Первый же вопрос — с чего начать? Начните с расспроса стариков. Не знаете таких? Ну, это еще не значит, что их нет. Приложите немного усилий для их поиска, и, вполне вероятно, вы будете приятно удивлены результатами. Окажется, что есть на свете какая-нибудь двоюродная сестра вашей покойной бабушки, которую вы в глаза не видели, но которая знает вас по имени и бережно хранит вашу черно-белую детскую фотографию в старом фотоальбоме с пожелтевшими листами. Даже если связь с дальними родственниками потеряна пару десятилетий назад — разузнайте их имена, примерный возраст и города проживания, попробуйте найти их через справочные службы или социальные сети. Зачем? Во-первых, это интересно. А во-вторых, сопоставляя между собой рассказы разных людей об истории семьи (порой сбивчивые и обрывочные) — вы когда-нибудь непременно почувствуете радость ребенка, собравшего из непонятных и странных пазлов стройную картину.
Но этот момент наступит не сразу. Вы вступаете на интересный, но долгий и извилистый путь; здесь Вас подстерегают разные трудности и помехи. И главная помеха на пути исследователя генеалогии — это сам исследователь. Ведь трудно быть беспристрастным, когда речь идет о собственной родословной. Каждый из нас очень хочет найти элитарных или героических предков. В таком желании, конечно, нет ничего плохого… кроме одного. Это желание все время будет вас сбивать с пути познания семейной истории на путь создания семейной мифологии. Особенно — на этапе сбора и осмысления устных рассказов родственников. Конечно, мифология имеет целый ряд преимуществ. Она красива, увлекательна, дает желанные ответы на онтологические вопросы и вызывает живой интерес у слушателей. И вы вольны создавать семейную мифологию… но тогда мои дальнейшие советы пойдут во вред вашему делу. Советы я умею давать лишь про историю. И вот первый из них: не выискивайте у себя дворянские корни. Поверьте мне на слово — их у вас нет (кстати, у меня тоже). Если бы они у вас были, вы бы об этом твердо знали.
О чем же нужно расспрашивать старичков? Да обо всем. В рассказах пожилых людей интересны любые подробности, порой и не относящиеся к делу. Детали и бытовые зарисовки из прошлого дают почувствовать вкус нашей недавней истории (знание которой, как известно, очень помогает осмыслить наше настоящее). Но, чтобы начать архивные изыскания, нам понадобится некоторый необходимый минимум информации, который нужно обязательно получить от представителей старшего поколения. Наш путь, ведущий в глубину веков, должен начаться в определенной точке. Этой отправной точкой могут стать точные сведения о месте и времени рождения вашего предка. Желательно — до революции 1917 года. Потому что логика учета населения была примерно одинаковой на протяжении последних двух столетий существования Российской империи. Поняв эту логику, вы сможете самостоятельно найти сведения о десяти и более поколениях ваших предков.
А логика была такая. Службы записи актов гражданского состояния в Российской империи не существовало. Потому что записывать было нечего. Не было никаких актов гражданского состояния. Были Таинства Крещения и Брака, был обряд погребения. И регистрировались эти события в приходской церкви, в специальных книгах, которые назывались метрическими. Метрические книги — главный источник информации для любителя генеалогии. Но не только крещение, венчание и погребение регистрировались церковнослужителями. Ежегодно, во время Великого поста, составлялись посемейные списки всех прихожан церкви — так называемые «исповедные» или «духовные росписи». Фактически — это были списки всех жителей окрестных населенных пунктов (как сказали бы сейчас, «прикрепленного населения»). Не включались в них лишь представители других вероисповеданий. Зато включались, «отдельной графой», старообрядцы и сектанты (их религиозные чаяния не признавались вероисповеданием, по крайней мере — до 1905 года). Атеистов и агностиков статистика Российской империи не знала вовсе. Таким образом, все русское население определенной территории заносилось в эти приходские «переписи». Главной целью их составления были отметки о том, приступал ли прихожанин к Таинствам Исповеди и Причастия во время Святой Четыредесятницы. Уклонявшиеся (без уважительной причины) от участия в таинствах попадали под пристальное внимание духовной, а затем и гражданской власти.
История с фамилией
Но вернемся к нашей теме. Вы выяснили фамилию, имя и отчество, место и дореволюционную дату рождения вашего предка. Уточните, в каком регионе Российской Федерации находится интересующий вас населенный пункт. Архивные поиски Вам придется вести в столице этого региона, в областном архиве.
Для начала можно направить в архив запрос на подтверждение сведений о рождении вашего пращура. Такой запрос — стандартная юридическая процедура, его исполнение стоит пару сотен рублей. При подаче запроса обязательно попросите воспроизвести полный и дословный текст записи из метрической книги (иначе вы рискуете получить сильно «урезанный» вариант записи в формате современного свидетельства о рождении). Запрос может не дать результатов, если вы знаете время рождения вашего предка лишь очень приблизительно (в стандартной ситуации работник архива просмотрит метрические книги за указанный вами год, возможно — еще за два ближайших года, но не более того). Учтите, что люди из последнего предреволюционного поколения очень часто завышали свой возраст на несколько лет, и настоящий год их рождения может отличаться от указанного в паспорте и анкетах. Возможно, в этом случае вам придется прибегнуть к самостоятельному просмотру метрических книг.
Положительным результатом этого первого архивного поиска должна стать запись из метрической книги о рождении (крещении) ребенка. Из записи мы узнаем фамилию, имена и отчества родителей ребенка, их сословие, вероисповедание и место жительства (деревню или город). Точнее, не место жительства, а что-то вроде современного места прописки. Крестьяне были «прикреплены» к своей родной крестьянской общине, мещане «числились» за своим родным городом — хотя в реальности могли проживать далеко от этих мест (причем даже на протяжении нескольких поколений). Кроме того, в метрическую книгу записывались имена восприемников (крестных родителей) ребенка — и эта информация может оказаться ценной, поскольку восприемниками нередко становились близкие родственники.
Итак, теперь вы точно знаете «имена и звания» родителей, эти знания позволят вам безошибочно отличить семью ваших предков от других «похожих» семей. Забегая вперед, скажу, что этих знаний, как правило, бывает достаточно для генеалогических поисков — даже если вы не знаете фамилии нужной вам семьи.
Не удивляйтесь, при удачном продолжении вашей архивной работы вы довольно скоро столкнетесь и с такой проблемой. В губерниях Центральной России крестьяне не имели фамилий аж до середины XIX века (хотя в восточных и более «диких» областях Империи фамилии появились раньше). Но даже когда люди обзавелись фамилиями — это были не фамилии в современном понимании этого слова, а, скорее — деревенские прозвища. Фамилия одного и того же человека могла «варьироваться» от случая к случаю — по-разному писались и отдельные буквы, и целые слоги (например, мои дальние предки писалась то «Хмелевыми», то «Хмелиниными»). Одна и та же семья могла иметь «на выбор» две совсем непохожие фамилии (как другие мои предки, «Белозёровы, Кульдины тож»). Зять мог унаследовать фамилию тестя, внук — фамилию деда по матери, иной раз целая семья могла «подцепить» фамилию соседей по деревне (все это — тоже примеры из моей родословной). Но если вы точно знаете состав семьи, ее сословие и «место жительства», то сможете прослеживать ее генеалогию, вообще не обращая внимания на фамилии.
В глубь столетий
Итак, пробуем узнать полный состав семьи. Для этого нам понадобятся исповедные (духовные) росписи той же церкви, в которой вы нашли запись о крещении ребенка. Можно поискать эту же информацию в светских источниках — например, материалах всеобщей переписи населения 1897 года. Архивная удача вам улыбнулась — и вот вы знаете полный состав интересующей вас семьи: возраст родителей вашего предка, имена и возраст его братьев и сестер, а возможно — даже дедушки и бабушки.
Дальше нужно искать запись о бракосочетании родителей. Вычислите год рождения старшего ребенка в их семье и начинайте листать все записи о венчаниях, совершенных в этом году и ранее в той же приходской церкви. Бракосочетания тоже регистрировались в метрических книгах. Но были и другие, особые книги — «обыскные», или «книги брачных обысков». В такую книгу записывались все сведения, подтверждающие законность будущего брака — совершеннолетие супругов, согласие их родителей и др. В ней вы найдете много интересной информации, автографы грамотных членов семьи, и, что немаловажно — точный возраст и места крещения молодоженов. Как вы понимаете, знание точного места крещения (с названием конкретной церкви) — это залог успеха в дальнейшем архивном поиске.
Если вы не нашли обыскную книгу (а это, увы, случается довольно часто), то из обычной метрической книги вы узнаете возраст молодоженов, имена и «места жительства» их отцов. Сравните эти данные с теми сведениями, которые вы почерпнули из исповедных росписей. Не удивляйтесь, если предположительный год рождения человека, вычисленный по тем и по другим данным, не совпадает (такие расхождения в пределах нескольких лет — дело обычное). Выведите среднее арифметическое, либо же ориентируйтесь на данные записи о бракосочетании (как правило, они более точны). Теперь у вас есть сведения о месте и времени рождения каждого из родителей вашего предка. Начинайте все заново — поиск записей о рождении его отца и матери, о полном составе их семей, о бракосочетаниях их родителей.
Так вы потихоньку дойдете до 1858 года. Это важный рубеж, в этом году состоялась последняя из ревизий — регулярных переписей «налогооблагаемого» населения Империи. Ревизские сказки (документы, оставшиеся после проведенных ревизий) — это посемейные списки населения, этим они отдаленно похожи на исповедные росписи. Но содержат гораздо больше полезной информации.
Во-первых, в них указаны не только здравствующие члены семьи. Для тогдашней системы налогообложения покойники были живы до тех пор, пока очередная ревизия не зафиксирует их смерть, пусть даже наступившую на 10-15 лет ранее (вспомните сюжет «Мертвых душ» Гоголя!). И мы можем узнать из ревизских сказок некоторые имена уже умерших членов семьи и точные даты их смерти.
Во-вторых, в ревизских сказках есть информация о том, в каком населенном пункте числилась семья по данным прошлой ревизии. Это особенно ценно в тех случаях, когда семья меняла место жительства. Если в исповедных росписях разных лет люди могут появляться неизвестно откуда и исчезать неизвестно куда, то в ревизских сказках такое невозможно — все географические и социальные (межсословные) перемещения ваших предков будут внимательно отслежены.
В ревизиях XIX века не отслеживался лишь жизненный путь женщин, поскольку «души женского пола» не облагались налогом и не представляли большого интереса для статистики. Но в царствование Екатерины Великой ревизские сказки демонстрируют гендерное равенство и содержат информацию о том, из каких мест «взята» каждая упомянутая в них жена или вдова. Таким образом, ревизские сказки екатерининских времен могут заменить собой не только исповедные росписи, но и метрические книги с записями о бракосочетании (и это может оказаться очень кстати, поскольку сохранность метрических книг XVIII века хуже, чем документов последующего столетия).
Если вашими спутниками будут терпение и удача, то вы доберетесь в своих поисках до первой четверти XVIII века. На этом рубеже заканчиваются и ревизские сказки, и все книги «церковного учета населения». Вернее, хронологически они «начинаются» именно в это время, вводятся в обиход петровскими реформами. Есть шанс продвинуться еще на несколько десятилетий в глубь веков — благодаря книгам переписей населения отдельных частей России (эти книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве, как и большинство ревизских сказок первых трех ревизий). Но XVII век — это уже последний предел, дальше которого крестьянские и мещанские родословные проследить практически невозможно.
Для радости
Если вам показалось, что описанный мной алгоритм поиска предков легок и увлекателен — это впечатление ошибочно и вас ждет некоторое разочарование после начала самостоятельных исследований. Эти исследования — дело долгое и нудное. Конечно, можно пойти по другому пути, и «заказать» свою родословную за деньги. Чуть дешевле и эффективнее эту работу выполнит какой-нибудь любитель генеалогии, проживающий в том городе, где расположен нужный вам архив. Таких любителей находят на генеалогических форумах либо непосредственно в читальном зале архива (где они проводят значительную часть жизни). Можно в частном порядке договориться с одним из работников архива. Но, выбрав этот вариант поиска, вы понесете большие материальные расходы, будете лишены удовольствия творчески участвовать в исследовании и дышать столетней архивной пылью.
Получив весь массив устных и архивных сведений о истории своей семьи, вы вольны распорядиться ими по вашему усмотрению: построить родословное древо в одной из специальных компьютерных программ, написать книгу о своих предках, искать дальнюю-предальнюю родню на родоведческих форумах, делиться своими знаниями во время семейных застолий… Можно делать что угодно — если это доставляет пользу и радость вам и окружающим людям. Радость и живой интерес должны быть главным мотивом генеалогических штудий.
Если это занятие вызывает искренний интерес у вас, то это чувство обязательно передастся и вашим детям. Если, конечно, вы не станете давить на чувство долга детей, на их обязанность «культурно возрастать» и прочие абстрактные категории — этим можно отбить интерес даже к такому увлекательному и субъективно значимому делу, как изучение истории рода.