Подвига, собственно, не было. В ходе поездки Дмитрия Медведева на Алтай женщина, прорвавшись сквозь охрану, опустилась перед премьер-министром на колени. Просила не за себя — просила за жителей дома, которые вот уже три года живут без горячей воды. На просьбы о помощи никто не реагировал. И вот последний ресурс «униженных и оскорблённых» — упасть на колени.
Хотя официально у нас давно нет ни господ, ни подневольных, этот ресурс всё ещё работает. На следующий же день в село приехала с проверкой прокуратура. Глава района лично посетил замерзающий дом. О деле прослышал и губернатор, и в казне незамедлительно нашлись 25 млн руб., необходимых для налаживания теплоснабжения. Ну разве не чудо?
Старушка поскользнулась
Рассказ о том, что женщина пала на колени, официальным инстанциям очень не понравился. Попытались запустить другую версию: старушка просто поскользнулась. Но широкая публика отредактированный вариант не приняла. И это понятно. Народ ещё не ослеп и не оглох. Разве мы чуть ли не ежедневно не сталкиваемся с ситуацией, когда для решения даже самой мелкой проблемы людям приходится бегать по чиновничьим кабинетам, унижаться, давать взятки? И разве во время «прямых линий» В. Путина тысячи людей не пытаются донести до него свою маленькую правду?
Что нового случилось на Алтае? Да только то, что в момент, когда женщина опустилась перед Д. Медведевым на колени, рядом оказались журналисты, которые и выложили «коленопреклонение» в соцсети.
Докладывая в Кремле о жизни в своих регионах, губернаторы любят произносить волшебную фразу: «дела налаживаются». Слова о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей», мы в разных вариантах слышим не первое десятилетие. Пущенная в обиход Сталиным, она стала частью не только советской, но и нынешней мифологии. А между тем по поводу жизни в регионах и безучастности чиновников к бедам людей стон стоит по всей земле великой.
Помните хрестоматийные некрасовские строки из стихо-творения «Размышления у парадного подъезда»? «Этот стон у нас песней зовётся — то бурлаки идут бечевой!» Бурлаков в России уже давно нет. А система отношений между ходоками за правдой и теми, кто живёт за дверьми парадных подъездов, за прошедшие полтора столетия мало изменилась. Несмотря на формальное существование в России социального государства, неравенство продолжает нарастать. Кто-то зарабатывает по миллиону в день и строит дворцы, а кому-то заработка едва хватает на скудный обед.
Дела налаживаются
Недавнее совместное исследование Высшей школы экономики и Внешэкономбанка выявило глубину материальной пропасти, разделяющей в России жителей парадных подъездов и скромных жилищ: 3% богатых владеют 90% всех финансовых активов страны. И эти 3% живущих на праздничной стороне жизни просто не видят (или не хотят видеть), как живёт другая Россия. Прописанное в Конституции 1993 г. положение о том, что «многонациональный народ Российской Федерации соединён общей судьбой на своей земле», остаётся благим пожеланием.
Объективности ради нужно сказать, что неискоренимость неравенства в России в немалой степени связана с особенностями нашей географии, климата, расстояний, неравномерностью распределения природных ресурсов. В России существует как бы несколько Россий. И они очень непохожи друг на друга. Жить в Воркуте, Абакане, Барнауле или жить в Питере и Москве — это как жить на разных планетах и в разных исторических измерениях. Ещё драматичней складываются судьбы жителей сельской глубинки. В ряде регионов идёт буквально размывание современной цивилизации. Исчезают школы, больницы, родильные дома, дороги. Часто люди не могут добраться из своего села до райцентра.
Ощущение неравенства и несправедливости стало нарастать по мере развития новых информационных возможностей и технологий. Если до эпохи телевидения и особенно интернета в медвежьих уголках России лишь понаслышке знали о том, как люди живут в Москве или Питере, то сегодня обитатели села Санниково могут наблюдать за жизнью столичной элиты почти онлайн. Ощущения того, что жители страны «соединены на своей земле общей судьбой», при этом никак не возникает. И если старшее поколение, приросшее к земле и дому, ещё готово доживать век там, где мать родила, то молодёжь из таких богом забытых мест просто бежит.
Песни о единстве
Наши пропагандисты в последнее время любят трубить о народном единстве, о русских как носителях каких-то особых нравственных ценностей. Патриотизмом и народным единством торгуют на всех политических и информационных перекрёстках. Сами русские, кстати, о себе как о носителях каких-то неведомых ценностей никогда не говорили и не говорят. Народ этих разговоров просто не понимает. Стремление навязать людям какие-то особые (неведомые в Европе) ценности, свидетельствует, на мой взгляд, лишь о том, что наша элита (особенно столичная) живёт в своём особом огороженном и хорошо охраняемом пространстве и совершенно оторвалась от народа. Попытки написать для России новую политическую и нравственную религию, даже опираясь на самые уважаемые имена, лишь отдаляют власть от народа, особенно от молодёжи.
Некоторую ясность по поводу реальной «глубины народного единства» внёс недавний опрос ВЦИОМ (в октябре 2019 г.). На вопрос «Есть ли в РФ народное единство?» люди отвечали так: «Скорее есть» — 37%, «Скорее нет» — 54%. Цифры настораживающие. Но ещё больше настораживают даже не сами цифры, а то, что у «народного единства» обнаружилась тенденция к размыванию. Два и четыре года назад (в 2015 и 2017 гг.) уровень оценки единства среди населения был почти на 20% выше.
* * *
Один из любимых народом советских фильмов, «Весна на заречной улице», был снят Марленом Хуциевым в 1956 г. Всего три года назад умер Сталин. Страна медленно отходила от страхов и потрясений «эпохи строительства коммунизма». Идеологи, писатели, кинематографисты пытались найти новые (нерепрессивные) средства для поддержания единства народа. И этот фильм был одной из удачных попыток. Помимо художественных достоинств он был притягателен тем, что ненавязчиво, без набившего оскомину советского пафоса показывал людям, что они живут в одной стране и ходят по одним улицам. Песня из фильма в исполнении Н. Рыбникова стала почти народной.
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
Люди хотели верить и долго верили, что если в страну приходит оттепель, то она приходит и в Москву, и в Барнаул, и в маленькое сельцо Санниково. Сохраняется ли такая вера сегодня? И не получится ли так, что при нынешних темпах разрушения народного единства прогноз погоды в исполнении главы Росгидромета Вильфанда скоро будет звучать так: «Наступила весна. На Рублёвско-Рижском направлении зацветает сирень. На остальной части России сохраняются метель и морозы».
Не пора ли власти задуматься о том, как избежать таких прогнозов...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции