Авиакатастрофа в Альпах, в которой во вторник погибли 150 человек, обрастает подробностями. Сначала американская газета The New York Times узнала сенсационные подробности расшифровки одного из «черных ящиков» разбившегося «Аэробуса А320». После взлета между пилотами лайнера шел «очень ровный, спокойный разговор», после чего один из них вышел из кабины. И вот тут самое интересное - вернуться ему уже не дали. Речевой самописец все это зафиксировал.
«Человек снаружи легонько стучит в дверь, но ответа нет. Тогда он стучит сильнее - ответа нет. Ответа вообще больше не было. Слышно, как он пытается выбить дверь, - рассказал изданию высокопоставленный французский источник в следствии. - Мы пока не знаем причину. Но что точно - до конца полета в кабине находился лишь один пилот, и дверь он так и не открыл».
Причина стала известна очень скоро: второй пилот, похоже, заблокировал кабину, специально пошел на снижение и врезался в гору.
«Первые 20 минут полета пилоты нормально разговаривали, можно сказать, жизнерадостно и любезно. Затем слышим, как командир просит взять на себя контроль за судном. Мы слышим звук отодвигающегося кресла и хлопающей двери. Когда командир вышел из кабины «по зову природы», второй пилот взял управление на себя и направил самолет вниз. Он сделал это по причине, которая нам пока неизвестна, мы только знаем, что он разрушил самолет. На записи слышно, как второй пилот (находящийся в кабине. - Ред.) нажимает на кнопки системы, чтобы осуществить снижение самолета. У него не было паники. Он не произнес ни одного слова, по его ровному дыханию можно судить, что он был в сознании и спокоен, - рассказал французский прокурор Брис Робен, объявив, что на этого пилота завели уголовное дело о преднамеренном убийстве. - Когда вы несете ответственность за 150 человек, я не думаю, что это можно квалифицировать как самоубийство».
Пассажиры, по его словам, поняли все не сразу. «Крики пассажиров слышны только в самую последнюю минуту. Смерть была мгновенной. Самолет врезался в гору на скорости 700 километров в час... Нет никаких оснований считать, что это был теракт извне. Сейчас мы будем изучать окружение этого человека», - заключил прокурор.
Чуть позже филиал американской телекомпании CNN во Франции сообщил, что французские власти обратились за помощью в расследовании авиакатастрофы в ФБР.
КЕМ БЫЛ ПИЛОТ?
«Хороший парень, но лечился от синдрома эмоционального выгорания»
Информацию о пилоте-убийце собирают по крохам. Это 28-летний гражданин Германии Андреас Лубитц из городка Монтабаур на западе страны, жил вместе с родителями, любил парусный спорт, был общительным, его этническое происхождение и вероисповедание еще неизвестны. Но в связях с террористами замечен не был. Во всяком случае, на сей момент такой информации нет.
Как пишет издание Rhein Zeitung, соседи сплошь называют его дружелюбным, говорившим о своих мечтах «с решительностью». Любил современную поп-музыку. «Как часто мы видели его пробегающим мимо наших домов», - вспоминают они, говоря, что он всегда держал себя в форме.
В СМИ уже мелькают версии о несчастной любви и семейных проблемах, которых мог не уловить общающийся с членами экипажа психолог. В авиакомпании Germanwings Лубитц с 2013 года и налетал за это время 630 часов. Но вот обучение в летной школе на некоторое время прерывал. Причин работодатели не называют. Но немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет, что речь, видимо, шла о депрессии.
Дом, в котором жил Андреас Лубитц, вчера оперативно оцепила полиция, чтобы не дать проникнуть в него репортерам или родственникам погибших пассажиров.
«Это был хороший молодой человек из хорошей семьи. Но тогда, очевидно, у него было переутомление, депрессия», - рассказала журналистам мать бывшей одноклассницы Лубитца. А вот ее дочь общаться с прессой отказалась. Следом журналу Der Spiegel то же самое сказал и неназванный приятель погибшего - в 2009 году Лубитц лечился от синдрома эмоционального выгорания, а затем вернулся к своим обязанностям.
Страничку Лубитца в Фейсбуке удалили уже после трагедии. Обычно готовящиеся к теракту или другим преступлениям люди делают это сами заранее...
ЧТО ИНТЕРЕСНО
Страничку Лубитца в Фейсбуке удалили уже после трагедии. Обычно готовящиеся к теракту и другим преступлениям люди делают это заранее. В сохранившемся кэше видно, что он увлекался «Аэробусами» и состоял в профессиональных авиа-сообществах.
И еще любопытный факт: корреспондент телеканала Channel 4 со ссылкой на Germanwings сообщил, что пилот изменил код доступа в кабину, потому командир воздушного судна так и не смог к нему ворваться...
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ
К трагедии могла привести серия «незаметных» стрессов
Сергей ЕНИКОЛОПОВ, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья:
- Мы все время читаем о людях, которые устраивают бойню в американской школе, а потом убивают себя. Это так называемый расширенный суицид. Сюда же относятся и летчики, сознательно разбивающие самолеты с пассажирами. Почему такие люди попадают в пилоты за рубежом? После этой катастрофы десяток немецких пилотов сняли с рейсов - провалили тесты на стрессоустойчивость. Переволновались. Кроме того, они часто бастуют, значит, недовольны чем-то, своим финансовым положением. Первоначально были с хорошей психикой, а в процессе переживания стрессов, вроде маленьких, они начинают срываться... С трудом представляю такую ситуацию у нас. Другой отбор профессионалов. Более строгий и внимательный. Начиная с училища. Но это достижение советской науки и советской системы отбора.
Фарит САФУАНОВ, руководитель лаборатории судебной психологии ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского»:
- Бывает, даже у стрессоустойчивых людей такая тяжелая форма депрессии, когда ему кажется, что этот мир настолько ужасен, что не стоит жить - и ему, и окружающим. Почему этого не заметили? Ну представьте, что пилот проходит каждые полгода полный осмотр. А психоз или депрессия может развиться всего за месяц.
ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО АВИАЛАЙНЕРА
Профессиональные камикадзе
В новейшей истории авиаперевозок уже были случаи, когда пилоты решали уйти из жизни вместе с самолетами, полными пассажиров.
✔ 30 января 1979 года. Грузовой Boeing 707 компании Varig выполнял рейс из Токио в Рио-де-Жанейро. Через несколько часов перестал выходить на связь. Многодневные поиски в Тихом океане ни к чему не привели. Одна из версий - один из пилотов намеренно обрушил борт в воду.
✔ 7 декабря 1987 года. Самолет BAe-146 (рейс Лос-Анджелес - Сан-Франциско). Через час после взлета летевший пассажиром бывший пилот, недавно уволенный за провоз наркотиков, ворвался в кабину, захватил управление и свалил самолет в крутое пике. Погибли 43 человека.
✔ 19 декабря 1997 года - Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir (рейс Тангеранг - Сингапур, находясь на крейсерской высоте в 10 000 метров, перевернулся, начал вертикальное пикирование, в конце которого превысил скорость звука и упал в реку. Погибли 104 человека. Основная версия - самоубийство командира корабля Цу Вай Минга, который имел огромные долги. Он отключил бортовые самописцы, под предлогом какого-то поручения выслал второго пилота из кабины, запер дверь и направил самолет к земле.
✔ 31 октября 1999 года. Боинг 767 авиакомпании EgyptAir (Лос-Анджелес - Каир) в 100 километрах от острова Нантакет в Атлантическом океане резко снизил скорость и упал в воду. Дело расследовало ФБР и пришло к выводу, что катастрофу устроил второй пилот Гамиль Аль-Батути, который сознательно выключил двигатели. Его последние слова записал найденный «черный ящик»: «Я полагаюсь только на бога». Все 217 человек, находившиеся на борту, погибли.
✔ 29 ноября 2013 года. Самолет Mozambican Airlines (рейс в Анголу) разбился в Намибии, когда пилот остался в кабине один. Он выключил автопилот и повел самолет на снижение. Погибли 33 человека.
✔ 8 марта 2014 года. Boeing 777 компании Malaysia Airlines (Куала-Лумпур - Пекин), на борту которого находились 12 членов экипажа и 227 пассажиров, исчез с радаров, кроме того, кто-то отключил все иные средства обнаружения. Но еще в течение 6 часов спутник ловил сигналы работающих двигателей. Основная версия - угон. Однако многие склоняются к тому, что, возможно, все это было подготовкой к самоубийству младшего пилота: 27-летний Фарид Абдул Хамид был человеком весьма неуравновешенным...
За всю историю российской авиации подобные трагедии произошли лишь дважды:
✔ 27 марта 1972 года в городе Ворошиловград пилот Ан-2 направил самолет на таран жилого дома, где жила его жена и теща, которые сильно его доводили. Несмотря на страшные разрушения, никто кроме пилота не погиб.
✔ А 26 сентября 1976 года другой летчик направил свой Ан-2 на пятиэтажный жилой дом.Погибло пять человек, включая пилота. Так он хотел отомстить своей жене, которая подала на развод и пригрозила отнять ребенка. Правда ни жены, ни сына дома не оказалось.