21 июня Верховный главнокомандующий Владимир Путин встретился с выпускниками вузов Минобороны и других силовых ведомств и дал им наказ. Кроме того, свой наказ им дал, рассказывает специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, или даже выдал министр обороны Андрей Белоусов, для которого обращение к выпускникам в Георгиевском зале стало первым публичным выступлением в должности министра.
В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца собрали лучших выпускников вузов Минобороны, МЧС, ФСБ, ФСО и Росгвардии, МВД, Следственного комитета и ФСИН. И еще осталось место. Так как лучших много не бывает.
Трудно было предположить, что после десятичасового перелета из Ханоя в Москву, а главное, после трех дней почти круглосуточной работы по маршруту Москва—Якутск—Пхеньян—Ханой—Москва эта встреча начнется вовремя. Тем не менее так случилось.
Думаю, это вышло и потому, что все перелеты были ночными и, хотя часы можно было заткнуть за пояса и забыть о них, ночами в этой командировке и сам президент, и сопровождавшие его спали не только по велению сердца (не искавшего перебоев), но и просто по привычке спать ночью.
С выпускниками военных вузов Владимир Путин встречается ежегодно, но сейчас такие встречи приобретают особый, сакральный смысл, а слова становятся не случайными и тяжелеют, наливаясь этим смыслом, от года к году на глазах.
Вот сказал бы Владимир Путин наверняка и раньше то, что сказал теперь:
— В тяжелых битвах закалялись легендарные традиции нашей военной школы, формировались те качества, которые всегда отличали наших воинов — от рядового до маршала. Это любовь к Родине, беспримерная стойкость и мужество. Именно они решали исход сражений и войн, которые не раз определяли судьбу нашего Отечества, как и сплоченность, консолидация нашего народа, подлинное единение фронта и тыла.
Сказал бы, и хорошо. А теперь всякий понимает: судьба Отечества, консолидация, единение фронта и тыла — да это актуальные новости часа.
— Через несколько дней,— рассказывал Верховный главнокомандующий,— мы будем отмечать значимую, памятную дату — 80-летие освобождения Белоруссии от нацистских захватчиков. Недавно говорили об этом с президентом Белоруссии (то есть сразу понятно, на что ушла одна из их ночей в Минске.— А. К.). Вы знаете, что эта дерзкая, масштабная операция называлась «Багратион» — в честь нашего выдающегося полководца, героя суворовских походов и Отечественной войны 1812 года. Советские войска действовали дерзко и профессионально, наступали стремительно и неудержимо, наголову разгромили крупную многотысячную группировку противника! Благодаря смелости и отваге наших бойцов и командиров была открыта дорога к освобождению Европы от нацизма, сделан решающий шаг к великой победе!
И то же самое: раньше бы все выслушали эти слова, отдали бы должное и продолжили жить дальше.
Теперь не так: сообщение о «дороге к освобождению Европы от нацизма» само по себе звучит как дерзкое предположение и гулкое предостережение бывшим партнерам и союзникам в НАТО.
Ну и уже без второго смысла, наотмашь:
— Сегодня внуки и правнуки героев Великой Отечественной достойно хранят и продолжают ратные традиции Родины, надежно стоят на страже ее суверенитета и безопасности, защищают нашу землю и наших граждан на Донбассе и в Новороссии от неонацистов, на деле доказывают, что наша армия и ее оплот — офицерский корпус, вековая сплоченность и единство многонационального народа — это всепобеждающая сила!
Такие слова могли бы вдохновить в случае необходимости даже северокорейскую военную армаду.
Может, еще и вдохновят.
— Недавно,— продолжал Верховный главнокомандующий,— на встрече с руководством Министерства иностранных дел изложил наше видение работы по созданию равной и неделимой безопасности в Евразии.
Или даже просто Евразии, без «безопасности» и «в».
— Мы готовы,— утверждал Владимир Путин,— к широкому международному обсуждению этих ключевых, жизненно важных вопросов как с нашими коллегами по Шанхайской организации сотрудничества, СНГ, ЕврАзЭС, БРИКС (было бы странно иное.— А. К.), так и с другими международными объединениями, европейскими и натовскими государствами в том числе. Естественно, тогда, когда они будут к этому готовы.
Говоря про натовские государства, господин Путин, очевидно, развивал свою мысль на пресс-конференции в Ханое о том, как он и не рассчитывал, что западные страны воспримут его предложения на встрече с дипкорпусом, но что постепенно будут их усваивать вместе с неспешно-неуклонным продвижением российских войск вглубь исторических территорий России.
— В своих воспоминаниях,— обратил внимание Верховный главнокомандующий,— Георгий Константинович Жуков подчеркивал: «Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: я сделал все, чтобы выполнить этот свой долг». Пусть эти слова легендарного маршала Победы послужат заветом и для вас, для всех офицеров России.
На этот раз маршалом Победы волею пославшего его Верховного главнокомандующего уготовано стать, видимо, министру обороны Андрею Белоусову, который тоже выступил перед выпускниками. Без такого выступления по протоколу было не обойтись. И это стало первым публичным обращением нового министра.
Так что интересовало все. И особенно, конечно, внешний вид министра. Он производил сильное впечатление.
Дерзкий светло-синий, то есть цвета «аквамарин» костюм и голубой галстук словно подчеркивали: теперь все будет иначе, а возврата ни к чему старому даже и не ждите. Теперь вот так.
— Сейчас наша страна находится на острие борьбы за установление справедливого и равноправного миропорядка. Коллективный Запад стремится сдержать его развитие, сломать независимый политический курс и поставить под удар безопасность государства,— сразу заявил министр обороны, и стало ясно: да, а слова те же — непримиримые, гордые, наши.
— Сегодня в ходе специальной военной операции российские военнослужащие с честью выполняют свой воинский долг, эффективно отстаивают национальные интересы, решительно борются с последователями нацистской идеологии,— развивал свою мысль министр обороны.— Благодаря их мужеству, самоотверженности и профессиональной работе мы владеем инициативой на всей линии фронта, последовательно снижая боевой потенциал противника.
Это были главные в Георгиевском зале в этот день слова. Андрей Белоусов оценил ситуацию на фронте и разъяснил, что происходит: даже когда очевидного движения вперед нет, идет последовательное снижение потенциала противника.
Делая свой наказ выпускникам, Андрей Белоусов сослался не на Георгия Жукова и не на действующего Верховного главнокомандующего, а на другого великого полководца, то есть на Александра Суворова (Почему бы и нет?):
— Воспитывайте в себе личность воина-профессионала, воина-гражданина, воина-защитника, воина-победителя, служите Отчизне верой и правдой!
Один из выпускников, Александр Романенков, выступил от всех сидящих (а мысленно, конечно, стоящих) в Георгиевском зале. Он выступал без бумажки, но словно с ней; было просто видно, как он читает и боится что-то пропустить. Но сразу надо сказать: справился.
— Наш выпуск проводится в непростое время,— подчеркнул выпускник.— Коллективный Запад всеми силами и ценой жизни мирных людей пытается сохранить свою гегемонию и не прекращает бессмысленные попытки нанести России стратегическое поражение (между прочим, без запинки.— А. К.). Этому не бывать! Мы осознаем, что сегодня как никогда востребован наш профессионализм. От принимаемых нами решений, умелых и слаженных действий при выполнении задач в ходе специальной военной операции зависят жизни наших подчиненных, судьба наших детей и будущее России.
И вот с этим было не поспорить. Хотелось бы, наоборот, чтобы подтвердили. Сохранили бы жизни.
— Народ России,— высказался в заключение Верховный главнокомандующий,— внимательно следит за каждым шагом нашей армии на линии боевого соприкосновения!
Да, и в этом можно не сомневаться.
Можно даже сказать, что ни за чем больше так пристально народ уже очень много лет не следил.