Владимир Путин во вторник посетил республику Саха (Якутию). Этот визит планировался на январь и должен был стать частью президентской кампании, но не состоялся из-за непогоды. Тем не менее послевыборная поездка оказалась похожей на предвыборную: якутяне гордо демонстрировали гостю свои достижения в самых разных сферах, от разработки компьютерных игр до обучения военных работе с беспилотниками, а президент охотно поддерживал все их начинания и раздавал обещания. В частности, на встрече с молодыми специалистами он заверил, что запланированное в рамках оптимизации налоговой системы повышение НДФЛ не будет распространяться на северные надбавки.
Посетить Якутск Владимир Путин собирался в самом начале своей президентской кампании, в рамках январского турне по Дальнему Востоку. Но коррективы в эти планы внесла погода, и президенту пришлось ограничиться визитами на Чукотку и в Хабаровский край. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков тогда пояснял, что погода не в силах поменять планы главы государства, но может сдвинуть их «вправо». В итоге поездка состоялась со сдвигом на полгода. Кстати, на якутских результатах кандидата Путина отмена его зимнего визита не сказалась: в республике за него проголосовали 87,79% участников мартовских выборов, что даже немного выше его среднего результата по стране (87,28%).
В то же время поствыборный визит по формату весьма напоминал те рабочие поездки, которые Владимир Путин совершал в ходе избирательной кампании. Все запланированные мероприятия проходили в исключительно благожелательной атмосфере, их участники были явно настроены на позитив, а сам президент охотно поддерживал высказываемые ими инициативы.
При этом власти Якутии, ассоциирующейся у простых россиян прежде всего с добычей полезных ископаемых (и особенно алмазов), похоже, решили продемонстрировать, что республика претендует на лидерство и в других, более креативных сферах.
Основные мероприятия поездки проходили в кластере «Квартал труда». Для начала президенту рассказали о блестящих перспективах Якутии в области разработки видеоигр. В ожидании высокого гостя вице-премьер республики Анатолий Семенов объяснял журналистам, что эти перспективы связаны с двумя факторами: первый — это, конечно, талантливые люди, а второй — суровый климат. «В Якутии зимой минус 50 уже много лет. Зимой мы практически не выходим на улицы. Всегда якуты сидели у печки, занимались косторезкой, придумывали истории, рассказывали. И вот это умение фантазировать, руками что-то делать — это основа для геймдева, для анимации, для кино, для всего того, что связано с творчеством»,— втолковывал чиновник.
Отстаивать геймдев также предстояло директору IT-парка Якутии Руслану Тыкушеву. Он, в частности, напомнил, что с этого рынка ушли зарубежные игроки и это хороший шанс для якутских разработчиков, которые умеют делать «клево». В пример господин Тыкушев привел местную компанию Rubedo games, которая произвела игру Soulbind. В ней нужно играть за скелета, который сражается с врагами и забирает у них части тела, чтобы в итоге стать «таким Франкенштейном», увлеченно просвещал журналистов директор. Впрочем, с Владимиром Путиным он был более сдержан и просто попросил главу государства создать для гейм-индустрии собственное российское издательство. Президент идею в целом поддержал.
Затем он выслушал сообщения о проекте по внедрению искусственного интеллекта в медицину и о системе мониторинга работы авиадвигателей. После чего слово взял бывший разработчик видеоигр, а ныне участник специальной военной операции Николай Потапов, который презентовал свою IT-школу Expo Skills и рассказал о работе ее филиала в Донецкой народной республике. Позже он признался корреспонденту “Ъ”, что заработать на создании видеоигр ему пока не удалось, но за нынешнюю работу ему платят хорошо, а ранее он зарабатывал на промышленных роботах. Тем не менее в развитие видеоигровой индустрии господин Потапов верит: главное — всех обучить.
Николай Потапов стал своеобразным связующим звеном со следующей экспозицией, которую президент посетил на втором этаже кластера. Там обнаружились геймерские кресла, но использовались они уже не для видеоигр, а для обучения операторов беспилотных летательных аппаратов.
А на стенах можно было увидеть и сами дроны, используемые в качестве камикадзе либо для обеспечения связи. Здесь же Владимиру Путину рассказали о подготовке на территории Якутии снайперов.
Последним мероприятием в IT-кластере стала встреча с молодыми специалистами—участниками программ «Земский учитель», «Земский доктор» и «Муравьев-Амурский 2030» (дальневосточный проект по подготовке кадров для госслужбы). На ней тоже царила благостная атмосфера, хотя речь уже шла не только о Якутии, но и о Дальнем Востоке в целом. «Хочу вот что отметить,— начал беседу господин Путин.— Такая приятная информация и для меня, и для всех — и для страны, и для вас: наблюдается миграционный поток за последнее время молодых людей в этот регион. И это, в общем, приятно, это все-таки отражает, наверно, результат наших совместных усилий по развитию дальневосточных регионов». Отмечая особую значимость этой территории, президент несколько раз упомянул, что Дальний Восток — это 40% территории России.
Участники встречи, многие из которых переехали сюда из других регионов, поочередно объясняли, почему выбрали для своей работы именно Дальний Восток. Один из них вспомнил слова Владимира Путина о том, что развитие Дальнего Востока — это национальный приоритет для России в XXI веке, и спросил, как президент видит развитие этого региона с учетом последних геополитических изменений.
«Действительно, для России развитие Дальнего Востока является приоритетом на весь XXI век без преувеличения»,— охотно повторил свою фразу господин Путин.
И заодно продемонстрировал знание местных особенностей: «Да, температуры такие… Я помню, зимой приезжал. Минус 50. До ушей боялся дотрагиваться: думаю, сломаются. Но ничего».
В ответ участники программы «Муравьев-Амурский 2030», по-военному именовавшие себя курсантами, заверили главу государства, что справятся со своими обязанностями в любых условиях. А президент, в свою очередь, пообещал им рассмотреть возможность распространения этой кадровой программы на арктические территории, подумать над расширением проекта «Земский учитель» на сферу дополнительного образования, а также пообещал снова приехать на Камчатку.
Не обошлось на встрече и без обсуждения самых животрепещущих вопросов. Один из молодых дальневосточных специалистов не смог пройти мимо готовящейся сейчас оптимизации налоговой системы и попросил в рамках этой работы «учесть северные надбавки». «Это не то, что вам нужно. Учитывать — значит вычитать. Просьба в том, чтобы не учитывать»,— со знанием дела поправил его Владимир Путин, подчеркнув, что эти надбавки выплачиваются за сложные климатические условия, в которых живут и работают люди на соответствующих территориях. «При учете сумм по налогообложению эти доходы, надбавки, должны быть вынесены за скобки. И только базовая часть должна учитываться в налогообложении. Обязательно такое поручение правительству дам»,— поделился президент обещанием, которое, будь эта встреча в январе, стало бы очевидно предвыборным. А вскоре добавил к нему еще одно, посулив в ответ на один из следующих вопросов налоговые послабления участникам программы «Земский работник культуры»: «Это сам бог велел».
После разговора с молодыми специалистами Владимир Путин посетил Высшую школу музыки и провел встречу с главой Якутии Айсеном Николаевым. Который, видимо решив под занавес визита сделать приятное и себе, и президенту, рассказал ему об итогах только что прошедших соревнований по высокоточной стрельбе: «Ночную стрельбу выиграли сотрудники вашей службы безопасности, а дневную стрельбу выиграли якутяне». Впрочем, последнюю «приятность» господин Путин организовал себе сам, сделав незапланированную, как позднее подчеркнул Дмитрий Песков, остановку у стадиона «Туймаада» в Якутске и пообщавшись с восторженными горожанами.