Во вторник утром Сергиев Посад содрогнулся от страшного взрыва.
Над городом взметнулся столб дыма, заорали сигнализации у машин, завыли сирены «скорых» и полицейских автомобилей. ЧП такого масштаба в одном из известнейших городов Подмосковья еще не было. Хотя предпосылки к нему имелись.
Сам по себе факт существования завода по производству фейерверков (где и случился взрыв) в центре города, на главной улице, в каких-то паре километров от Троице-Сергиевой лавры, — абсурд. И мина замедленного действия. Тем более что «пиротехнические» взрывы в Сергиевом Посаде, пусть и не такого масштаба, случались и раньше. Но, видимо, не хватило то ли сил, то ли желания, то ли воли предотвратить настоящую катастрофу.
По данным на 18.00 9 августа, в результате взрыва на предприятии «Пиро-Росс» 6 человек числились пропавшими без вести, 56 пострадали, одна из пострадавших скончалась в больнице. Репортеры «МК» провели весь день в зоне бедствия.
В результате взрыва на территории Загорского оптико-механического завода в Сергиевом Посаде пострадали десятки человек. Пять человек могут находиться под завалами. По городу потоком идут «скорые», летает санавиация. О ситуации в Сергиевом Посаде рассказали «МК» местные жители.
Первые минуты
10.46 — время взрыва. Эпицентр находится по соседству с Загорским оптико-механическим заводом, где выпускают, между прочим, продукцию оборонного назначения. Поэтому первая мысль — новый прилет БПЛА. Но довольно быстро становится понятно, что рвануло по соседству. На проспекте Красной Армии сосредоточено огромное количество старых производственных бараков из кирпича, где чего только нет. Именно одно такое здание, украшенное синей вывеской «Пиро-Росс», и взлетело на воздух.
В домах, расположенных около эпицентра взрыва, выбиты стекла, где-то вырваны оконные рамы. Жители дома №6 по улице Осипенко рассказывают, что их буквально засыпало осколками.
В школе 21 бедлам, хотя от нее до места ЧП достаточно далеко. Оторванные рамы, вздыбленные подоконники.
Пострадало здание местного УВД, оно тоже в зоне поражения.
В соцсети попал ролик со швейного производства, которое находится рядом с заводом. Внутри все разнесено в хлам, со столов сорваны швейные машины, на полу валяются сломанные манекены, обломки стульев, куски ткани. Из окна видно, как за зданием поднимается густой черный дым.
Работники завода говорят, что из цехов была объявлена эвакуация.
— Всех сотрудников ближайших офисов тоже разогнали по домам, — говорит житель Сергиева Посада Андрей.
Еще один свидетель, Алексей, рассказал про сам взрыв.
— Там как раз что-то разгружали, — объясняет Алексей. — Сначала поднимался белый дым, а потом этот «гриб» стал темным. На фейерверки это было не похоже. Ничего не летало, кроме стекол и москитных сеток с окон. Пожара не было. Скорее всего, взорвался пиротехнический порох. Взрывная волна была очень мощной. Всех, кто находился рядом, засыпало каким-то белым веществом.
Сильно пострадала церковная лавка, расположенная напротив предприятия. «У нас все разрушено — выбиты стекла, кровля разлетелась. Ущерб пока подсчитать не могу, меня туда не пускают», — пояснил сотрудник лавки. Пострадавший Сергей Громов, с которым мы побеседовали уже позже, в больнице, дает важную информацию.
«Взрывов было два. Сначала один, потом второй, — и Громов подтверждает свои слова изображением на телефоне. — Конечно, очень страшно было, особенно когда куски железа полетели. Я попытался спрятаться, но меня все-таки немного задело».
Так сложилось, что рядом с местом взрыва проезжал директор другой пиротехнической фирмы «Фейерверки. Спецэффекты». Она расположена рядом с «Пиро-Росс». Дмитрий Редько как раз ехал на работу на своем джипе «Тойота».
— Взрыв случился буквально в трех метрах от меня. Каким-то чудом меня не выкинуло из салона. Что сказать? Машина под списание. У меня голова гудит, спина порезана, ухо пострадало. Я видел взрыв и могу точно сказать, что это не пиротехника. Слава богу, много их повидал на своем веку.
Одним из первых помощь раненым при взрыве стал оказывать технолог предприятия «Пиро-Росс» Юрий Тарасов. Он был в сотне метров от места взрыва. Тарасов сказал, что услышал громкий хлопок, полетели стекла, компьютеры, поехала мебель. Он упал на землю. Понял, что что-то взорвалось, начал эвакуировать коллег. К людям вышел как из боя — весь в ссадинах и серой пыли.
О том, насколько сильным был взрыв, можно судить по рассказу еще одного нашего собеседника, Виктора.
— Я живу в Березняках, в 12 километрах от города. Так вот, при взрыве у меня в доме распахнулись окна, что ж говорить о тех жилых домах, что прилегают к заводу.
Виктор работает электриком, и число заказов у него заметно выросло уже в первые часы после ЧП.
— У людей в квартирах взрывной волной сорвало с полотка люстры. Где-то в частных домах и в магазинах вырвало со стен проводку. Люди попали в беду, надо помочь. Уже выехали по первому адресу, на очереди еще несколько заявок.
Под завалами
14.00. Обстановка в зоне ЧП остается напряженной. Возле входа на территорию предприятия «Пиро-Росс» продолжают толпиться люди.
Ранее сюда приезжал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Он также побывал в больнице и пообщался с пострадавшими. И дает последнюю информацию.
— По последним данным, 45 человек обратились в центральную районную больницу, 17 находятся в стационаре. 6 человек в реанимации, за две жизни активно борются врачи. Продолжается разбор завалов, версия о беспилотнике не подтверждается. Судя по спискам людей, которые выходили на смену, часть людей могут находиться под завалами. Работа по разбору завалов займет 12 часов. Помимо «Пиро-Росс» здесь располагалось еще несколько мелких предприятий. Беда у каждого своя. У кого-то на территории осталась машина, кто-то хочет забрать свои вещи. Эмоции переполняют женщину средних лет — она пытается узнать о судьбе своего мужа, водителя предприятия «Пиро-Росс». «Я не знаю, что с ним, среди пострадавших его нет», — плачет она. Речь о Михаиле Ныркове — личный водитель директора фирмы Сергея Чанкаева.
Вчера он должен был после совещания везти своего босса в Москву. В момент взрыва Михаил находился во дворе. И шансов на то, что он выжил, увы, немного.
15.00. Местному блогеру Андрею Трофимову удалось пройти за оцепление и побывать в эпицентре взрыва. Он рассказал «МК» несколько любопытных деталей.
— Первое, что мне бросилось в глаза, — у автомобиля, который принадлежит оперативным службам, валялась болванка от 122-миллиметрового снаряда. Их еще называют «пристрелочными». Такие снаряды привозят на предприятие пустыми и здесь уже заправляют порохом.
Именно благодаря этой болванке и родилась главная версия. Возможно, снаряды привезли в «Пиро-Росс», выгружали из машины, и в этот момент произошла детонация. Почему?
Этот вопрос пока открыт.
На месте взрыва образовалась огромная воронка глубиной примерно 5 метров. Радиус сплошного поражения составил около 100 метров.
Больница
16.00. Родственники многих из тех, чья судьба до сих пор неизвестна, собрались возле здания центральной районной больницы. Их немного — человек 10. Тех, кто не может найти своего мужа (жену, сына), можно определить сразу по ищущему просительному взгляду.
Женщина лет 50 говорит, что у нее пропал муж.
«Работал в «Пиро-Росс». До сих пор не знаю, что с ним».
Молодой человек рядом с ней — сын Натальи Никитиной. Про нее как раз все известно — но новости, увы, неутешительные. У женщины до 80% поверхности кожи поражено огнем. Она устроилась на предприятие два дня назад. «Я даже не успел спросить, кем она там работала. Раньше была пекарем на хлебозаводе. Я сам отдыхал на море, прилетел два часа назад и сразу сюда».
Увы, ближе к вечеру стало известно, что Никитина скончалась.
Проходим в палаты — разрешают посетить тех, кто пострадал не очень сильно. В одной палате Сергей Александров и Сергей Громов, оба получили травмы, но стараются бодриться. Сергей, который Громов, даже может самостоятельно сидеть и демонстрирует нам видео с важной уликой, о которой мы уже рассказали.
«Мы все были в шоке, — вспоминает Сергей Александров. — Очень многие в крови, но двигались все самостоятельно. Смогли эвакуироваться».
Александров поясняет, что у него, скорее всего, контузия. «Когда произошел взрыв, меня бросило на землю ударной волной, вот и травмировался».
История вопроса
Чуть больше года назад, 26 июля 2022 года, в Сергиевом Посаде уже был «пиротехнический» взрыв. Тогда взлетел на воздух гараж частного предпринимателя Андрея Громова. Он и его отец в свое время организовали фирму по организации пиротехнических шоу. По одной из версий, именно свето-шумовые гранаты, хранившиеся с нарушениями техники безопасности, превратили гаражный бокс в груду развалин. Под завалами погибли сам Громов и еще один мужчина. Уже тогда в городе активно заговорили о недопустимости деятельности контор, работающих со взрывчаткой, в густозаселенных районах в черте Посада. Но, даже несмотря на такой тревожный звонок, фирма, признанная банкротом, продолжала функционировать. Что и привело в итоге к ужасным для города последствиям.