Как-то уж слишком много трагических совпадений: 8 сентября в автомобильной катастрофе гибнет премьер-министр Абхазии, а на следующий день грузовик таранит кортеж президента Молдавии. Буквально за несколько дней до этого в аварию попадает его соратник, возглавлявший социалистов в кишинёвском муниципалитете. А если вспомнить, как в последний день лета погиб глава ДНР, цепочка событий начинает казаться и вовсе зловещей. Нет ли связи у этих происшествий?
Известно, что в конце лета в администрацию главы нашего государства неожиданно вернулся Борис Рапопорт, до осени 2014 года курировавший там непризнанные республики и пророссийские силы на постсоветском пространстве. Одновременно его сменщик, Владислав Сурков, по слухам, стал «сдавать дела», переориентируясь на исполнение неких иных служебных функций, не связанных с СНГ, Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией. Не факт, что Рапопорт вернулся на прежнее направление, шепчутся, что ему доверят курировать Госсовет. Но, согласитесь, цепочка событий, последовавших за информацией о его возвращении, не может не обращать на себя внимание. В Донецке 31 августа взрывают главу ДНР Александра Захарченко. Через несколько дней чудом не гибнет в аварии «правая рука» президента Молдавии Ион Чебан. А 9 сентября в катастрофу попал и сам Игорь Додон. За день до этого в кортеж премьера Абхазии Геннадия Гагулия влетела девяносто девятая модель ВАЗа – и чиновник умирает. Ощущение при этом такое, что некие силы, понимая, что на постсоветском пространстве грядут большие перемены, стремятся, что называется, в ручном режиме воздействовать на ситуацию. Если это на самом деле так, то череда происшествий продолжится.
Последствия «пересменки» в Москве?
Момент «пересменки» кураторов – напряжённое время. Достаточно вспомнить, как стремительно и синхронно в августе 2014-го сменилась власть в Луганске и Донецке. Возглавлявшие народные республики Валерий Болотов и Александр Бородай, не вдаваясь в разъяснения, спешно выехали в Россию, а их места заняли Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Именно с «пересменки» стали один за другим уходить из жизни знаковые для ДНР и ЛНР фигуры. Но не следует сразу же тыкать пальцем в Москву, как это, обычно делают в Киеве: мол, именно оттуда и поступали приказы, кого казнить, а кого миловать. Передел сфер влияния происходил вовсе не по приказу из Москвы. Но на сам передел кадровые изменения в Москве, безусловно, влияли. Не указали бы Рапопорту на дверь, и в Донецке продолжали бы разбираться между собой Бородай с Игорем Гиркиным, а в Луганске – Болотов с Геннадием Цыпкаловым. А так – всплыли новые заинтересованные «игроки».
Разумеется, периоды «пересменок» используют в своих интересах и внешние силы, заинтересованные в устранении неугодных фигур. В конце февраля будущего года в Молдавии пройдут очередные парламентские выборы, которые могут поставить точку в противостоянии «пророссийского» президента с ориентированными на Запад законодателями. Уже ясно, что противостояние может закончиться в пользу Додона, а значит, у внешних сил остаётся примерно полгода, чтобы не допустить сближения Кишинёва с Москвой. И хотя политические противники Додона склонны связывать инцидент с его кортежем в Страшенском районе с «пересменкой» в Москве, больше похоже на то, что водителем грузовика, вылетевшего на встречную полосу наперерез машине Додона, двигала, как выразился исполнительный секретарь Партии социалистов Молдавии Влад Батрынча, «рука евро-атлантических кураторов». В этой связи обращает на себя внимание реакция руководства службы госохраны Молдавии, подчиняющейся парламенту: там сообщили «со 100-процентной уверенностью», что столкновение не было преднамеренным. «Возможная утечка информации о том, что кортеж президента будет находиться в этом месте и в это время, исключается». Да полноте! Сколько их было, подобных утечек, которые вроде бы были исключены. Считанным единицам было известно, что глава Белорусской ССР Пётр Машеров 4 октября 1980 года поедет из Минска в Жодино. Тем не менее кому было нужно, о поездке узнали. И гружёный самосвал выскочил наперерез «Чайке» Машерова в самом неподходящем месте. Знающие люди рассказывали, что те, кто подстраивал автокатастрофу, были посвящены в мельчайшие подробности. Так, известно, что шедшая впереди машины главы республики «Волга» сопровождения смогла уклониться от лобового столкновения благодаря тому, что её водитель резко «дал по газам». А водитель «Чайки», возивший Машерова ещё со времён Великой Отечественной, повторить бы этот манёвр не смог – из-за того, что страдал ревматизмом и поэтому ездил в валенках. На том и строился точный расчёт тех, кто планировал это убийство.
Можно вспомнить и о катастрофе, в которой весной 1999 года погиб Вячеслав Черновол, основной конкурент украинского президента Леонида Кучмы в избирательной гонке. О маршруте движения политика тоже знали считанные единицы, которые, казалось бы, не могли раззвонить о нём направо и налево. Но тем, кому это было нужно, знали, куда именно едет «Тойота» Черновола. И на пути следования неожиданно появляется гружёный «КамАЗ» с прицепом. Черновол погибает, а непродолжительное время спустя водитель грузовика умирает от сердечного приступа. И концы в воду. Трижды Верховная рада инициировала новые расследования гибели политика, а следствие даже установило, что не сразу умершего Черновола добивали кастетом. Но и по сей день эта трагедия до конца не расследована.
Странности гибели премьера Абхазии
А инцидент с гибелью Гагулия выглядит ещё более странно. В кортеже двигались автомобили президента и премьера республики. Между ними – две машины с охраной. По встречной полосе в это время проезжали два автомобиля (что само по себе странно, ведь следующий впереди эскорта сопровождающий обычно требует от встречных водителей съехать на обочину и затормозить). Одна машина, некий чёрный седан, в нужное время, как по команде, сворачивает в сторону, а вторая, ВАЗ-21099, резко берёт влево и заходит лоб в лоб именно премьерской «Тойоте», пропуская, как по заказу, и президентский автомобиль, и две машины охраны. Пишут, что девяносто девятой управлял молодой наркоман, без прав и документов на автомобиль. Что ж, это и неудивительно.
Иногда, по странному совпадению, водители автомобилей, в столкновениях с которыми гибнут влиятельные лица, действуют как-то уж очень избирательно и, прямо скажем, необъяснимо. Водитель «Форда», при столкновении с которым погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов, признавался, что «не заметил», как пошёл в лобовую на двигавшийся по встречной полосе «Мерседес». Кстати, в этой тёмной истории тоже фигурировал некий так и не опознанный никем поначалу грузовик. Чуть погодя его, правда, удалось обнаружить – вдалеке от места происшествия и с мёртвым водителем внутри. Собственно, как мы уже писали, ситуация с выезжающим наперерез грузовиком – типичная для аварий с участием спецслужб не только в нашей стране и бывших советских республиках. Борка Вучич, возглавлявшая сербский парламент, погибла в столкновении с выехавшей ей наперерез гружёной «Сканией». Бронислав Геремек, руководивший польским МИДом, скончался, налетев на внезапно оказавшийся на его пути микроавтобус. Можно, конечно, считать, что все эти инциденты – лишь трагические стечения обстоятельств. Но отсутствие внятных расследований в каждом подобном случае волей-неволей наводят на нехорошие умозаключения, не так ли?
До сих пор не появилось ясности с автокатастрофой, в которой год назад чуть не погиб командующий ВДВ Андрей Сердюков. Три микроавтобуса с высокопоставленными военными ехали в сторону Печенги. Впереди, как положено, шла машина сопровождения, предупреждавшая встречных водителей, которые, по идее, должны были остановиться и пропустить кортеж с мигалками. Водители, как часто бывает в таких ситуациях, если и не останавливались, то значительно сбрасывали скорость, показывая тем самым, что как бы выполняют правила, только неспешно. И тут навстречу вылетает «Ланос» и с такой силой бьёт «Каравеллу» с генерал-полковником, что микроавтобус 5 раз подряд (!) переворачивается. Водитель «Ланоса», конечно же, гибнет. В конце года Сердюков должен был возглавить группировку российских войск в Сирии – это назначение сорвалось из-за полученных генералом травм. Между прочим, Сердюков принимал самое активное участие в крымских событиях 2014 года, и были такие, кто сразу же объявил, что в ДТП он попал неспроста. Особенно в свете скоропостижных уходов из жизни двух других генералов, командовавших «Крымской весной» – Александра Шушукина и Игоря Сергуна. С Сергуном тоже как-то странно получилось – вроде бы он скончался от сердечной недостаточности в Подмосковье, а американцы из Stratfor тем временем сообщили о его гибели в Ливане. Да ещё и министр обороны выразил соболезнование в связи с «гибелью» главы ГУ ГШ.
Кто следующий – Александр Лукашенко?
А вот ещё один примечательный инцидент, на который поначалу никто, кажется, не обратил должного внимания. То ли вечером 19-го, то ли утром 20 августа в серьёзное ДТП попал глава узбекского правительства Абдулла Арипов. Водитель белого микроавтобуса якобы потерял управление и вылетел на встречную полосу, угодив в бок «Мерседеса» Арипова. Происшествие подавали как чистой воды случайность. При этом удивительным образом не стыковались ни обстоятельства инцидента, ни даже даты и время, когда это произошло. В Ташкенте при этом прозрачно намекнули: мы-де знаем, кому гибель Арипова оказалась бы на руку, и эти люди-де могут находиться в Москве. А буквально пару дней назад президент Узбекистана Шавкат Мерзиёев выступил с гневной филиппикой в адрес прежнего руководства республики, «разграбившего Ферганскую область», назвав прежних «хозяев» при этом «крысами». Речь шла, как предположила местная пресса, о «ферганских невестках» – вдове Каримова Татьяне и её сестре Тамаре Собировой. А ведь считалось, что Мерзиёев – назначенец клана Каримовых и покорный исполнитель воли верхушки этого клана. Но в Ташкенте между тем разъясняют: в Москве происходят некие перестановки, связанные в том числе и с республикой, и те, кто поддерживал семью умершего президента, более «не при делах». На кого намекают – поди догадайся. Ну а инцидент на дороге с Ариповым вполне мог быть сигналом, предупреждением Мерзиёеву.
Так что же на самом деле происходит? Гибель главы ДНР Захарченко и абхазского премьера Гагулия, дорожные инциденты с Додоном, Чебаном и Ариповым – как-то уж слишком кучно пошло. То ли действует «закулиса», пользуясь «пересменкой» кураторов, то ли чубы трещат у окружения этих самых кураторов, подчищающих за собой периметр? Или всё это – совпадения?
Всё-таки следует признать, что цепочка непонятных происшествий, возможно, закрутилась несколько раньше, чем в президентскую администрацию вернулся Рапопорт. 8 июля в дорожное происшествие во время визита в Абхазию попал глава Южной Осетии Анатолий Бибилов. В больницу попали он сам и двое его охранников. Что примечательно, как и в остальных случаях, пострадала всего одна машина из кортежа – именно та, в которой ехал Бибилов (на это обстоятельство, в частности, обратила особое внимание пресс-секретарь Бибилова Дина Гассиева). Очень похоже на то, что кто-то пытается использовать ситуацию со сменой кураторов стран СНГ и непризнанных республик, чтобы дестабилизировать обстановку, убеждён политолог Сергей Марков. Да ещё и представить положение таким образом, чтобы подозрения пали на приближённых к кураторам особ. В контексте происходящего, полагает эксперт, нельзя исключать продолжения цепочки покушений. И следующим в ней вполне может стать, скажем, глава Белоруссии Александр Лукашенко.
Ещё два года назад агентство Regnum сообщило, что «следующей сакральной жертвой в игре Запада против России может стать Александр Лукашенко». Часть белорусской элиты заинтересована в «сдаче» Лукашенко, но при этом его фактическое низложение, замаскированное хоть под автомобильную катастрофу, хоть под любой иной инцидент, могут представить как происки Москвы. Недавно из недр белорусских спецслужб произошла утечка, что якобы спецслужбы Литвы и Польши могут готовить покушение на Лукашенко. И одновременно один из лидеров белорусской несистемной оппозиции Николай Статкевич объявил о том, что расправу с Лукашенко санкционировали в Москве – вот и гадай теперь, кто возможный заказчик.