Говорят, что на войне как на войне — самолеты сбивают, танки подрываются на минах, солдаты гибнут от пуль. И в жизни каждого военного наступает свой «момент истины» — когда он остается один на один со смертью. И только от его собственных действий зависит, выживет он или погибнет. С такой ситуацией столкнулся капитан Константин Мурахтин, чей самолет 24 ноября был сбит турецким истребителем на границе с Сирией. Спецкор «ВМ» узнал подробности чудесного спасения пилота.
Спасение штурмана предательски сбитого в Сирии турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24М — блестящая поисково-спасательная операция, которая войдет в военные учебники. Высокопрофессионально действовал капитан Константин Мурахтин, героически сражались с боевиками «Исламского государства» — и не только с ними! — российские морские пехотинцы и бойцы сирийского спецназа. Спасатели смогли обнаружить и спасти нашего летчика в горном лесу ночью, практически на линии фронта, отражая атаки врага. Все тайны этой операции по понятным причинам не раскрываются, но «Вечерней Москве» удалось узнать ряд важных подробностей.
НИ КВАНТА МИЛОСЕРДИЯ
24 декабря 2014 года над сирийским городом Ракка ПВО террористического «Исламского государства» был сбит самолет иорданских ВВС. Пилота, старшего лейтенанта Муаза Юсефа аль-Касасиба, захватили живым. Власти Иордании предлагали обменять летчика на содержавшуюся в тюрьме террористку Саджиду ар-Ришави, семья аль-Касасиба собрала деньги на выкуп, о помиловании пленника просили мусульманские священнослужители всего мира. Но 3 февраля исламские радикалы распространили в интернете видео о казни пилота.
Смерть Муаза была ужасной — запытанного до полусмерти летчика заживо сожгли в железной клетке.
— Даже в Афганистане пленных летчиков обменивали или выкупали, а в Сирии к боевикам «Исламского государства» в плен лучше не попадать, — говорит бывший заместитель Главкома ВВС России, Герой Советского Союза Николай Тимофеевич Антошкин. — Да и не приучены наши военные летчики сдаваться.
«АФГАНВАРИАНТ»
По мнению опытного боевого летчика, генерал-полковника в отставке Николая Антошкина, произошедшую в сирийском небе трагедию иначе как политически мотивированным убийством назвать нельзя.
— Президент России Владимир Путин верно назвал это предательским ударом в спину. Турецкий летчик обязан был или предостеречь нашего о недопустимости вторжения в пределы его страны, выйдя на его радиочастоту, или, в случае невозможности этого, предупредить визуально — выйти сбоку от самолета-нарушителя или сделать мах крыльями. Крайний шаг — выстрел по курсу движения. Это уже приказ о принуждении к посадке на свой аэродром.
Но Су-24 расстреляли в воздухе. Предательски, со своей территории.
— В 1987 году наш самолет так же, исподтишка, сбил пакистанский летчик, — рассказывает Николай Антошкин. — МиГ-23 полковника Леонида Фурсы атаковал под афганским Хостом пилот пакистанского F-16, подкравшись к границе между Пакистаном и Афганистаном. Возможно, тогда хотели захватить пилота на земле руками душманов. Но катапультировавшегося командира прикрыл с воздуха его ведомый, замполит полка, затем сбитого летчика эвакуировали вертолетом.
В Сирии операция по спасению подполковника Олега Пешкова и капитана Константина Мурахтина началась после получения на аэродроме «Хмеймим» сигналов с аварийных радиомаяков, автоматически подавших сигнал бедствия после катапультирования пилотов сбитого бомбардировщика.
Официальный представитель Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков сообщил тогда, что операция по поиску экипажа сбитого российского Су-24М началась уже через 15 минут после известия о потере самолета: — Квадрат поиска был отмечен между вершинами Дурин и Туркман у сирийско-турецкой границы. Там шли активные боевые действия. К предположительному месту крушения были отправлены три вертолета.
Пока они летели к месту поиска, стало известно, что командира экипажа подполковника Олега Пешкова боевики «ИГ» расстреляли в воздухе, когда он, абсолютно беззащитный, спускался на парашюте...
ДОЖДАТЬСЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
На любой войне летчики — очень «ценные» пленные. Поэтому противник старается найти их быстрее вылетевших на выручку спасателей. Порой на месте приземления сбитого пилота спасателям и ему самому приходится вступать с врагом в бой, и здесь уж — кому как повезет. На земле вооруженный автоматом или пистолетом «летун» сам по себе — невеликая боевая единица. Главная его задача — не попасть в руки противника и дождаться своих.
Поэтому первая задача катапультировавшихся на чужой территории военных летчиков — побыстрее уйти с места приземления, — говорит друг и сослуживец капитана Константина Мурахтина по 4-му центру войсковых испытаний и подготовки персонала Воздушно-космических сил, Герой Российской Федерации, заслуженный военный штурман России подполковник запаса Владимир Богодухов. — Костя сразу отмахал в горах километров пять, нашел надежное укрытие и замаскировался. Все эти действия мы отрабатывали в Джубге — в нашем центре выживания.
Там, в горных лесах у побережья Черного моря, по словам Богодухова, военных летчиков учат совершать суточные переходы по горам, овладевать альпинистской подготовкой, изучать правила маскировки и ориентирования на местности, отрабатывать элементы рукопашного боя и многому другому.
— Условия в Джубге схожи со средиземноморскими, — говорит Владимир Иванович. — Только там нет войны.
Звание Героя России подполковник Владимир Богодухов получил за «пятидневную войну» по принуждению Грузии к миру. В боевом вылете 11 августа 2008 года его фронтовой бомбардировщик Су24М был сбит ракетой наземного зенитного комплекса западнее Цхинвала. Экипаж в составе командира Сторожука и штурмана Богодухова катапультировался и вскоре был эвакуирован российским вертолетом.
— По личному опыту знаю, когда сбили, главное — не паниковать, — говорит Владимир Богодухов. — Каждый из нас уверен на все сто, что свои тебя никогда не бросят, обязательно будут спасать. Любой ценой. Но и ты — любой ценой — должен продержаться до прибытия ребят из поисково-спасательной службы.
Константин Мурахтин действовал так, как был должен действовать в сложившейся ситуации — профессионально.
КОД КАК МОЛИТВА
Вылетевшей с авиабазы «Хмеймим» российской группе поиска и спасения пришлось столкнуться с серьезными трудностями. «Охоту» на штурмана сбитого турецким истребителем российского бомбардировщика вели не только боевики «Исламского государства», подбившие спасательную «вертушку» и убившие морского пехотинца Александра Позынича, но и группы «неизвестного» спецназа с современным высокотехнологичным оборудованием для пеленга.
— Такая вероятность, очевидно, была заранее просчитана и нашими специалистами, — говорит Владимир Богодухов. — У Мурахтина была инструкция по пользованию аварийной ультракоротковолновой радиостанцией индивидуального пользования Р-855УМ. Начни он выходить в эфир, его могли захватить враги. Поэтому поиски шли так долго — 12 часов. Рассказать, как штурман связался с нашими и указал свое местонахождение, не имею права — военная тайна. Даже при всех принятых сейчас повышенных мерах безопасности нельзя исключить новых попыток сбить российские самолеты в Сирии. В ситуации, схожей с произошедшей, могут оказаться и другие наши пилоты — это война...
По словам Владимира Богодухова, переговорившего по телефону с находящимся сейчас на излечении в московском госпитале Константином Мурахтиным, штурмана спасали несколько смешанных российско-сирийских боевых групп.
— Действовала наша морская пехота вместе со спецназом сирийской армии. Если бы сирийцы вели поиск самостоятельно, Константин к ним бы из укрытия не вышел. Поди разбери в ночном лесу, на кишащей боевиками территории, кто свой, кто чужой! Действительно: это самый критический момент спасательной операции — связь катапультировавшегося летчика с поисково-спасательной группой в точке эвакуации.
Взаимное опознавание летчика и его спасателей на занятой противником территории, когда враг настойчиво и непрерывно ищет и самого пилота, и тех, кто спешит ему на выручку, — по драматизму это самый пик, кульминация боевой операции. Кроме этого, в такой момент спасаемый и спасатели находятся вблизи друг от друга и крайне уязвимы для вражеского огня.
— Если радиосвязь использовать было нельзя, то как Мурахтин и наши морпехи опознали друг друга?
— Они использовали другие установленные сигналы.
— Голосовые? Ну а если бы «неизвестный» чужой спецназ тоже начал бы окликать его по-русски?
— Да обораться они могли — не вышел бы к чужим!
Перед каждым боевым вылетом экипажам доводят кодовую информацию на случай возможной спасательной операции. Это — слово или фраза, которые известны только узкому кругу посвященных. На каждый вылет — свой код, который летчики обязаны запомнить как «Отче наш». Вот этот код-«молитва» и спас Константина.
ДОЛЖОК ОСТАЛСЯ
Действовавшие в районе спасения выжившего российского штурмана Су-24М террористы из банд «Исламского государства» и «другие таинственные группы» были уничтожены. Как только Константин Мурахтин оказался в безопасности, по району в сирийско-турецком приграничье были нанесены массированные удары российскими бомбардировщиками и реактивной артиллерией сирийских правительственных войск. Били долго и не жалея боеприпасов, чтобы выжечь «заразу» до скального грунта.
Смерти погибших подполковника ВКС Олега Пешкова и морского пехотинца матроса Александра Позынича, тяжелые раны трех участвовавших в спасательной операции сирийских спецназовцев — отомщены.
Но у штурмана Константина Мурахтина на этот счет свое мнение. Перед отлетом на лечение в Москву капитан сказал, что обязательно вернется в Сирию:
— Надо вернуть должок за погибшего командира...
НАГРАДА
За героизм, мужество и отвагу, проявленные при исполнении долга, подполковнику Пешкову Олегу Анатольевичу присвоено звание Героя России (посмертно). За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Мурахтин Константин Валерьевич и матрос Позынич Александр Михайлович (посмертно) награждены орденами Мужества.
ВОЕННАЯ БИОГРАФИЯ
Константин Валерьевич Мурахтин родился в поселке Петровка под Одессой в семье военнослужащего. Учился в школах нескольких гарнизонов, затем поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. После его окончания отслужил в Вооруженных силах России 17 лет. Сейчас капитан служит в элитном 4-м центре войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС России. Экипаж, в котором Константин Мурахтин был штурманом, победил в категории «фронтовые бомбардировщики» на международных соревнованиях «Авиадартс-2014». За проявленный в боевых условиях героизм в ноябре 2015 года капитан Константин Мурахтин награжден орденом Мужества.
ГЕРОЕВ ПОМНЯТ
25 ноября 2015 года, памятник героям фильма «Офицеры». Сотни цветов и десятки свечей... Никто из тех, кто принес их, не знал лично Олега Пешкова и Александра Позынича. Но они верили: офицер и матрос погибли, чтобы защитить всех нас.
ВАЖНО
Ударить в спину больше не получится
Авиагруппа российских ВКС в Сирии теперь работает в новых условиях обеспечения безопасности. Каждый вылет бомбардировщиков и штурмовиков теперь прикрывают истребители и средства противовоздушной обороны. На авиабазе «Хмеймим» на постоянное боевое дежурство заступили новейшие зенитные ракетные системы С-400. С воздуха безопасность полетов охраняют истребители Су30СМ, вооруженные ракетами класса «воздух-воздух».
В ТЕМУ
4 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» в Новгородской области был сбит Як-1 лейтенанта Алексея Маресьева. Получивший ранения в обе ноги и тяжело контуженный, летчик сумел посадить горящий самолет на территории, занятой врагом. Израненный, замерзающий, голодный Маресьев шел к линии фронта. Когда отказали ноги, начал ползти. 18 дней пилот ел кору деревьев, шишки и ягоды, периодически впадал в забытье, но сумел дойти до своих.
В госпитале из-за начавшейся гангрены Алексею Маресьеву ампутировали обе ноги ниже коленей. Он научился ходить, а затем и летать на протезах. В воздушном бою на Курской дуге безногий летчик уничтожил два немецких истребителя и спас жизни двоих наших пилотов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника — четыре до ранения и семь после возвращения в строй. Писатель Борис Полевой написал о герое книгу «Повесть о настоящем человеке». Она стала учебником мужества для летчиков России, и не только для летчиков...
КСТАТИ
У каждого военного летчика есть носимый аварийный запас (НАЗ). В комплект НАЗ, который весит 12 килограммов и крепится под кресло пилота. Туда входит автомат АКСу, нож-мачете, сигнальные патроны, сухое горючее, 1,5 литра воды, сахар, соль, спички, йод, бинты, обезболивающее. В НАЗе есть даже зеркало — для подачи сигнала спасателям. Комплект оснащен аварийным радиомаяком «Комар2М»,. В условиях боевой работы вблизи Средиземного моря в НАЗ летчиков российской авиагруппы в Сирии включен также и одноместный надувной плот.
СПРАВКА
В случае нештатного покидания летчиком самолета и срабатывания аварийного маяка «Комар2М» пеленгатор на аэродроме взлета автоматически определяет направление на место чрезвычайной ситуации. В этом случае дальность приема сигнала, находящегося на земле аварийного маяка, — 15–20 километров, в горах — еще меньше. Поэтому сразу после катапультирования пилота в воздух поднимаются вертолеты или самолеты поисково-спасательной службы. Их бортовая специальная аппаратура обнаруживает сигнал «Комара» на значительных расстояниях. Например, на высоте 3 километра «писк» слышен на дальности до 60 километров.