С чего вдруг мы решили спорить о Ленине? Все началось с политического телешоу «60 минут» на телеканале «Россия», где вспыхнул скандал вокруг советского прошлого. Политолог Никита Исаев предложил откровенную провокацию: по примеру Украины разрушить в России все памятники Ильичу. А потом и вовсе заявил, что ставит знак равенства между коммунизмом и фашизмом. С телешоу его чуть не выгнали. Но продолжить спор с Исаевым уже на Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) вызвался журналист Максим Шевченко. Эфир получился не менее жарким. Вел его журналист «КП» Роман Голованов.
«НИКОЛАЙ ВТОРОЙ НЕ ПОГУБИЛ СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ, КАК СТАЛИН»
Исаев: В современном Китае нет никакого коммунизма! Нет никакого Марксаили Ленина. Китай на 70 - 80% - это заработок от бизнеса. А в начале ХХ века в мире было три тоталитарных правителя: Муссолини, Гитлер и Сталин. Никакие Романовы не убивали и не уничтожали свой народ. Мы за чужие интересы во Второй мировой войне клали десятки миллионов жизней. Так вышло, что мы бились за интересы англосаксов, которые развились после этого и стали сегодня единым центром мира.
Шевченко: Кто тебе такое сказал? На нас напала объединенная Европа во главе с самым высокотехнологичным государством той эпохи - нацистской Германией.
Исаев: Это была не наша война. Как и сейчас, нам будут делать третью мировую войну ребята-американцы. Тогда англичане столкнули две идеологии - нацистскую и коммунистическую, сидели и провоцировали.
Шевченко: Франция, которая была гораздо сильнее Германии в военном смысле, проиграла Германии на поле боя. Вермахт разгромил французскую армию, а британскую выгнал с континента. То, что Вторая мировая война была не нашей войной, - это просто чудовищная мысль. Советский Союз всегда готовился к нападению интернационала капиталистических держав - так и случилось. На нас напала не Германия, на нас напал Европейский Союз того времени. Была задача порабощения нашей страны, они представляли советский народ как рабов, живущих под властью большевиков. А это было не так! Мой дед, родившийся в белорусской деревне, к 39-му году был кандидатом физических наук, знал 3 языка. И не за Сталина они шли добровольцами подавать заявления на фронт.
«ИЛЬИЧ МЕШАЕТ ИДТИ ВПЕРЕД»
Голованов: Никита, во время телепрограммы ты предложил сносить памятники Ленину по всей России. Всем это напомнило майдан. На Украине все тоже пошло-поехало с «ленинопада».
Исаев: Памятники Ленину - это наши национальные гири, которые не дают нам развиваться. Мы не можем отречься от этого. Коммунизма в России так и не было - мы его не построили. Максим говорит, что Ленин и Сталин создали нашу нацию и все то, что мы сейчас имеем, - они были наследниками величайшей российской империи, которая до Первой мировой войны развивалась семимильными шагами. Я читал французского экономиста Эдмона Тери, который разбирал всю российскую экономику Столыпина и Каховского - он пишет, что это был прорыв. И с 1921 по 1928 год в стране реализовывали планы Столыпина.
Шевченко: Это набор смешных исторических комиксов. Что там развивала Российская империя? Абсурд! Мы вступили в Первую мировую с устаревшим оружием. Мы имели неуклюжее государство, которое рухнуло под комплексом своих проблем - их просто не могли решить. А Ленин - отец национального проекта, просуществовавшего почти 100 лет. Благодаря ему было отбито вторжение на нашу Родину орд Запада. Если бы не было советской власти, они бы победили и поработили бы нашу страну раз и навсегда.
«СССР ВОСПИТАЛ ИЖДИВЕНЦЕВ? НЕ ОСКОРБЛЯЙ НАРОД!»
Голованов: Если начать прямо сейчас сносить памятники Ленину в России, не развяжет ли это новую гражданскую войну?
Исаев: Нет, выросло поколение, для которого в Ленине нет ничего сакрального. Для них это просто один из параграфов в учебнике истории. Но есть другой парадокс. В Челябинске выделили 17 миллионов рублей на реконструкцию памятника Ульянову. А в области развалены дороги, сельское хозяйство. Люди не умеют работать: мы привозим мигрантов из Белоруссии, чтобы они нам сажали картошку. Власть не должна заигрывать с коммунистами. Благодаря большевикам мы получили страну иждивенцев.
Шевченко: Что ты оскорбляешь моих родителей? Что ты несешь? Мои родители работали. Рома, твои бабушка и дедушка - иждивенцы?
Голованов: Нет, всю жизнь проработали на Тульском оружейном заводе, ветераны труда.
Исаев: Я же вижу, что люди разучились работать. Но у нас разве что-то изменилось со времен СССР?
Шевченко: Это при ельцинистах они разучились. Конечно, все изменилось. Земля, заводы и леса народу перестали принадлежать после распада Советского Союза. Их приватизировали олигархи. У народа отняли страну.
Исаев: Если в СССР умели работать, то почему падение цены на нефть в 1985 году сначала в два, а потом в четыре раза закончило этот советский проект?
Шевченко: Слушай, почему нападение нацистской Германии, когда никакой нефтяной иглы еще не было, страну не разрушило?
Исаев: Потому что все держалось на страхе! На фронте Сталин положил 30 миллионов человек.
Шевченко: Чушь! На фронте погибли 8 миллионов человек, а еще 19 миллионов - потери гражданского населения. Следи за словами.
«ИЗ-ЗА БОЛЬШЕВИКОВ МЫ НИКОГДА НЕ ПРИМИРИМСЯ»
Димитрий Смирнов, протоиерей (по телефону): Коммунизм - религия сатанизма. Большевики ненавидели Христа. При слове «церковь» Ленина трясло, он брызгал слюной, у него начинались конвульсии. Ульянов говорил, что лучше пьянство и разврат, чем идея Боженьки. Поэтому во время голода в Поволжье большевики решили нанести удар по церкви - все священники подлежали уничтожению. И когда напал Гитлер, он специально стал открывать православные храмы в пику коммунистам, хотел показать, что хороший. Но Гитлер был такой же сатанист! Просто у лукавого две руки.
Шевченко: Тогда даже русское духовенство в эмиграции разделилось на две части. Одни считали, что нападение немцев-нацистов на СССР - это начало священной борьбы против большевиков. А другие понимали, что это было страшное нашествие на русскую землю. Пусть каждый поп сам определяется, за кого он. Большевики не любили церковь, потому что священники в Гражданскую встали на сторону белогвардейцев. И во времена Романовых церковь не воспринимали народной. Это превратилось в одно из министерств империи. Люди ходили на службу по воскресеньям ради галочки, но душа к этому не лежала.
Голованов: Почему для русских людей Ленин стал определением «свой» и «чужой»? Если ты против Ленина - русофоб и враг России? В чем причина?
Шевченко: У России есть два народа. Один кичится своей образованностью, считает себя носителем каких-то русских смыслов. Но до войны такими людьми были дворяне, аристократы - белогвардейцы. А у большинства народа, который у нас считают необразованным быдлом, Ленин - это отец нации. Человек, который создал общество равных возможностей. И после того как СССР предательски разрушили, всех, кто выступает против Ленина, народ стал причислять к разрушителям.
ЦИТАТЫ
«Хотите снести серпы и молоты? Вы идиот!»
Эта заварушка началась на одном из главных политшоу страны «60 минут». В прямом эфире схлестнулись политолог Никита Исаев, телеведущая Ольга Скабеева и депутат-коммунист Леонид Калашников. Вот фрагмент их схватки.
Исаев: Вы объясняете национализм тем, что крушат памятники Ленину. Я бы, честно, и у нас все их повалил, и все бы эти серпы и молоты.
Скабеева: Слава богу, вы не при власти. И никогда не окажетесь со своей одиозной точкой зрения (аплодисменты в зале).
Калашников: Бабушке-дедушке своим расскажи: «Наденешь майку с буквами СССР - сядешь на пять лет!» И посмотрим, как они тебя поймут.
Исаев: Если для вас «русский мир» - это движение вперед, отрекитесь от этого прошлого. Это тоже не наше с вами.
Скабеева: На Украине приравняли фашизм и коммунизм, об этом рассказывает Леонид Калашников.
Исаев: Это правильно! Это две безумные идеологии, которые крушили XX век!
Скабеева: Уходите, Никита Олегович, вон отсюда. Вы, мне кажется, идиот.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По всей России установлено не менее 7 тысяч памятников Ленину. Самый высокий стоит в Волгограде - 57 метров (постамент - 30 метров, фигура - 27 метров). На Украине до майдана было 5 тысяч монументов Ильичу. Сейчас снесено почти 1,5 тысячи штук.