Как стало известно “Ъ”, во вторник на заседании консультативной комиссии по Договору по открытому небу (ДОН) в Вене рассмотрят вопрос о сертификации нового российского самолета-разведчика Ту-214ОН. Американские военные тоже хотели бы обновить свой авиапарк в рамках ДОН, но конгрессмены недавно вычеркнули из оборонного бюджета страны соответствующую строку. Законодатели не хотят выделять средства на участие США в ДОН, поскольку считают, что Россия нарушает этот договор. Эксперты не исключают, что ДОН может стать еще одной жертвой нынешней конфронтации между Москвой и Вашингтоном.
О том, что 22 мая состоится очередное заседание консультативной комиссии в рамках ДОН, “Ъ” рассказал ее нынешний председатель постпред Чехии при ОБСЕ Владимир Галушка. По его словам, в ходе мероприятия рассмотрят «стандартные вопросы» имплементации договора, а также обсудят «процесс сертификации наблюдательного самолета РФ».
По данным “Ъ”, речь идет о новом российском самолете-разведчике Ту-214ОН, созданном на базе пассажирского Ту-214 специально для выполнения наблюдательных полетов в рамках ДОН. Новые самолеты (а их на данный момент изготовлено уже два) призваны заменить машины советской разработки Ан-30Б и Ту-154М-ЛК-1. Первый этап освидетельствования Ту-204ОН начался в понедельник на подмосковной авиабазе Кубинка и продолжится до 29 мая. Об этом в понедельник сообщил телеканал «Звезда» со ссылкой на начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова.
Ранее Россия первой из всех 34 стран—участниц ДОН запросила разрешение на использование цифровой аппаратуры в рамках наблюдательных полетов. Страны—участницы ДОН могут задействовать следующий набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасные устройства формирования изображения. До недавнего времени ими использовались только первые две категории, однако в 2016 году Россия обратилась к другим участникам соглашения с просьбой дать добро на использование ею новейших цифровых камер OSDCAM. Они возражать не стали.
Если сейчас ими будет дано добро и на новый самолет, то у России в рамках «Открытого неба» будут самое продвинутое оборудование и самые современные воздушные суда. Проблем с сертификацией Ту-214ОН в Москве не ожидают и готовы принять представителей стран—участниц договора для инспекций новых бортов.
Ультиматум конгрессменов
Между тем в США неоднозначно относятся к планам России по модернизации своего авиапарка в рамках ДОН. Еще когда стоял вопрос о сертификации цифровых камер, несколько конгрессменов (как от Демократической, так и от Республиканской партий) обратились к президенту Бараку Обаме с призывом «не дать русским исследовать территорию США при помощи нового шпионского оборудования». Авторы обращения давали понять, что в интересах США было бы вообще рассмотреть вопрос о выходе из соглашения.
Как говорилось тогда в американских СМИ, против выдачи России разрешения на использование новейшей аппаратуры выступали помимо законодателей и спецслужбы. Однако Госдепартамент настоял на том, что по правилам ДОН Россия имеет право модернизировать камеры, и убедил руководство страны в важности соблюдения этого многостороннего договора.
Напомним, Договор по открытому небу, подписанный в 1992 году и вступивший в силу в 2002-м, позволяет его членам, среди которых Россия и США, совершать над территорией друг друга наблюдательные полеты с целью контроля военной деятельности и укрепления доверия. Несмотря на развитие технологий космической разведки, это соглашение большинством его участников признается в качестве одного из наиболее эффективных механизмов сотрудничества в области контроля над вооружениями в Евроатлантическом регионе.
При этом Пентагон также хотел бы обновить свои самолеты наблюдения и вписал соответствующую графу расходов в проект оборонного бюджета на 2019 год. Военные просят выделить им $222 млн. Необходимость предоставления этих денег они обосновывают даже не столько тем, что Россия обгоняет США, сколько тем, что весьма плачевное состояние американского авиапарка в рамках ДОН может в какой-то момент привести к трагическим последствиям.
Для осуществления полетов в рамках ДОН США используют два Boeing OC-135B, построенных в 1961–1962 годах. В составе ВВС США это едва ли не самые старые воздушные суда. Как следует из сообщений американских СМИ, по причине технических неполадок в первом полугодии 2016 года США пришлось отменить 3 из 12 запланированных наблюдательных миссий. Издание The World Herald отдельно описывает случай, когда в том же 2016-м один из OC-135B на несколько дней застрял в России из-за проблем с электрикой. В ходе же обратного полета из-за неполадок с системой наддува на борту возник пожар, из-за чего экипаж принял решение об экстренной посадке.
По планам со всеми формальными продлениями летной годности эти самолеты могут эксплуатироваться еще до 2040 года, но в американских ВВС очень надеются, что замена поступит раньше.
Однако новые самолеты Пентагон может и не получить: по итогам состоявшихся в начале мая слушаний комитет по вооруженным силам Палаты представителей принял решение отклонить запрос военных на выделение средств на обновление бортов.
Логика конгрессменов такова: Россия более заинтересована в сохранении ДОН, чем США, а потому Москва, увидев, что Вашингтон перестает вкладываться в договор, подумает, что дело идет к его разрыву, и пойдет на уступки по ряду вопросов.
В заключении комитета перечислены запросные ожидания законодателей: они хотят, чтобы Москва сняла все озабоченности Вашингтона в рамках «Открытого неба», а также выдала США 13 российских граждан, которых американские власти считают причастными к вмешательству в президентские выборы 2016 года.
Полет ненормальный
У США сразу несколько претензий к РФ в рамках договора. Во-первых, они считают незаконным тот факт, что, в то время как ДОН разрешает полеты на расстояние до 5,5 тыс. км, власти РФ ввели лимит в 500 км в отношении полетов над Калининградской областью. Этот регион представляет для США и их союзников по НАТО особый интерес, поскольку в последние годы Россия заметно активизировала там свою военную деятельность, в том числе разместив на постоянной основе ударные ракетные комплексы «Искандер-М», зенитные ракетные комплексы С-400, береговые ракетные комплексы и т. п.
Причину, по которой для облетов Калининградской области были введены ограничения, еще в прошлом году объяснила представитель МИД РФ Мария Захарова. «Некоторые наши партнеры, имея право совершать наблюдательные полеты на дальность до 5,5 тыс. км, значительную ее часть использовали именно над Калининградской областью, пересекая ее вдоль и поперек и тем самым создавая проблемы для использования ограниченного воздушного пространства региона и для работы международного аэропорта Храброво. Наши попытки договориться с ними о некоей разумной сдержанности успеха не возымели»,— заявила она. По ее словам, введение лимитов не противоречит договору (см. “Ъ” от 30 сентября 2017 года). А в апреле текущего года МИД РФ заявил, что «при существующих дальностях наблюдательных полетов США за одну миссию фотографируют 77% территории Калининградской области, а самолеты других государств—участников ДОН — 96%».
Вторым нарушением договора США считают тот факт, что Россия отказывает иностранным государствам в проведении наблюдательных полетов в десятикилометровой полосе вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией. Власти РФ же ссылаются на пункт договора, согласно которому «полеты проводятся не ближе 10 км от границы государства, не являющегося его участником». Разногласия сторон связаны с тем, что Москва признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, а Вашингтон — нет.
Российские власти также выдвигают США претензии в рамках «Открытого неба». Во-первых, в Москве крайне недовольны тем, что в прошлом году были отменены остановки для отдыха экипажей самолетов наблюдения в ночное время на аэродромах дозаправки на авиабазах Робинс (в штате Джорджия) и Эллсуорт (Южная Дакота). «Это нарушает права наблюдающей стороны по выполнению полетов на максимально установленную дальность с учетом норм предельных нагрузок на экипаж, а это уже вопрос безопасности полетов»,— говорят в российском МИДе.
Москва также считает не соответствующим договору установление США максимальной дальности полетов не более 900 км над территорией Гавайских островов (где находится штаб Тихоокеанского флота) с аэродрома дозаправки Хикам и ограничения для наблюдательных миссий над Алеутскими островами.
Власти США, в свою очередь, объясняют, что ввели эти рестрикции в ответ на лимиты для Калининградской области и готовы пересмотреть их, если Россия пойдет на уступки. Пока Москва, однако, действует, наоборот: в декабре власти РФ объявили об отмене ночевок на трех российских аэродромах при проведении полетов с участием США.
В сложившейся ситуации эксперты опасаются, что ДОН станет очередной жертвой российско-американской конфронтации.
Так, соруководитель программы «Ядерная политика» Фонда Карнеги (Вашингтон) Джеймс Эктон не исключает, что американские законодатели ведут дело к выходу США из договора. При этом он лично убежден, что «ДОН по-прежнему отвечает интересам США и их союзников». «Я разочарован попытками комитета Палаты представителей заблокировать выделение средств на новые самолеты. Это сыграет на руку лишь тем, кто неправомерно утверждает, что Россия получает от ДОН больше, чем США,— пояснил он “Ъ”.— В то же время я надеюсь, что Россия сможет снять обоснованные озабоченности со стороны США. Обе стороны должны предпринять шаги для сохранения договора».
Между тем исполнительный директор вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл напоминает, что между участниками договора и ранее периодически возникали разногласия, в том числе выдвигались претензии в адрес России, но многие вопросы в итоге были разрешены. «ДОН — это ценный инструмент повышения транспарентности и доверия между Россией и США и их европейскими союзниками»,— подчеркнул он в беседе с “Ъ”, добавив, что сегодня нельзя утверждать, что сохранение договора более выгодно одной из сторон.
Эксперт ПИР-Центра генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский отмечает, что конфронтация между РФ и США в рамках «Открытого неба» «идет по нарастающей», но заверяет, что Москва первой не станет выходить из этого соглашения. Он убежден: в худшем случае стороны «проживут и без этого договора», но его сохранение было бы на руку всем. «ДОН важен политически как мера доверия,— заявил Евгений Бужинский “Ъ”.— Если его не будет, то с учетом коллапса ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе.— “Ъ”) и практически не работающего Венского документа (о мерах укрепления доверия и безопасности.— “Ъ”) можно будет сказать, что договорной базы под европейской архитектурой безопасности не существует».