Вот уже третий месяц я не пью.
Ну... почти не пью. Чтобы объяснить почему, придется начать с начала – весьма далекого. На путь просветления (или протрезвления, как вам больше нравится) я встала примерно в середине декабря. Тогда я начала осваивать медитацию, читать книги о гармонии с собой и пытаться хотя бы пять минут в день провести в своем теле. Это звучит довольно абсурдно, я знаю, но на самом деле мы все постоянно находимся в отрыве от собственных конечностей, спины, живота и даже пятой точки. Наша голова круглые сутки занята рабочими задачами, стратегическим планированием и анализом поступков, совершенных в прошлом, и дел, которые грядут на этой или следующей неделе. Сердце же вечно тревожится из-за непредсказуемого туманного будущего и генерирует эмоции, никак не связанные с тем, где мы находимся сейчас. Особенно если мы просто сидим в кресле в собственной комнате и работаем на удаленке, пока за окнами по-прежнему гремит пугающая своими масштабами и неопределенными сроками пандемия. При этом сопутствующие гаджеты, конференц-звонки и социальные сети еще сильнее отдаляют нас от собственного тела. Практически вся наша коммуникация и события в жизни последний год проходят виртуально. Зачем нам руки и ноги, если можно посетить музей Metropolitan в Нью-Йорке, не вставая с дивана? Причем запустить виртуальную экскурсию сможет голосовой помощник Siri или «Алиса» по первой же вашей просьбе. Если вы смотрели фильм «Суррогаты» с Брюсом Уиллисом или старую добрую «Матрицу» нынешних сестер Вачовски, то знаете, чем дело кончится: постепенно мы забудем, как пользоваться собственным телом, поскольку оно утратит значимость, предпочтем смертной и уязвимой оболочке механических или цифровых «аватаров», «клонов» или «суррогатов», которые проживут любую жизнь за нас по нашему фантазийному сценарию. А мы будем наслаждаться всего лишь фантомными импульсами и воспоминаниями и пассивно наблюдать за трансляцией собственного бытия.
Победить восстание машин и наших цифровых копий поможет вовсе не локализация интернета в России и не формирование отряда аналоговых партизан. Нужно всего лишь проявить немного осознанности, которая вернет веру в собственное тело и любовь к нему. Вместе с ними, кстати, в вашу жизнь пожалуют и уравновешенность со спокойствием, которых зачастую так сильно не хватает в текущие турбулентные времена. Что такое, собственно, осознанность и как она связана с алкоголем? Это термин из современной психологии, который обозначает постоянное отслеживание текущих переживаний, то есть нахождение в настоящем, здесь и сейчас, а не в сожалениях о прошлом или фантазиях о будущем. Если перекладывать это на личный опыт, то сцена выглядит следующим образом: вечером, закончив работать, я сажусь в условную позу лотоса, закрываю глаза и пытаюсь проанализировать, что чувствую. Я сижу на старом паркете елочкой, сзади меня типовой диван IKEA, передо мной винтажный дубовый комод, к левой ноге прижался пес, справа слегка дует из чуть приоткрытого окна. У меня болят мышцы бедер после вчерашней тренировки, я чувствую напряжение в шейно-воротниковой зоне из-за накопившегося за рабочий день стресса, глаза устали от компьютера. В голове хаос мыслей о работе, семье, друзьях и личной жизни. Сплошные страхи, переживания и сомнения, которые постоянно отрывают меня от паркета и переносят в параллельные миры размышлений и проекций, но я пытаюсь сконцентрироваться на текущем моменте. Что я думаю и чувствую прямо сейчас? Что из этого действительно имеет значение? Что важно для меня прямо сейчас? Первое время спустя 10–15 минут тщетных попыток сосредоточиться на окружающей действительности я просто решала выпить бокал вина. Это самый простой способ заглушить тревожные мысли и негативные эмоции, который я знаю. И как оказалось, самый простой способ убить осознанность в считаные секунды. После бокала ни к какой медитации я уже, разумеется, не возвращалась.
«Есть люди, которым алкоголь в принципе не нужен для их правильной жизнедеятельности».
Такой вариант побега от реальности и осознанности выбираю далеко не только я. Психотерапевт Виктория Бекиева считает, что это системная проблема для нашей страны: «Алкоголь позволяет человеку в любую секунду из здесь и сейчас перенестись в иное пространство, где он хочет быть. Вы можете сбежать от своих мыслей, чувств, тревог, страхов и переживаний. Алкоголь изменяет все ваши эмоции и не дает вам их понять и принять. Допустим, если вы в состоянии тяжелых переживаний, вы мгновенно сможете почувствовать легкость и забыть о проблемах, просто выпив. Учитывая, что для россиян справляться с эмоциями и переживаниями – это довольно сложный процесс, потому что у нас большой спектр эмоций под запретом, гораздо проще выпить и забыть обо всем. В России легче быть алкоголиком, чем осознанным человеком».
Я не привыкла в жизни выбирать простые пути, поэтому решила поставить над собой эксперимент и отказаться от алкоголя, даже когда кажется, что бокал поможет куда быстрее медитации и эзотерических поисков осознанности. И в принципе, с точки зрения будущего, которое сулит спиртное, эта концепция кажется единственно верной. «Если говорить упрощенно, есть три стадии алкоголизма: алкоголь – друг, который помогает знакомиться с людьми, быть как все, чувствовать себя комфортно в обществе, проявлять лидерские качества; алкоголь – враг, из-за которого вы опоздали на работу, попали в аварию, поссорились с близким человеком; и алкоголь – хозяин, который полностью контролирует вас. При третьей стадии психика начинает деградировать, и человек откатывается, по сути, к уровню развития младенца – кроме материнской груди, то есть бутылки, больше ничего в жизни ему не нужно. Чтобы такого не случилось, нужно прислушиваться к себе, своему организму и как раз таки проявлять осознанность, которой нам всем не хватает», – советует Виктория.
«В России легче быть алкоголиком, чем осознанным человеком».
Честно скажу, что продержалась я всего лишь три недели в режиме полного отказа от алкоголя. Мне не столько хотелось выпить, сколько раздражал сам факт абсолютного запрета на что-либо, который хотелось по-детски обойти или нарушить. Поэтому с 1 января 2021 года мои отношения с алкоголем выглядят следующим образом: я могу выпить, если повод мне кажется действительно важным и классным, например, собственный день рождения или свадьба близкой подруги, и я позволю себе напиток, который мне действительно нравится или хочется попробовать впервые. Но второй сценарий может случаться не чаще раза в неделю. Леонид Элькин, руководитель центра оздоровления и специалист по мануальному моделированию лица и тела, считает, что это самая верная тактика: «Люди делятся на две категории. Есть те, которым алкоголь в принципе не нужен для их правильной жизнедеятельности. И есть люди, которым крайне сложно от него отказаться, и он, возможно, даже влияет на их жизнь положительно. Для второй категории полный отказ от алкоголя навсегда – довольно опасная практика, которая может нанести больше вреда, чем пользы. Нужно слушать свой организм и искать баланс между острым желанием бросить пить до конца своих дней после очередной вечеринки и уйти в недельный запой. Не нужно доводить ни до одной, ни до второй ситуации. Вы можете вообще всю жизнь не задумываться о том, какие у вас отношения с алкоголем. Но если вы чувствуете, что у вас появились сбои в работе нервной системы, вы плохо спите, быстро раздражаетесь, вам сложно сконцентрироваться и вы медленнее работаете, то есть смысл задуматься, как часто и как много вы пьете. Попробуйте выпивать в малых дозах – не более 70 г крепкого алкоголя в день. Такие отношения со спиртным намного адекватнее, чем продолжительное воздержание, после которого следует безумная вечеринка с водопадами спиртного».
За почти три месяца я пила алкоголь всего лишь три раза. А медитировала, судя по специальному календарю, где фиксирую свои успехи, целых 52 дня в этом году. Не могу сказать, что уже освоила в совершенстве осознанность и научилась в любой кризисной ситуации прислушиваться к собственному телу, но точно научилась прорабатывать негативные эмоции ровно в тот момент, когда замечаю их. И это помогает отпускать стрессовые ситуации и не накапливать в себе гнев и грусть, повод для которых всегда найдется.
Ушли из большого спирта
Сергей Капков
«Я решил, что должен быть внимательнее к своему здоровью. Алкоголь влияет на аппетит, и поэтому я часто переедал. В больших количествах он меняет метаболизм и обнуляет пользу физической активности. Но если контролировать себя, то в уместных обстоятельствах бокал любимого напитка принесет радость и умиротворение, а такое состояние гораздо продуктивнее, чем неутолимые печали. Небольшое количество алкоголя – для меня не проблема. Россия – страна особой алкогольной культуры, у нас вовсе не пьющие люди скорее вызывают подозрение, а не восхищение. А попытки регулировать отношения со спиртным со стороны власти и вовсе вызывают недоумение граждан. Считаю, что soft power в пропаганде бережного и осознанного отношения к себе принесет больше пользы, чем директивные запреты кем-то сверху».
Игорь Зернов
«Я работаю барменом уже 15 лет. Раньше иногда я уходил в крутое пике. Не могу сказать, что это были запои, но недельный алкогольный угар точно. Когда мы с командой открыли бар El Copitas, который стал очень известным, работы прибавилось. Я почувствовал большую ответственность за свой бизнес и финансовое состояние семьи. Понимал, что должен четко контролировать, как провожу вечер и в каком состоянии буду утром. Потом у меня появился ребенок и ответственности стало еще больше, я начал жить по расписанию и понял, что такую роскошь, как хорошенько выпить вечером, больше не могу себе позволить. Потому что с утра должен приготовить завтрак ребенку и сразу же заняться делами, а не приходить в себя несколько часов. Сперва я думал, что это временно, но чем дольше веду трезвый образ жизни, тем сильнее он мне нравится. Я стал честнее с собой и окружающими. Алкоголь – катализатор ненужных эмоций. Я спустя время понимаю, что под его влиянием испытывал эйфорию или злость от вещей, которые на самом деле меня не радовали и не расстраивали. Сейчас я пью очень редко. Стараюсь делать это максимально осознанно. Я могу выпить вкусный коктейль в правильном месте в правильной атмосфере с правильными людьми. А в остальные дни я предпочту чувствовать себя бодрым, сходить на тренировку по боксу и не мучиться похмельем».
Виталий Козак
«У меня всегда были приятельские отношения с алкоголем. Но в какой-то момент мы стали слишком близки. И это показалось странным. Я, кажется, не планировал так сближаться с этим приятелем. И пока мы не стали самыми лучшими и близкими друзьями, я решил прекратить наши встречи. Сейчас мы с алкоголем не видимся. Я подозревал, что спиртные напитки мешают мне во многих вообще вопросах. И оказался прав. Я наделял алкоголь ложными смыслами и ценностями. Думал, что не могу без спиртного. А выяснилось, что без алкоголя даже проще, легче и веселее. За последние полгода я пару раз выпил несколько бокалов шампанского и не получил от них какого-то невероятного удовольствия. Мне нравится, что у меня всегда светлая голова. В моей жизни появилось больше времени на отдых и заботу о себе. Я больше не провожу выходные, валяясь в кровати с похмельем. Если бы я знал, как хорошо буду чувствовать себя без алкоголя, отказался бы значительно раньше. Возможно, когда-то он был нужен. Я дурачился и куражился. Но сейчас такое веселье не кажется мне привлекательным и приятным. Зато я очень доволен, что, бросив пить, похудел на два размера и влезаю теперь в свою старую одежду. Новые вещи пришлось ушить, но это, в конце концов, куда проще и приятнее, чем расшивать».
Андрей Крючек
«Алкоголь не является частью моей жизни. Я убежден, что в спиртном нет ничего хорошего. Лично мне бокал не поднимает настроение и не снимает тревогу или усталость. Конечно, я пробовал его в юношестве, но сразу понял, что это не мое, особенно состояние после. Ничего, кроме внутренней помехи, я не чувствовал. Этот стресс для организма не был мне во благо. Для меня гораздо приятнее жить активной и здоровой жизнью и много заниматься спортом. Уверен, что в этой игре я на правильной стороне. У меня больше времени на себя, свою семью, я не провожу по несколько часов в барах, не мучаюсь от похмелья, не сплю до обеда на следующий день, не вспоминаю, где оставил телефон и как добрался до дома. При этом у меня нет никакой проблемы попробовать бокал какого-то особенного вина в гостях или в шато во Франции из рук винерона, но это скорее только ради вкуса и уважения».