Место силы
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Дмитрий Соколов. Собеседник
Главный храм Вооруженных сил России, который был открыт месяц назад, получился очень необычным. Мозаика с Путиным так сюда и не приехала. Зато хватает изображений автоматов, танков и святых с мечами в руках. Над алтарем здесь можно увидеть даже серп и молот.
Купола, калаш, «Крым наш»
«Бог дал нам сейчас такое время, что действительно следует больше радоваться, чем скорбеть. Ведь мы можем воздвигнуть такой памятник, такой храм, и здесь совершать молитвы. Поздравляю вас всех с этим!» – в огромном зале, где поместился бы целый полк, проповедь священника слушают человек 20. Сейчас, свернув с Минского шоссе, возле собора Воскресения Христова могут бесплатно припарковаться несколько тысяч машин, но к утренней службе массового паломничества не видно. – Тише, Оля, здесь трава посажена на два миллиона, не топчи, с тебя спишут! – мама одергивает дочку у входа. Семья не успела на службу, застряв в пробке, добираясь из Москвы к подмосковной Кубинке. Их светлая одежда контрастирует с формой военных, которые здесь молятся, охраняют, звонят в колокола, поют в хоре или просто слоняются в увольнительной. Сам храм тоже раскрашен цветом хаки и снаружи, и внутри. Пол выложен рельефным металлическим листом, как на военном складе. Огромная площадка перед входом, кажется, иногда будет играть здесь роль плаца. Сумма пожертвований, собранных на строительство, только по официальным данным, составила 2,95 миллиарда рублей. Все построено так, чтобы каждая копейка бросалась в глаза. Перед входом – бронзовые врата с фигурами первых русских святых воинов Бориса и Глеба, внутри – огромная позолоченная статуя Христа под синим сводом. А вот той самой мозаики с Владимиром Путиным, Сталиным и надписью «Крым наш» не найти. – Нет и не было. Мы тут работаем со дня открытия. Она в мастерской так и осталась – сюда не доехала, – говорят женщины, которые убираются в храме.
Государственных лидеров заменили изображением простых солдат эпохи Великой Отечественной. Четыре большие мозаики висят напротив алтаря в окружении советских знамен и штандартов. Несмотря на это, темы Крыма меньше не стало. Большая часть панно внутри и барельефов снаружи посвящена обороне Севастополя или присоединению полуострова к Российской империи. Очень много икон святых воинов – Георгия Победоносца, Александра Невского, Федора Ушакова. На клиросе (балкон для певчих) изображен Иисус Христос с мечом в руках. На сводах купола нарисованы советские военные награды. Серп и молот над алтарем смотрятся непривычно. У основания колонн, где расставлены подсвечники, выделяются эмблемы всех родов войск. На самых видных местах – парашюты ВДВ, перекрещенные калаши мотострелковых войск и танки. В нижней части собора расположен еще один небольшой храм. Здесь же установлен закладной камень с набитой надписью о том, что основателями собора являются Патриарх, президент и министр обороны. Кто в списке самый главный, понятно из названия нижнего храма – он освящен в честь святого князя Владимира.
Акинфеев пожертвовал, Поклонская и Милонов уклонились
Неоднократно говорилось, что храм построен исключительно на пожертвования. Для сбора средств в августе 2018 года был основан специальный фонд «Воскресение». В его базе 65 тысяч жертвователей. Имя каждого из них выбито на табличках, которые аккуратно развешаны на стенах храма с внешней стороны.
В гигантском списке тех, кто скинулся на строительство, можно найти и имя Путин В. В., оно никак не выделено из общей массы. Как рассказывал глава храмового фонда «Воскресение» Александр Каньшин (зам. председателя общественного совета при Минобороны), президент передал лично от себя 14 миллионов. Они пошли на создание главной иконы храма – Спаса Нерукотворного. Она установлена у амвона на самом видном месте. Соучредителю фонда спортсменке Елене Исинбаевой также нашлось место на табличке. Можно найти и фамилию спикера Думы Вячеслава Володина, однако два самых православных депутата почему-то оказались не у дел. Среди жертвователей нет ни Виталия Милонова, ни Натальи Поклонской. Самая воцерковленная первая леди в истории России Светлана Медведева жертвовать на храм не стала, как и ее муж Дмитрий Медведев. Имени экс-супруги нынешнего главы государства найти на табличках тоже не удалось – нет ни Путиной Л. А., ни Очеретной Л. А. Зато есть человек, который называет себя близким другом президента – Михалков Н. С. Фамилии крупнейших бизнесменов – Миллера, Тимченко, Потанина, Усманова – в наличии. Военной собранностью отметился футбольный клуб ЦСКА, который, казалось бы, уже давно не связан с армией. Судя по базе учета на сайте «Воскресения», одними из первых, еще осенью 2018-го, на храм пожертвовали президент клуба Евгений Гинер, гендиректор Роман Бабаев, тренеры, капитан Игорь Акинфеев вместе с ключевыми российскими игроками и даже прессатташе. Судя по базе на сайте «Воскресения», в самый первый день сбора пожертвований деньги внесли 21 человек. Среди них – доцент университета МЧС Долихин, начальник общества ЦСКА полковник Громов и некий Дзинзус А. А., внесенный в украинскую базу «Миротворец» как один из высших полицейских чинов ЛНР. Среди самых первых – заместитель Шойгу, главный по патриотическому воспитанию генералполковник Андрей Картаполов. Именно он отстаивал портрет Сталина на той самой мозаике, объясняя это тем, что вождь «вернул религию». Широкую известность военный получил во время обострения российско-украинского конфликта. Когда на карте появлялись ДНР и ЛНР, Картаполов командовал Западным военным округом. Его имя часто встречается в докладе международной расследовательской группы о сбитом самолете МН17.
Свободный доступ продлится недолго
Главный храм Вооруженных сил – это не только место для молящихся. Позади него внушительный памятник солдатским матерям и Аллея военной славы. Вокруг всю территорию огибает огромный военный музей «Дорога памяти». Его длина – 1418 шагов (по числу дней Великой Отечественной войны). Перед ним – полоса инсталляций на открытом воздухе с прорытыми окопами, сожженной деревней и подбитой техникой противника. Христианская скромность всего проекта явлена только в одном – оценке затрат на строительство. Официальной суммы в 2,95 миллиарда, которую собрали с помощью фонда «Воскресение», не хватает для того, чтобы покрыть даже те контракты, которые ФГАУ «Управление имуществом специальных проектов» Минобороны разместило на госзакупках для строительства храма. Их сумма – более 3,6 миллиарда. Самый крупный контракт – на 620 миллионов – был заключен уже спустя месяц с начала сбора пожертвований. По словам сотрудника охраны, очень скоро здесь заработает специальный транспорт, парковка станет платной, а в музей начнут продаваться билеты. Значит, сборы на храм продолжатся.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.