Белый дом ищет резервы для пополнения бюджета в условиях растущих расходов — одним из источников может стать рост доходов от приватизации. В среду, 13 марта, на расширенной коллегии Росимущества глава Минфина Антон Силуанов объявил о планах увеличить план поступлений от продажи госимущества в этом году почти в сто раз — с 1,2 млрд до 100 млрд руб. В последние годы усилия Росимущества были сосредоточены на малой приватизации, теперь же, как пояснили “Ъ” в Минфине, рост доходов обеспечат национализированные активы, изъятые государством по судебным решениям. Обсуждается также продажа и всего неэффективно управляемого госимущества — на рассмотрении в правительстве находится перечень из 30 госкомпаний, акции которых могут быть проданы без утраты контрольного пакета в них. Заработать Росимущество сможет и на иностранных активах, переданных в управление государству,— они не национализированы и не подлежат продаже, но могут генерировать доходы.
Перспективы пополнения бюджета за счет приватизации государственного имущества оценивались на расширенной коллегии Росимущества в среду. Вице-премьер Марат Хуснуллин и глава Минфина Антон Силуанов работой ведомства за 2023 год остались довольны, но потребовали увеличить эффективность управления госактивами и поднять продажи неэффективно управляемого имущества. Прежде всего, по мнению Антона Силуанова, в 2024 году нужно увеличить плановый объем поступлений в бюджет от сделок приватизации с нынешних 1,2 млрд до 100 млрд руб.
Очевидно, что дополнительные средства государству нужны из-за растущих бюджетных расходов. Относительно и так сильно выросших в 2023 году трат в 2024-м они должны вырасти еще на 13% (до 36,7 трлн руб.). Пока ситуация с бюджетом особо прочной не выглядит: запланированный на весь год показатель дефицита уже почти выполнен, по итогам первых двух месяцев он составил 1,474 трлн руб. при плане в 1,595 трлн руб. Впрочем, примерно такой же ситуация после первых двух месяцев была и в 2023 году, но далее она нормализовалась, и по итогам года дефицит уложился в плановые 2%. Пока заметно выросшие расходы поддерживают высокие доходы: в январе—феврале к низкой базе начала прошлого года поступления выросли сразу на 59%, а траты — на 17% (см. “Ъ” от 11 марта). Впрочем, в любом случае на закрытие дефицита за счет приватизации власти рассчитывать вряд ли могут — как и в прежние годы, он будет профинансирован прежде всего за счет Фонда национального благосостояния и внутренних заимствований.
Тем не менее заявленная Антоном Силуановым сумма в 100 млрд руб. заметно превосходит поступления от продажи госимущества в прежние годы.
Из материалов Минфина к бюджету-2024 следует, что от приватизации, которая является одним из источников финансирования дефицита, в 2021 году поступило 5,3 млрд руб., в 2022-м — 7,8 млрд. За 2023 год, как сообщил в среду глава Росимущества Вадим Яковенко, доходы от приватизации составили 29 млрд руб. По данным Счетной палаты, более 50 млрд руб. от приватизации с 2013 года бюджет фактически получил лишь однажды — 407 руб. млрд в 2016 году.
Поясним, что официальный план на 2024 год в законе о бюджете традиционно занижен (1,229 млрд руб.), поскольку заранее давать точный прогноз продаж в ведомстве не берутся. На деле эта цифра отражает только прогноз поступлений от продажи акций хозяйственных обществ в рамках так называемой массовой приватизации. Поступлений от продажи пакетов крупных обществ в бюджете-2024 пока вовсе не заложено.
Впрочем, уже после принятия закона о бюджете, в конце декабря 2023 года Минфин сообщил об отправке правительству перечня из порядка 30 госкомпаний, которые потенциально подлежат продаже при сохранении контрольного пакета. Напомним, идеи нового этапа приватизации активно звучат с весны 2023 года (глава ВТБ Андрей Костин в числе потенциальных активов на продажу называл «Транснефть», РЖД, «Почту России», «Ростелеком», «Ростех» и «Росатом»), но реализация крупных активов осложняется отсутствием покупателей из-за ухода иностранных инвесторов с рынка РФ, говорили тогда в Минфине.
В ведомстве “Ъ” пояснили, что достижение плана будет достигнуто за счет «активов, обращенных в доход государства по решению суда».
По данным Росимущества, в 2023 году арестованного имущества реализовано на 20,4 млрд руб. Потенциально перечень приватизируемых активов могут пополнить и недавно национализированные объекты, имеющие стратегическое значение, в том числе Мурманский морской рыбный порт. Управляющий партнер юрфирмы «Альтависта» Владимир Воронин отмечает, что темпы национализации сейчас значительно возросли: «За последние два года в суды поступило 40 исков Генпрокуратуры РФ, тогда как в 2020 и 2021 годах ведомство подавало всего по три иска в год, а в 2010-х — максимум по одному». Чаще всего, по его наблюдениям, забирали активы ВПК и машиностроения, а «суммарная стоимость активов, которые забрало или попыталось забрать государство с 2022 года, по некоторым оценкам, составляет более 1 трлн руб.». Глава «Сбера» Герман Греф на ВЭФ в сентябре 2023 года отмечал «большое количество исков со стороны прокуратуры по историческим сделкам, где, собственно говоря, и срок исковой давности, и срок приобретательской давности давно прошли».
Отдельно на коллегии обсуждался подход к активам, передаваемым в управление Росимуществу по указам президента (это альтернатива национализации) — как российские активы зарубежных компаний («Рольф», «Балтика», Carlsberg), которые затем могут также указами быть переданы российским собственникам. Глава Минфина потребовал обеспечить «положительную динамику финансовых результатов их деятельности, чтобы пополнить бюджет».
Партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков отмечает, что речь в данном случае может идти о снижении расходов и повышении налогооблагаемой прибыли, чтобы с нее предприятия заплатили максимально возможный налог. «Получение дивидендов (или их повышение) тоже может быть целью, хотя накопленную за прошлые годы прибыль можно распределить в виде дивидендов и позже, даже годами спустя»,— говорит юрист. Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева отмечает, что поскольку иностранные активы находятся во временном управлении у Росимущества, а не в собственности, ведомство ограничено в своих действиях и не может принимать решения о продаже. «Это ключевое различие между управлением и собственностью подчеркивает, что права и обязанности Росимущества заключаются в управлении активами с целью их сохранности и приумножения стоимости в интересах государства, а не в их распоряжении через продажу»,— говорит юрист.
В целом идеи Минфина по расширению приватизации и росту бюджетных доходов за счет повышения эффективности управления имуществом укладываются в более широкую рамку, обсуждаемую Белым домом в последние месяцы.
Расширение нацпроектов с 2025 года потребует от бюджета порядка 2 трлн руб. в год новых доходов, которые предполагается получить от налоговой реформы (более справедливого распределения нагрузки; 13 марта Владимир Путин подтвердил, что речь, в частности, идет о прогрессивной ставке НДФЛ) и как теперь вырисовывается — от увеличения доходов от приватизации.
По данным “Ъ”, кроме обсуждавшихся на коллегии Росимущества, речь также идет о принятом правительством в эксплуатацию механизме «полуавтоматического» принятия решений о приватизационных сделках с инвестусловиями (см. “Ъ” от 27 февраля). Собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением вопроса, подтвердил, что этот вопрос связан с рассмотрением Белым домом перечня компаний, в которых предлагается выставить на рынок «избыточные» для сохранения контроля государственные пакеты акций.
Кроме того, рассматриваются поправки к закону о банкротстве, которые должны позволить Росимуществу принципиально избавиться от необходимости содержать неликвидные активы, на которые нет покупателей. В том же контексте обсуждаются и идеи дополнительного анализа целесообразности сохранения списка оставшихся ФГУПов (акционирование и расчистка их перечня от неэффективных практически завершена, сказали “Ъ” в аппарате курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Григоренко) — и повышения доходов от имущества, которое остается в собственности государства.
Комментировать инициативы Минфина чиновники экономического блока Белого дома, опрошенные “Ъ”, отказались, дав понять, что окончательных решений еще не принято. Косвенным подтверждением этого является назначенное на 14 марта совещание президента с правительством — в «закрытой» его части предполагается как раз обсуждение основных «развилок» экономической политики, затронутых в послании Федеральному собранию.