые форматы являются единственным каналом сбыта, породит безработицу, даст импульс для развития теневой экономики», — категорична Ассоциация мелкорозничной торговли.
Минфин и Минэкономразвития не ответили на зап росы РБК.
ЧЕГО ДОБИВАЮТСЯ ВЛАСТИ
Гендиректор Национального обувного союза Наталья Демидова, напротив, оценивает предложение Минфина положительно. Введение маркировки позволит создать систему прослеживаемости рынка и увидеть переход товаров от одной структуры к другой, в том числе выявить компании, которые дробят свой бизнес и уходят таким образом от уплаты налогов, поясняет Демидова. У добросовестных участников рынка проблем не возникнет, уверена она. Власти уже давно борются с дроблением крупных компаний на более мелкие, которое позволяет им снижать налоги. Например, другая идея Минфина из того же законопроекта — устранение лазейки для ухода от уплаты НДС путем дробления: Минфин намерен обязать правопреемников заплатить НДС, принятый к вычету до реорганизации, если компания использует их в операциях, не облагаемых НДС после перехода на спецрежим. Под удар попадут и добросовестные предприниматели, не преследующие цели налоговой выгоды, возражает бизнес. «Опора России» предложила предусмотреть переходный период — например, год с даты принятия к вычету НДС до реорганизации, после которого правопреемник уже не будет обязан заплатить налог.