Из-за пандемии Covid-19 миллионы людей оказались заперты в четырех стенах и вынужденно прервали привычные контакты. Такая «социальная рецессия» может повлечь за собой серьезные последствия для эмоционального состояния и психики – от тревоги и депрессии до агрессивного поведения.
Домашняя самоизоляция – не просто неудобства, связанные с удаленной работой и невозможностью сходить в кино, бар или ресторан. Отсутствие полноценных социальных контактов неизбежно и резко отрицательно влияет на человеческую психику. Причем, чтобы почувствовать на себе негативный эффект, необязательно сидеть на карантине долгие месяцы. По данным исследователей из колледжа Уэйл Корнелл Медикал в Нью-Йорке, изоляция может вызвать беспокойство или депрессию «в течение нескольких дней».
Эксперты повторяют, что человек – существо социальное. На протяжении всей своей истории люди находились в группах, а взаимодействие с сородичами стало для нас жизненной необходимостью. И как только мы лишаемся возможности полноценно взаимодействовать с себе подобными, начинаются проблемы.
«Для тех, кто уже испытывал чувство одиночества, социальное дистанцирование усилило ощущение изоляции», – отмечают эксперты Европейского альянса общественного здравоохранения (EPHA).
Те же, кто привык к большому количеству социальных контактов, теперь пытаются поддерживать их с помощью технологий – прежде всего, через интернет. В ход идут самые необычные инструменты. Например, жители Брюсселя могут оставлять на специальной странице в Facebook аудиосообщения для друзей, коллег или родственников. Эти голосовые послания транслируются по громкой связи из ярких автобусов, которые разъезжают по городу.
Но специалисты сходятся во мнении, что общение через средства связи, даже долгие разговоры по «скайпу» не решают проблему целиком. «Онлайн-форматы – это лучше, чем ничего. Но полностью живой контакт ими не заменить», – говорит практикующий психолог Анна Мартынова.
Тревога и депрессия
Одинокая жизнь и отсутствие полноценного социального взаимодействия оказывает на психическое и когнитивное здоровье целый ряд негативных эффектов, указывает в своих работах психолог и доктор философии Луиза Хокли из Чикагского университета. Среди наиболее частых последствий – депрессия, ухудшение сна, снижение когнитивных функций.
Дело осложняет тот факт, что люди оказались отрезаны друг от друга не просто так, а на фоне серьезной эпидемиологической угрозы, глобальных сложностей в экономике и закрытия границ. «Впервые со времен Второй мировой войны европейцы столкнулись с такими ограничениями и вынуждены приспосабливаться к новым реалиями, где будущее непредсказуемо, – подчеркивают в EPHA.– У людей нет уверенности, что они сохранят работу и доход, и это приводит к увеличению уровня стресса и тревоги».
Россия, в отличие от стран ЕС, за последние несколько десятилетий пережила несколько мощных кризисов и, казалось бы, граждане к ним почти привыкли. Но все же не настолько, чтобы воспринимать происходящее хладнокровно.
Само по себе изменение жизненного уклада провоцирует стресс, а сейчас жизнь изменилась не к лучшему, констатирует Анна Мартынова. «Возрос уровень неопределенности, мы лишились привычных рутин и источников поддержки. Если у человека была склонность к депрессии, тревоге, мании, перееданию, зависимостям, то в условиях возросшего стресса все это будет обостряться», – полагает психолог.
Запросы россиян в поисковых системах подтверждают, что ситуация с коронавирусом влияет на эмоциональное состояние населения. Если в марте среди пользователей «Яндекса» рос интерес к новостям и описанию симптомов коронавируса, то в апреле актуальная повестка уступила место другим темам. Увеличилось число запросов вроде «когда все это закончится», «как не сойти с ума» и «справиться с беспокойством».
Одновременно россияне стали чаще обращаться за психологической помощью, рассказал в эфире «НТВ» главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе. Часто такие обращения на «горячую линию» министерства поступают от пожилых людей – в режиме самоизоляции они острее других ощущают тревогу.
Люди с выраженными психологическими сложностями из-за ситуации с коронавирусом и массовой изоляции оказались у опасной черты, констатируют психологи. Нестабильность, негативный информационный поток и отсутствие поддержки теперь все чаще приводят к суицидальным мыслям. Причем вне зависимости от возраста, социального статуса и места проживания.
Так, в конце марта красивая и благополучная 19-летняя британка покончила жизнь самоубийством: накануне она твердила, что карантин из-за коронавируса убьет больше людей, чем сам вирус. А в конце апреля региональные СМИ сообщили о суициде 56-летней жительницы Набережных Челнов. «Простите меня, я вас очень люблю, я очень боюсь заразиться», – процитировали «Челнинские известия» ее предсмертную записку, оставленную для близких.
Агрессия и насилие
В зависимости от психологического состояния и конкретных обстоятельств изоляция может провоцировать как депрессивные настроения, так и повышенную агрессию, говорят специалисты. «Если исходить из того факта, что текущая ситуация приносит обострения, то у людей, склонных к агрессии, ее уровень будет расти», – прогнозирует Анна Мартынова. По ее словам, у «пограничных» пациентов, которые живут на грани нормы и психического расстройства, возможен переход в стадию психоза, который также может выражаться в агрессивных действиях.
Люди в принципе плохо переносят несвободу, особенно когда винить в сложившейся ситуации некого. «Власти ввели ограничительные меры, но, по сути, по домам людей держит собственное понимание важности и правильности социального дистанцирования, – продолжает психолог. – Куда направить недовольство от ограничений, если сам на них пошел? Если это не осознается и нет навыков экологичного обращения со своей агрессией, она может выплескиваться на окружающих».
Ситуация осложняется тем, что в режиме самоизоляции «пограничным» людям сложнее получить поддержку специалиста. Многие психологи и психиатры временно приостановили прием или перевели консультации онлайн, но такой формат не для всех эффективен.
А чтобы бороться с агрессией самостоятельно, нужна и дисциплина, и сознательность. Тем более, по мнению ученых, изоляция провоцирует агрессивное поведение на химическом уровне. С этой точки зрения очень показателен эксперимент, который провели на лабораторных мышах нейробиологи из Университета Северной Каролины. Выяснилось, что через две недели социальной изоляции у животных происходили изменения в мозге и увеличивалась экспрессия некоторых белков. В результате мыши становились агрессивнее.
Заметить рост человеческой агрессии намного сложнее, тем более, в условиях карантина и самоизоляции. Из-за того, что люди сидят по домам, число насильственных преступлений против посторонних – убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований – снижается почти во всех странах.
Однако изоляция и экономические неурядицы, по всей вероятности, дадут отложенный эффект после выхода из карантина. И тогда статистика может оказаться удручающей.
Впрочем, не для всех происходящее несет исключительно негатив. «Такой опыт не проходит бесследно. Ситуация с пандемией и изоляцией принесла почти всем личные кризисы, большего или меньшего размера. – признает психолог Анна Мартынова. – Но говорить, что для всех последствия будут только плохими, я бы не стала. Любой кризис – одновременно и время возможностей. Уже сейчас видно, как люди находят в себе то, о чем раньше и не подозревали – от скрытых внутренних ресурсов до новых смыслов и целей в жизни».