Твердо убеждена: между своей профессиональной и личной жизнью предприниматель должен выстроить непроницаемую переборку. Если тащить с работы в семью замашки управленца, а на работе принимать управленческие решения, руководствуясь «бытовой» житейской логикой, в конце концов крупно напортачишь и тут и там.
Сложно быть одним человеком дома и совсем другим — в офисе. Но такой смене ролей лучше научиться еще до того, как окажешься во главе крупного бизнеса, — пока цена управленческих ошибок не слишком высока.
Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с распоряжениями, кадровыми назначениями и приказами, от которых все окружающие потом подолгу ходят с округлившимися от удивления глазами, знайте: принявшее такое решение ответственное лицо, вероятнее всего, не совладало с собой, попутало обстоятельства и находилось в плену обывательской логики. Бóльшая часть неадекватных шагов в бизнесе делается по наущению голоса рассудка «из-за переборки» — из того отсека с личной жизнью, который на работе должен быть наглухо задраен.
Всё огурцом!
Самые наглядные и самые красноречивые примеры пагубности обывательского мышления в бизнесе мы находим, разумеется, у начинающих предпринимателей. Типичное рассуждение стартапера обычно таково: «Я люблю соленые огурцы. Я стану солить огурцы. Мои соленые огурцы будут классные, все их будут радостно покупать, и я разбогатею». То есть человек «танцует» от потребности не рынка, а своей собственной: мне это нравится, я это буду делать, и пусть весь мир прогнется под меня. Такой подход к делу дарит самому стартаперу массу позитивных переживаний и настоящий драйв, придает необычайное упорство. Но для рынка это пустой звук. Сколько их было, стартаперов с горящими глазами, мечтавших создать принципиально новый рынок, переучить потребителя, осчастливить мир! Повезло очень немногим. Да, случается, что из хобби вырастает большой и красивый бизнес. Деловые СМИ любят писать про такие истории, невольно создавая у неискушенного читателя впечатление, что это и есть основной метод предпринимательства. На самом деле такие кейсы — лишь удачный пример того, как запрос рынка совпал с личными пристрастиями и интересами стартапера. А потому будьте профессионалами: не страдайте маркетинговой дисфункцией, проделайте сначала предпринимательскую «домашнюю работу», изучите рынок — и только после этого, если не будет противопоказаний, давайте волю своему хобби и солите огурцы на здоровье! Технология изготовления продукта, организация бизнес-процессов и даже бизнес‑модель — все это вторично по отношению к маркетингу.
Вот довольно свежий пример из моей практики. У одного человека были свободные средства, и ему очень нравился гостиничный бизнес. И он реализовал свою мечту: на берегу моря выстроил с любовью и вдохновением небольшую гостиницу в полном соответствии со своими представлениями о прекрасном. Милый отель, в котором он сам бы мечтал остановиться. И тут выяснилось, что прекрасное само по себе не продается: номерной фонд все-таки нужно как-то заполнять. Когда мы встретились, я стала задавать естественные вопросы: на какую категорию клиентов ориентирован отель? изучал ли владелец потребности этой категории? как он позиционирует свою гостиницу? Ведь от всего этого зависели главные бизнес-решения — цены, стратегия и способы продвижения и т. д. На все вопросы владелец гостиницы лишь пожимал плечами: он об этом вообще не думал. (А зачем? Это ведь так здорово — делать бизнес, не приходя в сознание!) Между тем вначале должен идти маркетинговый расчет, и только потом стройка и все остальное. Не исключаю, что этот расчет продиктовал бы совсем другую планировку и метраж номеров, другой состав рекреационных и иных помещений. Проект оказался бы совсем иным. Почти наверняка отель получился бы менее «милым». Но более профессиональным. Бизнесом, способным зарабатывать деньги, а не любимой игрушкой владельца.
Свободные, шальные деньги вообще способны отключать мозг даже у искушенных в делах людей не хуже пыльного мешка. Их нужно куда-то побыстрее вложить, это чистый адреналин! Находясь в состоянии эйфории, люди способны на великие глупости. В этот момент они покупают неликвидные активы, которые никогда в жизни не отобьются и ничего не заработают, строят имущественные комплексы в местах, где нет ничего живого, образуют странные формирования-
коллективы всех знакомых, сирых и убогих, оказавшихся поблизости.
Оставь их дома
Не так давно ко мне на консультацию пришел наемный менеджер компании, испытывающей серьезные финансовые трудности, и принес описание проекта, который должен помочь ей обрести вторую жизнь. Попросил оценить. Проект был хорошо проработан, и я не нашла в нем никаких изъянов. «Отлично! — говорю. — Запускайте, пишите бизнес-план! Никакой помощи от меня здесь не требуется». На это клиент, опустив глаза, сообщил мне, что помощь все-таки нужна: первому лицу необходимо дать рекомендации по поводу того, что делать со старой командой. Как что делать? Когда у нас есть старая гибнущая система и нерожденная новая оболочка, прежней команде, если она не хочет перестраиваться, обычно указывают на дверь. Тут-то все и выяснилось. Оказалось, старая команда в компании плотно укомплектована сватьями-братьями владельца. Стоп‑машина! Бизнес и личное крепко перепутались. И умный стратегический маневр, который задумала компания, видимо, невозможен. Сколько раз нужно объяснять, что приводить в бизнес родственников нельзя? Бесполезно! Если у нашего человека появляются деньги или власть, ему обязательно нужно «покормить» родных и близких. Любовь и родственные связи — самый распространенный фактор, вызывающий поведенческие отклонения в бизнесе и управленческие ошибки. Почему-то нормальное, доброе, хорошее отношение к своим близким позволяет предпринимателям по сию пору вовлекать в бизнес-процессы некомпетентных людей, ничего с них не требовать, разрешать грести деньги лопатой — и потом удивляться, почему нормальные сотрудники бегут из компании, а бизнес заваливается набок.
Стартаперу еще позволительно заниматься бизнесом вместе с друзьями и родными, но опытные топ‑менеджеры уже должны были научиться держать себя в руках и не делать кадровых назначений «по любви».
Волевой и цельный
Раздвоение личности на «я-домашний» и «я-офисный» просто необходимо руководителю бизнеса — для его же собственного душевного комфорта и порядка в делах. Мне знакомы примеры, когда авторитарный управленец оказывается вдруг в семейной обстановке тишайшим и покладистым «подкаблучником», который выбрал дома бесконфликтную линию поведения как наиболее комфортную для себя. И все у него в жизни вполне гармонично. Но только до тех пор, пока он оставляет свою «беззубость» дома, а не тащит ее в офис — в среду, которая требует от него совсем других качеств. Такие сбои в программе опасны для бизнеса. И нужна хорошая тренировка и закалка, чтобы в стрессовой ситуации в офисе у руководителя поведенческий «тумблер» случайно не переключился в положение «я-домашний».
Большое влияние на качество управленческих решений оказывают привычки и штампы, которые порождают множество поведенческих искажений. Привычка воспринимать мир и действовать как обыватель, а не профессионал, довольно сильно распространена в российском бизнесе даже среди управляющих крупных компаний, а в малом бизнесе это чуть ли не норма. Вот индивидуальная предпринимательница дома орет на ультразвуке на близких — а вот она же общается по рабочим моментам со своими сотрудниками и партнерами в том же звуковом диапазоне… В малом предпринимательстве традиционно много «цельных» личностей, не разделяющих личную жизнь и бизнес, отчего все человеческие слабости и особенности личности руководителя рельефно выпирают наружу и заметны при первом же беглом взгляде на предприятие.
Не последнюю роль в искажении управленческих решений играет безрассудный позитивизм — ничем не мотивированная вера в светлое завтра, благодаря которой предприниматели продолжают финансировать убыточные проекты, выпускать никому не нужные продукты и строить свои планы, не принимая в расчет никаких макроэкономических прогнозов и выкладок. Например, я до сих пор встречаю немало предпринимателей, которые живут ожиданиями укрепления российской валюты до привычного уровня 32 рубля за доллар США и отказывающихся принять новую реальность. Более того, некоторые из них даже ухитряются планировать свою деятельность, исходя из этого фантастического курса. И никакие прогнозы экономистов и высказывания чиновников Центробанка им не указ.
Привычка свыше
Невежество и пренебрежение маркетингом в бизнесе лечится рынком. Отвыкнуть от кормления родственников тоже можно — усилием воли и реорганизациями, хотя это и больно. Остается победить привычки, заставляющие руководителя действовать строго определенным образом и не обращать внимания на существующие альтернативные решения.
Чтобы разделаться с собственными слабостями, их нужно для начала просто зафиксировать: классически, на листе бумаги, разделив его вертикальной линией на две половинки, мы описываем свои привычки, их результат — и потом подводим итоги. Затем — учимся действовать по-другому. Несмотря на кажущуюся простоту, процедура довольно неприятна, поэтому начинать лучше с мелочей. Вы всегда пили чай? Значит, сегодня переходим на воду или сок. Вы пьете чай по сорок минут? Значит, теперь вам хватит и десяти. Общая цель — научиться делать привычные вещи иным образом, через других людей, уходить от штампов, которые мы сами себе придумали, и находить альтернативы.
Полезно посмотреть на себя и свои рабочие процессы со стороны в буквальном смысле. Можно, например, попросить начальника собственной службы безопасности установить на время в кабинете камеру видеонаблюдения. А потом просматривать запись собственного рабочего дня, чтобы оценить свое поведение. Нелишне заняться сбором «шумов» в организации, чтобы понять, что думает о вас коллектив. Мнение общественности — довольно беспощадная вещь, в нем вам откроется множество полезных истин о вашей персоне. Если о руководителе говорят в первую очередь что-то вроде «Хороший парень, свой в доску», то это, как ни странно, плохо. Ведь в первую голову вспоминают про ваши личные качества, а не профессиональные — значит, ваш внутренний «обыватель» заслоняет собой «профессионала» в восприятии ваших подчиненных. Если вы услышите оценку вроде «Надежен, умен, быстро мыслит», то это уже теплее. Профессионалом себя может назвать только тот управляющий, из оценок которого уходят человеческие качества. Исключениями, пожалуй, остаются лишь порядочность и доброта. Безусловно, они не менее других способны влиять на принятие управленческих решений и искажать их. Однако критиковать эти качества я бы не решилась. Это явления очень высокого порядка — выше менеджмента, выше бизнеса… Такие качества, безусловно, должны оставаться в портрете руководителя. Более того, именно они, когда придет время, позволят ему выстоять: несмотря на боль и потери, такой человек всегда будет ощущать себя светлым и ясным. А вот такие коннотации, как «хороший — плохой», «приятный — неприятный», «спокойный — истеричный» должны быть исключены, вместе с любыми проявлениями фамильярности на работе, использованием кличек, похлопыванием по плечу… Все это превращает управляющего в обывателя со всеми вытекающими особенностями ведения дел. Избавиться от «психологии» в бизнесе может только профессионал. А настоящего профессионала я охарактеризовала бы следующим образом: это человек, который способен поставить общие цели выше личных. Человек становится профессионалом только тогда, когда общий труд команды, компании и клиент становятся ему дороже, чем он сам. И в момент, когда это происходит, он начинает мыслить по-другому. Он впервые выходит за границы собственного «я», становится частью мира, где неизбежно сломаются все привычки, которые мешают делу.