«Впервые я играю не подростка, а взрослую женщину, тридцатилетнюю, сексуальную, с устоявшимся характером, у меня даже есть муж!» — двадцатисемилетняя Анаис Демустье не скрывает гордости. Речь о фильме Франсуа Озона «Новая подружка», который только что прошел в российском прокате. История типично озоновская: лучшая подруга героини внезапно умирает, а вдовец (Ромен Дюри), оставшийся с новорожденной дочкой, утешает себя и малышку, переодеваясь в платья покойной жены. Поначалу возмущенная, Клэр из сочувствия и любопытства понемногу втягивается в игру, ходит с новой «подружкой» в кино и по магазинам, втайне от мужа (разве признаешься ему, что друг семьи стал подругой?) отправляется за город и скоро понимает, что влюбилась. Непонятно только в кого — в мужчину или в женщину.
Конечно, Анаис счастлива такой роли. У нее в послужном списке сорок фильмов, но маленькую, худенькую, живую и подвижную актрису все время снимали в образах тинейджеров. А какая роль у подростка? Понятное дело — обнаруживать несправедливость мира, страдать от насилия взрослых, бунтовать и рвать чувства на куски. «Время волков», «Нет секса — нет денег», «Прекрасная смоковница», «Будь умницей» — секс, инцест, наркотики и отчаяние. Живого места нет, боль всего поколения. Хочется пожалеть ее по-отцовски, но Анаис смеется: «В жизни даже отдаленно ничего похожего не было. У меня замечательные родители, я их обожаю».
Она родилась на севере Франции, в пригороде Лилля. Отец работал в большой торговой сети, вечно в командировках, а мама сидела с детьми. Анаис — младшая, у нее две сестры, Камилла и Жанна, и брат Стефан. «Ясно ведь, что про девушку с таким безоблачным детством даже читать неинтересно», — улыбается Анаис. В пьесе «Проблема» Франсуа Бегодо, которая шла в Théâtre du Rond-Point на Елисейских Полях, она играла дочку, которая говорит маме, ушедшей от папы к другому мужчине: «Для меня главное, чтобы тебе было с ним хорошо», но произносит это с некоторым даже удивлением. Для самой Анаис ситуация невообразима: «Говорить с родителями о сексе? Да это в принципе невозможно!»
И вот наконец-то благодаря Озону она сыграла не девчонку, но женщину. «Такой ритм! — Анаис восхищается методами работы режиссера. — Он постоянно всех подгоняет: «Давайте быстрее, быстрее». Я говорила себе: «Как же так, у нас не будет времени отработать сцены», а ему хоть бы что, скорость его только раскрепощает. Франсуа делает один-два фильма в год, хотя мог бы уже остановиться, остепениться. Но нет, постоянно снимает, да еще с таким зверским аппетитом!»
Сам режиссер говорит, что Демустье похожа на Изабель Юппер: «Очень люблю ее ангельский облик, славянские черты лица и замечательные веснушки», и обещает, что скоро снимет ее в новой роли, совсем не похожей на предыдущую, может быть, колдуньи или преступницы.
Кстати, с Изабель Юппер все и началось. В коттеджном пригороде Лилля Вильнев-д’Аск, где росла Анаис, кинотеатра не было: «Ради фильма надо было отправляться в город, а это целое дело. Жизнь в Вильнев-д’Аске особенно культурной не назовешь, но как же там хорошо!» Девочка предпочитала бегать на улице с друзьями и о будущем не задумывалась. Пока в школе не появилась агент по кастингу, объезжавшая провинцию в поисках актрисы на одну из главных ролей в фильме Михаэля Ханеке «Время волков» — драме о Европе, которая из-за перебоя с продовольствием в одночасье вернулась в Средневековье. Партнершей дебютантки оказалась Изабель Юппер, давшая ей несколько драгоценных уроков актерского мастерства. В частности, что все знаменитые актрисы рано ложатся спать.
В восемнадцать лет, получив аттестат, Анаис уехала в Париж и поступила в университет Париж III Сенсье на филолога и киноведа. Но времени на теорию не было. Если не пропускать учебу, пропустишь самое главное, решила девушка и продолжила сниматься. Университет она бросила, этим не гордится, но и не жалеет. Хотя всегда старается чему-нибудь научиться: «Курсы сценической речи, актерские семинары — я готова ехать куда угодно, хоть в Америку, лишь бы все уметь, что нужно актрисе».
Это ее «хоть в Америку» выдает в Демустье представительницу нового поколения французских актрис, готовых играть только ради удовольствия, не страдающих звездной болезнью, не мечтающих о Голливуде. Это образ жизни, который может вскоре родить новую волну французского кино, свободного, без оглядки на стандарты и моду. Не зря Озон выбирает таких, как она, в качестве новых лиц и новых героинь.
А пока он размышляет над следующей ролью для актрисы, та играет в театре. Чаще всего у модного режиссера Кристофа Оноре. «Театр — это спорт, а кино — работа», — считает Анаис, поясняя, что на подмостках каждый вечер не похож на вчерашний и надо все начинать заново.
Спорт, кстати, она недолюбливает, и если и занимается, то исключительно пилатесом, благо для этого не надо никуда ходить, нужен лишь пол и коврик. К тому же, считает она, беготня по лестнице на пятый этаж — достаточная тренировка. Актриса живет в старом доме в квартале Монторгей: «Типичная парижская квартира без лифта, зато с деревянными балками на потолке. Очень светлая, очень приятная». О том, что здесь живет актриса, говорят лишь несколько афиш на стенах. «Лолита» Кубрика, «Безумный Пьеро», где Бельмондо с Анной Кариной, и «Лулу» Мориса Пиала с Изабель Юппер и Жераром Депардье, молодым и прекрасным. Этот фильм — один из ее самых любимых.
Последние пару лет Анаис не пропускает показов Miu Miu и вообще дружит с этой итальянской маркой, название которой произносит по-французски: «мью-мью». «Я с ней познакомилась, когда начала зарабатывать и поняла, что могу покупать себе одежду, какую хочу. Актрисе часто приходится носить вещи, которые ей не подходят, со многими марками я чувствовала себя, как в маскарадных костюмах. А вот с Miu Miu сразу ощутила: это мое. Самое важное в нашем ремесле — быть особенной, важно найти свою роль, но свой стиль одежды найти тоже нужно».
Но ведь не обойтись одной маркой на все случаи жизни? «В обычной жизни ношу и недорогую французскую одежду. Простые на первый взгляд вещи, но забавные — базовые модели из хороших тканей. Но на красной дорожке я хочу оставаться молодой, а наряды Miu Miu умеют подчеркнуть и преподнести твою свежесть и молодость».
Украшения она предпочитает семейные. Сестра Камилла — ювелир, у нее в Париже на улице Сент-Оноре в Первом округе своя мастерская. Камилла семь лет проработала в большой, знаменитой марке на Вандомской площади, а вот сейчас сделала свою, а Анаис и брат Стефан, ставший кинорежиссером, сняли для нее рекламный ролик про роман прекрасного мясника и прелестной булочницы, которые объясняются друг с другом на языке украшений.
Обедает актриса возле дома, ходит на бранч в ресторанчик Twinke на Сен-Дени: «У них там бранч не по воскресеньям, как у других, а такой ежедневный, круглосуточный». Ужинает в итальянской Osteria или во французском ресторане Au Passage в пассаже Сен-Себастьен: «У них такой погреб, такая карта вин! Я вообще люблю всякие радости жизни!»
Я спрашиваю Анаис, пересматривает ли она фильмы, в которых снималась. Она говорит, что нет, хотя, когда случайно на них попадает, самой бывает смешно.
— Наверное, в старости я буду их все время пересматривать и вздыхать, какая я была молодая.
— Как всеми забытая героиня «Бульвара Сансет»?
— Этого я не боюсь. У меня будут семья и дети. Сколько? Четверо, как у мамы. Я люблю большие семьи. И хотела бы продолжать сниматься. Быть счастливой, путешествовать, носить «мью-мью»... Лучше об этом не думать.