Россиянин, завоевывающий "Харт Трофи", – это по-прежнему экстраординарное событие. За всю 30-летнюю историю выступлений наших хоккеистов в НХЛ такое случалось лишь пять раз. В сезоне-1993/94 первопроходцем стал Сергей Федоров, в 2007/08, 2008/09 и 2012/13 его трижды (!) поддержал Александр Овечкин, а в 2011/12 еще одним MVP сезона НХЛ стал Евгений Малкин. Теперь трио преобразовалось в квартет, причем особой интриги в преддверии церемонии в Лас-Вегасе не было.
История Кучерова – совсем другая, чем у Next One Макдэвида или Кейна, становившихся первыми номерами драфтов 2015 и 2007 годов соответственно, чем у Овечкина и Малкина, выбранных первым и вторым номерами драфта-2004. Всех их изначально считали великими талантами и прочили огромное будущее. В случае с Кучеровым, выбранным "Тампой" под 58-м номером во втором круге драфта 2011 года, все было совершенно не так. Я уже не раз рассказывал читателям "СЭ", в том числе и посредством беседы с его мамой Светланой и первым тренером Геннадием Курдиным, а также большого интервью с самим Никитой, какой сложный путь к признанию пришлось преодолеть воспитаннику московской муниципальной хоккейной школы "Белые медведи".
Можете себе представить, чтобы юным Овечкину, Малкину, Макдэвиду или Кейну их клубы предложили сделать операцию на плече за свой счет – как по отношению к Кучерову поступил ЦСКА? В результате чего он и уехал в систему "Тампы", которая согласилась его прооперировать. Одного этого примера достаточно, чтобы понять, что пришлось ему преодолеть на пути к "Харт Трофи". Было достаточно и других – например, Курдин после выпуска возил их с Никитой Гусевым пристраивать в клубы, и просмотр в "Динамо" завершился ничем, да и ЦСКА его взял лишь потому, что за него ничего не нужно было платить.
Когда в марте этого года Кучеров установил рекорд по очкам "Тампы" за один сезон, обогнав Венсана Лекавалье, в коротком разговоре с прессой он заявил: "В меня многие не верили, и я по-прежнему доказываю этим людям их неправоту". Нередко звездами спорта становятся люди self-made, сделавшие себя сами, но гораздо реже доводится видеть спортсменов, растущих из года в год (а Кучеров прибавляет с каждым сезоном) на негативной мотивации, стремлении кому-то что-то доказать, отомстить за юношеские психологические раны. Что ж, тем интереснее постичь этот феномен, потому что чем больше самых разных историй успеха, тем лучше.
Не верили в него в первую очередь в российские времена, но ведь и выбор в конце второго раунда драфта НХЛ не говорит в пользу такой уж большой веры за океаном, не правда ли? Читаешь список задрафтованных игроков в 2011 году – и диву даешься. Половина первого раунда вообще не играет в лиге! Зато Кучеров – лишь 58-й, а Джонни Годро – вообще 104-й.
Но не цифры драфта, а дальнейшая жизнь все рассудила. 164 журналист из 171, принимавших участие в голосование по "Харт Трофи", отдали предпочтение Кучерову! И "СЭ" поздравляет лауреата, фиксируя появление новой – безо всяких оговорок – суперзвезды.
Выиграл не благодаря, а вопреки
Этот сезон получился у Кучерова феноменальным, и о нем сказано уже слишком много, чтобы расписывать его по новой. Достаточно двух фактов – со 128 очками он побил рекорд россиян всех времен в НХЛ, принадлежавший Александру Могильному, и набрал больше, чем кто-либо в лиге с сезона-95/96, то есть за 23 последних года! За все время существования потолка зарплат (а соответственно, уменьшения разницы в классе между клубами) никто не набирал столько. 87 голевых передач – еще один отечественный рекорд всех времен.
Помимо "Харта", в котором ни у кого не было сомнений, и "Арт Росса", который достался ему как лучшему бомбардиру автоматически, Кучеров выиграл еще один почетнейший трофей – Теда Линдси, вручаемый лучшему игроку сезона по голосованию игроков. Его вручали в первой части церемонии, а соперники у россиянина были Макдэвид и Кейн. Встав со своего места в зале, Никита расцеловал жену Анастасию, пожал руки партнерам по "Тампе" Андрею Василевскому и Виктору Хедману, тренеру Джону Куперу, своему агенту Дэну Мильштейну. Запомнилось, что в 30-секундной речи со сцены он среди прочих поблагодарил своего маленького сына, рождение которого перед началом завершившегося сезона, судя по всему, стало для него мощнейшей мотивацией.
Накануне церемонии в Лас-Вегасе Кучерову исполнилось лишь 26, так что у него все еще впереди. И дальнейшее во многом будет зависеть от того, насколько самокритично он отнесется к собственной игре в серии плей-офф с "Коламбусом", проигранной явным фаворитом – 0-4 без голов Никиты и лишь с двумя передачами, сделанными в последнем матче. А главное, к своему поступку в конце второй встречи, когда раздраженный неудачей бомбардир толкнул на борт защитника "Блю Джекетс" Маркуса Нутиваару, получил матч-штраф и не имел возможности помочь команде в важнейшей третьей игре (Нутиваара, кстати, до вылета "Коламбуса" из плей-офф на лед так и не вернулся).
В те дни в общении с североамериканскими журналистами на вопрос, извлек ли он из этой ситуации какие-то уроки, хоккеист отрубил: "Нет". На это многие обратили внимание. Будем надеяться, что это не более чем первые эмоции и этакая защитная реакция, а на самом деле для Кучерова этот случай станет большим уроком – в том числе в понимании масштаба ответственности за команду, которая теперь на нем, как и на любой суперзвезде, лежит.
А пока у нас есть повод, поздравляя Никиту, еще раз порадоваться обилию хоккейных талантов на российской земле, которых, однако, не всегда по достоинству распознают и оценивают. Кучеров выиграл свои награды не благодаря, а вопреки.
Российский рекорд? Я действительно счастлив и горд
Это коллективное интервью Кучерова – склейка из двух разговоров журналистов с российским краем в Лас-Вегасе. Первый состоялся в зале "Бетховен" отеля Encore, где живут номинанты и где проходила их встреча с журналистами за день до церемонии; второй – в отеле Mandalay Bay уже после церемонии NHL Awards.
– В этом сезоне вы набрали 128 очков, побив российский рекорд результативности Александра Могильного 26-летней давности. По вашей реакции на то очко за минуту до конца последнего матча регулярного чемпионата было видно, как вы этому рады. Насколько важно для вас это достижение? – вопрос Кучерову еще когда он знал только про "Арт Росс".
– Да, это было очень приятно. Ты оглядываешься назад, понимаешь, как много великих российских хоккеистов за все эти годы играло в НХЛ... Я был действительно счастлив. И гордился тем, что удалось сделать. Это было бы невозможно без моих одноклубников и тренеров. Они – неотъемлемая часть этого рекорда, очень благодарен им. А для меня и моей семьи это достижение – безусловно, предмет для большой гордости.
– У вас была возможность поговорить с Могильным до или после рекорда?
– Нет.
– А желание есть?
– Если бы у меня был такой шанс – с удовольствием, конечно!
– 15-20 лет назад в НХЛ играло вдвое больше игроков из России, чем сейчас, но среди номинантов на индивидуальные награды россиян не меньше прежнего. С чем вы это связываете?
– Хорошая школа. Спасибо тренерам, которые работают в правильном направлении. Благодаря этому вырастает новое поколение, и все стремятся быть лучше и лучше. И играть в лучшей лиге мира.
– В 90-е "Харт Трофи" выигрывал Сергей Федоров, в 2000-е и 2010-е – Александр Овечкин с Евгением Малкиным. Теперь вы перехватываете у них эстафетную палочку. Чувствуете, что оставляете след в истории?
– Я тут первый раз, так что никакую палочку пока еще не перехватил. А Женя Малкин, Саня Овечкин здесь постоянно. Надо стремиться быть как они, держать планку высоко. Будем стараться двигаться дальше.
– Кто-то из родных приехал с вами в Вегас?
– Моя жена.
– Вы никогда не удовлетворены собой, всегда стремитесь стать еще лучше. В чем можно прибавить сейчас?
– Всегда есть в чем становиться сильнее. В первую очередь мы все должны стать лучше как команда. Мы должны работать вместе, чтобы больше не повторилось то, что случилось в последнем плей-офф, и выполнять то, что требуют наши отличные тренеры. Что же касается меня лично, то нужно продолжать вкладывать в работу всего себя без остатка. Это – главный ключ к успеху.
– Вы говорили о том, как восхищались игрой Патрика Кейна, когда только пришли в НХЛ. Приятно оказаться в роли его конкурента за "Харт Трофи"?
– Да, это здорово. Разговаривать с ним – всегда удовольствие. Конкурировать с ним за такой трофей значит для меня многое. Я много работал, чтобы оказаться здесь.
– У вас, так выросшего как игрок за последние годы, по-прежнему вызывает восхищение наблюдать за игрой таких, как Кейн, а также Сидни Кросби и Коннор Макдэвид, которые тоже находятся здесь? И вы что-то у них "крадете"?
(Смеется) – Все они однозначно входят в число тех хоккеистов, за которыми мне больше всего нравится смотреть. Но я вам не расскажу, что у них подсматриваю.
В следующем сезоне должны доказать, что случившееся в плей-офф – не более чем осечка
– Ваши ощущения сейчас в Лас-Вегасе, когда вы смотрите вокруг и общаетесь со всеми героями нынешнего сезона НХЛ, – это скорее чувство радости от достигнутого лично или напоминание о неудаче команды в плей-офф?
– Я бы не стал говорить – "лично". Меня бы здесь не было, если бы не наша команда. Если бы не партнеры, тренеры, массажисты... Спасибо им, и они – большая часть моего успеха. Так что мое попадание сюда – это тоже командное достижение.
– Что для вас означает включение в число номинантов на "Харт Трофи"?
– Многое. У нас в этом сезоне была великолепная команда, великолепный тренерский штаб. "Лайтнинг" – это классная группа парней. И некоторых из них я так рад видеть здесь!
Для меня самого это первый и очень приятный опыт (Кучеров прежде никогда не только не выигрывал, но и не номинировался на индивидуальные призы НХЛ, – Прим. И.Р.). И большая честь. Смотришь на этих парней, с которыми в лиге все время соревнуешься, – и понимаешь, как много значит сюда попасть. Это означает: что-то ты делаешь правильно.
– Вы выиграли "Харт" и "Арт Росс" с выдающимся показателем результативности. С одной стороны, это суперуспешный сезон. Но на него накладывается разочарование от неудачи в Кубке.
– Если посмотреть на нашу команду по личностям, то очевидно: у нас прекрасные игроки, много таланта, как вы можете видеть по количеству людей из "Лайтнинг" – игроков и тренера, представленных здесь. Снова повторяю: у нас великолепная команда, которая движется и работает в правильном направлении!
Понятно, что мы хотим и стремимся выиграть Кубок Стэнли. Отсюда и ответ на ваш вопрос: хоккей – такой вид спорта, где ты играешь за команду и на команду. А индивидуальные призы – это, конечно, приятно, но не на первом месте. Каждый в "Тампе", в том числе и я, в первую очередь хочет победить в Кубке.
– Много ли времени потребовалось, чтобы отойти от "сухого" разгрома от "Коламбуса" в первом раунде плей-офф?
– Да уж, это не то, чего мы ожидали перед началом Кубка. Но принимаем это так, как есть. Сейчас мы ничего с этим сделать не можем. Наша задача – выучить этот урок и двигаться дальше.
Разумеется, мы планировали пройти далеко. Однако от того, что все пошло не так и этого не случилось, наша команда не перестает быть хорошей, игроки – отличными. То же касается и наших владельцев, которые отлично знают что делают и предпринимают все возможные шаги для нашего успеха. Мы же должны в следующем сезоне нанести ответный удар тем, кто в нас не верит.
– Как, по-вашему, в данном случае можно превратить негатив в позитив?
– В следующем сезоне мы просто должны доказать людям, что случившееся в прошлом плей-офф – не более чем осечка. А для этого нужно стать лучше. Все думали, что у нас сейчас хорошие шансы, но такие вещи, какая произошла с нами, иногда случаются в хоккее. Важно, чтобы они не повторялись.
– Вы смотрели Кубок после того, как вылетели?
– Вначале об этом не могло быть и речи. Только читал новости, результаты, узнавал, что говорят люди. А потом мне позвонили из федерации хоккея России, и я поехал на чемпионат мира. И все мои мысли были о нем.
– Думали о том, что на месте той или иной команды должны были быть вы?
– В хоккее можно сколько угодно говорить "бы", но от этого ничего не изменится. Надо просто идти вперед.
– Многие вздохнули с облегчением, когда после ужасной недели с "Коламбусом" владельцы и руководство клуба не переборщили с реакцией, и все ключевые части отличной команды остались на своих местах. Как на это отреагировали вы? Дало ли это какую-то дополнительную уверенность?
– У нас есть уверенность друг в друге, в нашей команде, в тренерском составе. Очень приятно слышать, что все ее ключевые составляющие сохранятся. Повторяю: у нас прекрасная команда и игроки, и одна неделя в этом плане ничего не меняет.
Не хотел бы играть против Василевского!
Следующая часть разговора состоялась уже после того, как было объявлено о том, что Кучеров – обладатель "Харта" и "Теда Линдси".
– Это важнейший вечер для меня и моей семьи. Спасибо моим одноклубникам, тренерам, массажистам – в общем, всем, кто был частью нашей команды. Все они помогли мне оказаться здесь. Без них, без той работы, которую мы проделали вместе, этого бы не произошло. Значительная часть моего успеха – это их заслуга. Спасибо моим парням, и я уже жду следующего сезона.
– Из трех призов, на которые вы претендовали, выиграли все три. Думали, что это возможно, когда сюда приезжали?
– На призы были номинированы великолепные игроки, но я был готов на случай, если нужно будет произнести речь. Все сработало в мою пользу.
– Для вас принципиально, что за вас проголосовали именно хоккеисты, выбиравшие обладателя "Теда Линдси"?
– Да, это значит для меня очень многое. Ты соперничаешь с этими парнями каждый день, и получить признание от них – это что-то особенное. И я вновь должен поблагодарить за это своих одноклубников.
– Теперь вы можете сказать вслух: "Я – самый ценный игрок мира". Круто?
– Конечно, это звучит классно, но в любом случае я понимаю, что главное – это Кубок Стэнли. И мы должны работать еще больше, чтобы его выиграть. Мы думали, что работали много, но оказалось, что нужно еще больше.
– Когда вы приехали в НХЛ, стремились к завоеванию индивидуальных трофеев?
– Тогда задачей было просто попробовать, что это такое, просто попасть в команду! Когда попал, все мои мысли были только о том, чтобы выиграть Кубок и привезти его обратно в Тампу. Наши болельщики заслуживают этого. Мы играем в хороший хоккей, и я уверен, что если сохраним команду, мы сможем ответить (за неудачу в этом плей-офф, – Прим. И.Р.).
– Во время бомбардирской гонки думали о том, что вам нужно обязательно выиграть эту штуку?
– Если думать об этом слишком много, если зациклиться на этом, тебя не ждет ничего хорошего. Поэтому думал только о том, чтобы помогать команде выигрывать. Мои мысли были о том, чтобы больше очков было у "Лайтнинг", а не у меня самого. Я знал, что чем лучше играю, тем больше шансов у команды выиграть матч. На этом и был сосредоточен.
– Какие эмоции испытываете в связи с избранием Андрея Василевского лучшим голкипером НХЛ, а значит, и мира?
– Это классно! Я-то уверен, что Вася – лучший вратарь. Отлично, что он получил признание остальных. Счастлив за него, и очень хорошо, что такой голкипер играет в нашей, а не в какой-нибудь другой команде. Не хотел бы играть против Василевского!
Мы не выиграли кубок. Значит, я должен работать вдвое больше
– Какие качества вам удалось улучшить в течение этого сезона, что помогло вам сделать такой скачок в результативности?
(Улыбается) – Ой, сложный вопрос! Может быть, всего понемногу. Стал более всесторонним игроком.
– Каким в таком случае будет ваш подход к следующему сезону, когда к вам уже будут относиться как к лучшему игроку?
– Мы не выиграли Кубок! Значит, я не сделал главного, к чему стремился. И должен работать вдвое больше. Летом вернусь домой и буду вкалывать, чтобы подойти к сезону в по-настоящему хорошей форме. Для начала – чтобы все хорошо началось.
– В XXI веке никто не набирал за один сезон столько очков, сколько вы. Кто, по-вашему, способен выйти на этот же уровень из числа тех, против кого вы играете?
– Таких игроков очень много. Никогда не знаешь, как и для кого сложится тот или иной сезон. Однозначно, что чем больше вокруг тебя хороших игроков – тем больше шансов это сделать. Очень горд быть частью "Лайтнинг", конкурировать с этими парнями каждый день на тренировках.
– Понятно, что ваша главная цель – Кубок Стэнли. Но какие персональные задачи вы ставите перед собой на следующий сезон? Допустим, набрать 130 очков? Улучшить игру в обороне?
– Хочу расти как игрок. Брать на себя лидерство, когда это нужно команде. Для меня не имеет значения, сколько очков наберу. Все мои мысли – только о Кубке Стэнли. Для этого ты выходишь на лед. Ты хочешь выигрывать. Ты хочешь соревноваться с лучшими хоккеистами и быть сильнее них.