Как выяснил “Ъ”, крупнейшая в РФ частная авиакомпания S7 решила сократить численность летных экипажей в Москве, а также сотрудников московского офиса. Решение вызвано снижением числа рейсов из Москвы из-за простоя части лайнеров Airbus A320 / А321neo на фоне проблем с двигателями. В этих условиях S7 концентрируется на своем хабе в Новосибирске, где меньше конкуренции с другими крупными игроками. Часть собеседников “Ъ” считает, что другие авиакомпании тоже начнут сокращать персонал в этом году по мере нарастания проблем с западными самолетами. Однако эксперты отмечают, что именно S7 из-за проблемного двигателя PW на этой серии Airbus пострадала от санкций больше других.
Как стало известно “Ъ”, авиакомпания S7 сокращает членов экипажей и сотрудников московского офиса. Речь идет об отделе продаж, а также коммерческом, финансовом и экономическом департаментах. По словам одного из собеседников “Ъ”, размер сокращения составит около 13% персонала московского офиса (примерно 7% от числа сотрудников всей группы). По другим оценкам, сокращение достигнет до 15%.
Один из собеседников “Ъ” говорит, что в S7 идет реорганизация и объединение нескольких юрлиц, поэтому ведется работа по оптимизации штатного расписания. При этом компания сфокусируется на развитии технических и инженерных подразделений, где планирует в том числе увеличение численности персонала.
Сокращения в московском офисе связаны со снижением налета. Как писал “Ъ” 11 октября 2023 года, в этом году S7 сократила зимнее расписание из-за сложностей c двигателями Airbus A320 / А321neo и временно припарковала около 20% самолетов. Всего в парке компании 100 пассажирских самолетов. К зиме не эксплуатировались 13 из 39 Airbus A320 / А321neo, на которых установлены американские двигатели P&W. Их ремонтом не занимаются в РФ или дружественных странах, а купить подержанные двигатели на вторичном рынке почти невозможно из-за проблем с их использованием у всех мировых перевозчиков.
Запущенный в производство в 2016 году двигатель PW1000G (GTF) все еще обладает рядом «детских болезней», и летом 2023 года P&W отозвала более 1 тыс. этих двигателей из-за проблем. Тогда Financial Times писала, что авиаперевозчики в Европе и США вынуждены были отменять из-за этого рейсы. В итоге, по данным IBA, не менее 57 авиакомпаний вывели из эксплуатации самолеты с такими двигателями.
Решение сократить именно московский офис связано с намерением S7 развиваться в первую очередь в регионах и укреплять свой хаб в Новосибирске. В сентябре 2023 года совладелец группы S7 Татьяна Филева рассказывала, что выручка от рейсов из Новосибирска в 2023 году приблизилась к показателю от перевозок из Москвы. По ее словам, «настало немножко другое время» и авиакомпании необходимо создавать уникальную нишу, «нужно идти обратно в регион». Госпожа Филева тогда уточнила, что авиакомпания стала первой в стране по количеству рейсов в обход Москвы.
В S7 сообщили “Ъ”, что в связи с изменением маршрутной сети и сокращением полетной программы по ряду направлений из Москвы компания приняла решение о «перераспределении летных экипажей и частичном сокращении численности сотрудников в Московском регионе».
В компании добавили, что весь процесс оптимизации проходит в полном соответствии с действующим законодательством. S7 предлагает части сотрудников из Москвы продолжить работу в новосибирском или иркутском филиалах. Пилоты могут пройти переобучение на другой тип воздушного судна, в частности на Embraer 170, и продолжить работу в компании. «Кроме того, часть пилотов и бортпроводников по нашим рекомендациям переходят на работу в другие авиакомпании, в том числе международные»,— заключили в компании.
В «Аэрофлоте» сообщили “Ъ”, что компания готова на конкурсной основе рассмотреть всех бортпроводников S7 (увольняемых из-за сокращения программы полетов.— “Ъ”). Там добавили, что в компании открыт набор действующих бортпроводников из разных авиакомпаний, уже принято порядка 80 человек, а входящая в группу «Победа» также готова открыть набор действующих бортпроводников.
Несколько собеседников “Ъ” в отрасли полагают, что сокращения в S7 положат начало увольнениям в других крупных авиакомпаниях.
Это предположение они объясняют тем, что объемы перевозок до сих пор на 18% отстают от «доковидных» уровней, когда пассажиропоток в РФ составил 128 млн человек.
Однако главный редактор FrequentFlyers.ru Илья Шатилин возражает, что тенденции к массовым увольнениям ожидать не стоит, а S7 оказалась наиболее пострадавшей от санкций авиакомпанией. «Сокращения, очевидно, вызваны приостановкой эксплуатации Airbus семейства neo, всего у перевозчика стоит 40% этих бортов»,— говорит он. Налет экипажей в Москве, по его данным, сократился на величину до 50% (по данным “Ъ” — до 25%), что вызвало соразмерное падение доходов и, следовательно, привело пилотов к поиску новых работодателей.
Раньше московские экипажи часто летали в командировки в Новосибирск, но эта практика прекратилась после того, как перевозчик набрал там местных сотрудников для оптимизации расходов. По мнению эксперта, оставшиеся без работы экипажи так или иначе будут трудоустроены в московские отделения других авиакомпаний. Но он сомневается, что это будет «Аэрофлот», поскольку S7 базировалась в Домодедово и подавляющему большинству придется менять место жительства, чтобы сократить время пути до работы. Летом 2022 года, когда на фоне снижения налета летные экипажи искали работу за рубежом, S7 отправила около 20 своих пилотов в ОАЭ по срочному контракту с AirArabia (см. “Ъ” от 28 июня 2022 года).
Ряд собеседников “Ъ” в отрасли отмечали, что летом 2024 года, в высокий сезон, S7 планирует возобновить полеты на припаркованных сейчас самолетах. Достаточно ли будет этого шага для загрузки оставшегося персонала и насколько реалистичны намерения вернуть эти самолеты в воздух, сегодня сказать сложно, констатирует Илья Шатилин. При этом эксперт предполагает, что сокращения не затронут новосибирский хаб авиакомпании и персонал в Иркутске, что «логично в силу низкой конкуренции, несмотря на развитие хаба "Аэрофлота" в Красноярске».