Государство и туристические компании занимаются урегулированием проблем туристов, покидающих Египет, а также так и не попавших туда. Компенсации за вынужденную приостановку авиасообщения с Египтом получат и туристы, и туроператоры. Завтра вице-премьер РФ Аркадий Дворкович проведет совещание с российским турбизнесом.
Полеты в аэропорт Шарм-эш-Шейха накануне прервали Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Литва и Латвия. Российские туристы, купившие путевки на отдых в Египет, могут обратиться к туроператорам за частичной компенсацией их стоимости или поменять тур на другую поездку. Такие рекомендации дал глава Ростуризма Олег Сафонов. Он также сообщил, что туроператор будет решать индивидуально, производить возврат средств за неиспользованный тур частично или полностью. Если же туриста что-то не устроит, он вправе обратиться в суд.
"Просьба отнестись к ситуации с пониманием, интересы безопасности превыше всего", - подчеркнул Аркадий Дворкович.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе в разговоре с "Российской газетой" рассказала, какой выбор есть у отечественных туристов. У кого есть средства, могут поехать в другую страну. Средняя стоимость путевки в пляжный Египет составляет 25-30 тысяч рублей.
В Арабские Эмираты, где в это время года также стоит теплая погода и можно купаться море, - около 50 тысяч рублей. В Таиланд - туры до 80 тысяч рублей. Еще вариант - попытаться перебронировать путевки на относительно недорогие направления. Например, на Турцию или Кипр.
У тех, кто не сможет осилить новые цены или не захочет в другую страну, есть третий вариант. Можно отсрочить поездку в Египет на более позднее время, когда авиасообщение между двумя странами восстановится. Такой шаг возможен без всяких доплат, по аналогии с несостоявшейся поездкой. Сохранить уже оплаченные за путевку деньги можно на депозите у туроператора, подписав с ним дополнительное соглашение.
Туроператоры надеются, что "заморозка авиасообщения" надолго не затянется. Те же надежды озвучил и Аркадий Дворкович. Правда, он отметил, что точных сроков пока назвать не может. На оперативном заседании штаба Дворкович сообщил, что почти треть (20-30 процентов) клиентов турфирм соглашаются лететь в Турцию вместо Египта, остальные будут рассматривать с туроператорами другие варианты урегулирования. По оценкам АТОР, до 20 декабря 2015 года туроператоры продали путевки в Египет примерно 100 тысячам туристов в среднем на три миллиарда рублей. В Шарм-эш-Шейх выполнялись рейсы из 26 городов России, в Хургаду - из 27 городов.
Сейчас в Египте могут находиться около 70 тысяч человек. Цифра, как сообщил Аркадий Дворкович, быстро снижается, поскольку идут обратные рейсы из Египта в Россию из трех городов: Каира, Хургады, Шарм-эш-Шейха. Вчера утром стало известно, что из Египта вывезено уже около 11 тысяч российских туристов. На поэтапную перевозку всех пассажиров, не исключено, понадобится месяц, это около 300 рейсов, таковы предварительные оценки. Речь идет о плановом возвращении отдыхающих.
График полетов будет максимально приближен к датам запланированных раннее вылетов. И спешно покидать Египет, прерывать отпуск не придется. Первые партии туристов уже вернулись на родину, их доставили самолетами гражданской авиации, которые из России летали с пустыми салонами.
Отдельная тема - багаж. На борт разрешают взять только ручную кладь до 10 килограммов. Сам багаж в целях безопасности будут перевозить отдельно - самолетами МЧС, грузовыми транспортными самолетами до аэропортов Москвы. Это делается потому, что у российских властей нет понимания, насколько скрупулезно в аэропортах Египта проходит досмотр чемоданов.
Багаж будет регистрироваться наземными службами аэропорта Египта во время отлета россиян и храниться до последующей транспортировки. О прибытии вещей в Россию их владельцев проинформируют службы российских аэропортов. Кстати, по схеме "пассажир отдельно - чемодан отдельно" вывозит из Египта своих граждан и Великобритания. В Шарм-эш-Шейхе находится около 20 тысяч британских подданных. Первые рейсы с багажом россиян из Египта уже начались. За координацию отвечает Росавиация. Кроме того, на всех курортах Египта создаются оперативные штабы для помощи людям по их возвращению на родину.
По словам Аркадия Дворковича, российские власти сейчас работают с египетской стороной по двум направлениям и получают полное содействие зарубежных коллег. Помимо вывоза туристов и багажа второе направление - выработка механизма по безопасности пассажиров в будущем. "Потребуется от нескольких дней до нескольких недель для решения всех этих вопросов", - сказал Дворкович. Затягивать процесс египетская сторона не будет, уверены эксперты "Российской газеты". По некоторым данным, прямые убытки туристического сектора Египта от приостановки странами полетов могут составить 500 миллионов долларов. Египетские военные, по словам Дворковича, уже взяли под контроль оформление пассажиров на рейсы.
Российские власти пообещали оценить дополнительные затраты авиационным и туристическим компаниям. Как заявил Дворкович, компенсации при необходимости могут выплатить из бюджета, резервы для этого есть. Компании замерли в ожидании.
Подобных прецедентов на практике еще не было, уточнил в разговоре с "Российской газетой" директор ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко. Власти должны принять решение, чтобы установить основу для дальнейших шагов пострадавших туристов, турфирм, страховщиков, авиакомпаний, госструктур. От тех определений, которые вынесет правительство, зависит, будет ли считаться запрет на вылет страховым случаем, поясняет Осауленко. Сегодня на этот счет в российском законодательстве есть пробел, потому и требуется решение власти. И этот пробел, уверен глава "Турпомощи", впоследствии необходимо ликвидировать.
Как вернуть деньги туристам, турфирмам и авиакомпаниям
Помочь разобраться с правилами возврата денег за несостоявшийся отдых и сорванные договоры "Российская газета" попросила ведущего юриста портала "Правовед.ру" Эдуарда Мирасова и гендиректора юридической компании "ГЛАДУН консалтинг" Анну Гладун.
Так что же делать тем туристам, которые захотят вернуть деньги за уже оплаченные путевки в Египет?
Эдуард Мирасов: В первую очередь руководствоваться статьей 32 Закона "О защите прав потребителей". В ней предусмотрено, что турист имеет право отказаться от купленной путевки в любой момент. А турфирма вправе удержать часть денег, которые уже израсходовала на оказание услуги. Например, на бронирование отеля или расходы на авиаперевозки. Однако она должна доказать, что именно ваши деньги потрачены на организацию тура.
Как это будет происходить?
Эдуард Мирасов: Если, например, турфирма забронировала отель за несколько месяцев до покупки вами путевки (то есть бронирование производилось не за счет ваших денег), то ссылка на "понесенные расходы" за ваш счет неприемлема. А значит, фирма обязана вернуть вам деньги в полном объеме.
Анна Гладун: Хочу уточнить. Туристы также смогут вернуть деньги полностью, если Египет официально признают небезопасным.То есть должны быть конкретные решения Ростуризма, министерства иностранных дел или министерства культуры, в которых бы четко говорилось об угрозе безопасности туристам в Египте.
Пока ни одно из этих ведомств такого распоряжения не сделало. Все заявления носят исключительно информационный характер. Так что, с юридической точки зрения, по этой причине оснований для расторжения договора с туроператором по статье 14 Закона "Об основах туристской деятельности" в РФ все-таки нет. Поэтому туристы, действительно, могут рассчитывать на возврат лишь части своих денег за вычетом фактически понесенных туроператорами расходов.
Хорошо. Тогда скажите, с чего им начинать? Куда обращаться?
Эдуард Мирасов: Для начала вам нужно направить в адрес турфирмы досудебную письменную претензию, и если требования о возврате денег не будут удовлетворены в 10-дневный срок с момента ее получения, можете обращаться в суд.
Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то вас рассудит мировой суд, если больше, то районный (городской) суд. Закон позволяет выбирать, где именно подавать иск: по месту нахождения турфирмы, заключения договора или по месту вашего жительства.
Анна Гладун: В суде турист может все-таки попытаться доказать, что он отказался от тура из-за угрозы безопасности в стране пребывания, сославшись на официальные распоряжения Росавиации и МЧС. Такие распоряжения уже опубликованы, и там есть формулировки о наличии "реальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность российских авиакомпаний". Если суд посчитает эти доводы весомыми, турист сможет вернуть потраченные деньги.
Является ли случай с Египтом форс-мажором?
Эдуард Мирасов: В статье 401 Гражданского кодекса нет четкого определения, что можно назвать форс-мажором, а лишь указывается про обстоятельства неопреодолимой силы.
Конечно, запрет на полеты в Египет можно расценить как обстоятельства непреодолимой силы. Но необходимо обратить внимание, что запрет на посещение Египта гражданами России не вводился. А это подразумевает, что доставку туристов на отдых в Египет можно организовать и через третьи страны. Например, через Турцию.
Анна Гладун: Если суд все-таки признает, что это форс-мажор, туроператор будет обязан выплатить туристу опять же лишь часть средств за вычетом фактически понесенных расходов.
Могут ли турфирмы отказать в возвращении денег клиентам?
Эдуард Мирасов: Могут. Как правило, большинство турфирм включают в договоры с клиентами условия, предусматривающие снятие ответственности (полное или частичное) в случае наступления форс-мажорных обстоятельств. Не исключено, что некоторые туроператоры застрахованы от них, и убытки им будут компенсированы, в том числе страховыми компаниями. Поэтому каждому советую вникнуть в содержание своих договоров с турфирмами.
Вправе ли российские турфирмы потребовать возврата средств от египетских партнеров и авиакомпаний за неоказанные услуги?
Эдуард Мирасов: Система туристического бизнеса в России организована так, что продажей путевок и заключением договоров с гражданами чаще всего занимаются турфирмы, которые не работают с иностранными отелями и перевозчиками.
А организацией туров - бронированием отелей, чартерных самолетов - занимаются туроператоры. Как правило, именно от содержания договоров, заключаемых туроператорами, зависит, насколько велики их шансы вернуть деньги. В них прописывают, по законам какого государства будут рассматриваться возможные споры. Это могут быть и российские, и египетские суды, и суды третьих стран или независимые международные арбитражные суды.
Прописаны ли законодательно эти действия?
Эдуард Мирасов: В законодательстве отсутствует четкий механизм возмещения убытков в подобной ситуации. Теоретически пока не установлен виновник происшествия, а запрет на полеты в Египет - это превентивные меры безопасности граждан.
В итоге можно рассчитывать на добрую волю государства, которое не бросит туроператоров в такой сложной ситуации и окажет им финансовую помощь.
Как все-таки в идеале должен юридически решаться такой вопрос?
Эдуард Мирасов: Ситуация нестандартна, но она служит основанием, чтобы более подробно урегулировать ее на законодательном уровне. Тем более кроме террористических угроз потери туристических компаний возможны из-за эпидемий и стихийных бедствий.
Например, можно обязать туроператоров страховать такие риски, заключать максимально защищенные договоры с иностранными партнерами, чтобы в случае установления фактов, ставших причиной возникновения форс-мажорных обстоятельств, можно было спросить за действия или бездействие с того государства, где находится иностранный партнер. А сейчас в идеале выплаты гражданам могут производиться за счет средств туркомпаний. Возможно, с привлечением заемных средств. Сами же туроператоры могут покрывать убытки как за счет египетских контрагентов, так и помощи российского правительства.
Анна Гладун: Учитывая все сказанное, я бы посоветовала туристам, купившим путевки в Египет, в сложившейся ситуации проявить максимальную гибкость. Любой суд - это судебные издержки, нервы и время. Поэтому лучше все-таки постараться по согласованию с туроператором изменить даты поездки, дождавшись, когда авиасообщение с Египтом возобновится, или выбрать другое направление.
Куда звонить?
"Горячая линия" МЧС - бесплатный телефон по России: 8-800-100- 40-61; из других стран: +7-499-995-57-26.
"Горячая линия" Роспотребнадзора для разъяснения прав потребителей (туристов и авиапассажиров): 8-800-100-00-04
Минтруд заступился за туристов
Министерство труда и социальной защиты обратилось к работодателям расценивать как уважительную причину несвоевременное возвращение к месту работы сотрудников, находящихся на отдыхе в Египте после решения о приостановке воздушного сообщения с этой Арабской Республикой. "Работодателям рекомендуется не применять по отношению к указанной категории работников предусмотренные трудовым законодательством меры дисциплинарных взысканий", - говорится в сообщении ведомства.
А как же страховка?
Как сообщили "РГ" во Всероссийском союзе страховщиков, ситуация с Египтом - это политический риск, который относится к форс-мажорным обстоятельствам. Ответственности туроператора тут нет никакой.
Это решение властей, к туристическому продукту оно не имеет отношения. Согласно международной практике форс-мажорные обстоятельства, среди которых народные волнения, военные действия, законодательные или политические решения властей, относятся к числу исключений, в том числе по договорам страхования ответственности.
Страховым событием же это было бы только в том случае, если бы риск невылета происходил по вине туроператора, например, неоплаты контрагенту за билеты.