В преддверии Международного дня инвалидов (3 декабря) в одном из офисов крупнейшего банка страны появился довольно странный человек. Точнее – странно одетый человек. Поверх брюк и рубашки на нем был черный бронежилет, нарукавники того же цвета, строительные наушники и очки, напоминающие те, что используют сварщики. А завершал всю композицию шейный корсет – тоже черный.
Странный человек сразу же прошел к специальному терминалу, разработанному для людей с ограниченными возможностями. И попробовал получить кредит на 100 тысяч рублей – для покупки инвалидного кресла. Консультанту офиса он сообщил, что зарабатывает 30 тысяч рублей.
В этот момент только самые внимательные сотрудники смогли распознать в человеке президента крупнейшего банка страны – Германа Грефа. Его безнадежно выдавали нос, прическа и десятки журналистов, с телекамерами и без, стоявшие в зале.
Как оказалось, Греф решил поставить эксперимент, почувствовать себя в шкуре человека с ограниченными возможностями и лично потестировать, насколько удобны сервисы для тех, кто плохо видит, слышит или ограничен в движениях. Их планируют в самое ближайшее время реализовать в проекте «Особенный банк», который должен адаптировать продукты для людей с физическими ограничениями. Пилотный проект уже запущен в Москве, на подходе – Санкт-Петербург и другие территориальные отделения.
Во время визита на главе Сбербанка были очки, имитирующие глаукому, и наушники, значительно ухудшающие слух. Как пояснили позже, все это элементы специальных костюмов GERT, разработанных в Великобритании. Их придумали для медицинских вузов. Они способствуют подготовке врачей и более эффективной диагностике. Банк закупил несколько таких костюмов (стоимость – от $2 тысяч) для проверки адаптации своих услуг и сервисов для людей с ограниченными возможностями. По словам Грефа, он видел только размытые очертания лиц и крупные цифры, почти ничего не слышал и с трудом двигался. И по итогам своего эксперимента сделал выводы.
- Мы сделаем целый ряд выводов, в том числе с точки зрения улучшения нашей линейки продуктов. Это важный проект для Сбербанка, который не только делает доступной инфраструктуру отделений, но и меняет культуру отношения сотрудников к клиентам вне зависимости от их физических ограничений и особенностей, - подчеркнул Греф.
Глава Сбербанка считает, что все сотрудники должны поносить такой специальный костюм. По его словам, это будет «способствовать эмпатии». По оценкам экспертов, в России более 12 млн. людей с инвалидностью, и более 80% из них - клиенты Сбербанка.
В соцсетях эксперимент Грефа оценили по-разному. «Тайный покупатель» из главы Сбербанка, конечно, никудышный. Но идея с костюмом в целом многим понравилась. Для любой организации, работающей с людьми, важно почувствовать себя в шкуре клиента и понять, чего ему не хватает.
Эх, вот бы еще гаишников, таможенников, налоговиков и других чиновников в такие костюмы облачить и заставить в очередях постоять. Может, тоже будет «способствовать эмпатии»?