На сайте любого регионального отделения ВФС или клуба единоборств обязательно присутствует страничка «История самбо». Это такой занимательный формат, который открывает для непосвященных читателей (такие еще встречаются) наш вид спорта. А для писателей — огромный простор для творчества. Кто-то цитирует стихи Саади, кто-то углубляется в исторические реалии, кто-то пытается осмыслить идею самбо в духе восточного единоборства или, наоборот, обнаружить идейные корни самбо в традиционной русской культуре. Литературные формы, которые приобретает история самбо, вышедшая из-под пера энтузиастов (а иногда и весьма дотошных исследователей), бесконечны. Тут можно обнаружить и мини-шедевры, напоминающие традиционные летописные своды, и сухие строчки хронографа, и философские трактаты, и увлекательные очерки. Подчас даже возникает сомнение: а об одном ли виде спорта пишут авторы? Конечно, об одном — просто видение у каждого свое, иногда весьма оригинальное.
Внутри самбистской истории очень мало сюжетов, посвященных вузовскому спорту. Причина на поверхности — студенчество занимало раньше четыре-пять лет жизни, ну плюс еще три, если аспирантура. А спортивная карьера — это минимум десять в советские годы или 20 лет сейчас. И хорошо бы все это время иметь поддержку сильного клуба, а не заводить временную спортивную прописку в «Буревестнике». Однако история самбо неразрывно связана со студенчеством, а в 60-е именно студенты составляли костяк сборной. Более того, самбо появилось именно в студенческой среде.
Расскажем историю заново
Давайте попробуем взглянуть на историю самбо по-новому. Обычно ведь как говорится? Самбо возникло в «Динамо», которое было спортивным обществом Объединенного главного политического управления при Совете народных комиссаров СССР, ведомства, решавшего задачи борьбы со шпионажем, бандитизмом и «контрреволюцией». В качестве основного тезиса приводится история одного из учредителей общества «Динамо» Виктора Спиридонова, который в 1923 году организовал при «Динамо» секцию нападения и защиты. Развивая свою систему, Спиридонов написал три руководства, в названии которых присутствует словосочетание «самозащита без оружия». А в 1937 году в газете «Красный спорт» вышла статья, где рассказывалось о спортсменах общества «Динамо», которые занимаются по «системе самозащиты без оружия „самбо“».
Таким образом возник термин «самбо», который, кстати, получил официальное признание только в 1947 году (ему предшествовал харлампиевский вариант «борьба вольного стиля»). К счастью, спиридоновские пособия сохранились, и мы можем увидеть, что представляет собой придуманная и разработанная им система. Харлампиев опирался на идею полицейского джиу-джитсу, впервые представленного широкой публике знаменитым «дядей Ваней», цирковым борцом и инструктором по тяжелой атлетике Иваном Лебедевым (1879–1950). Смысл той, изначальной «самозащиты без оружия» сводился к аресту вооруженного преступника, а потому харлампиевская система включала в себя широкий набор всевозможных блоков, фиксирующих захватов, обездвиживающих болевых, приемов конвоирования. Уже в те годы у специалистов в области единоборств было понимание, что милицейская самозащита не может существовать в качестве спортивного поединка, хотя попытки предпринимались. Неслучайно некоторые историки единоборств предпочитают говорить, что Харлампиев придумал отдельную ветвь единоборств, которая имеет больше сходства с современным айкидо, чем с современным самбо, и называют ее «САМОЗ» (как, собственно, предлагал ее автор).
А вот базовый набор приемов, которые сегодня используют самбисты, был разработан группой студентов и аспирантов Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) под руководством Василия Ощепкова, бывшего сотрудника отдела агентурной разведки 5-й армии РККА. Василий Ощепков начал работу в качестве преподавателя ГЦОЛИФК (тогда ГЦИФК) на кафедре защиты и нападения в 1929 году; среди его воспитанников — Николай Галковский, Андрей Будзинский, Анатолий Харлампиев, Борис Сагателян, Иван Васильев, Роман Школьников. Многие наверняка помнят, что Ощепков был выпускником японского Кодокана, где и овладел дзюдо на уровне второго дана. Команда Ощепкова сначала продвигала бренд «дзюдо», которое, впрочем, было весьма далеко от классического дзюдо, придуманного Дзигоро Кано. Ощепковское «дзюдо вольного стиля» возникло как результат творческого поиска и синтеза множества всевозможных стилей и видов борьбы. Такая исследовательская работа — это важное утверждение — могла осуществляться только на базе профильного учреждения.
Заметим также, что своего рода лабораторию по поиску и синтезу параллельно пробовал организовать и Харлампиев. Он настоятельно просил учеников принимать участие в разработке приемов. Более того, ученики Харлампиева обкатывали свои навыки в «боевой» обстановке, то есть при задержаниях преступников. Однако найти следы харлампиевской системы в современном самбо весьма непросто. Возможно, его авторству можно приписать некоторые болевые приемы, в частности т. н. «узлы» на локтевой сустав.
Получается, самбо возникло в ГЦОЛИФК. Разумеется, это несколько упрощенная картина, поскольку ведомственных или иных барьеров, мешающих обменам между сотрудниками ГЦОЛИФК и сотрудниками НКВД (в 1934 году ОГПУ вошло в состав новой структуры, получившей название Народный комиссариат внутренних дел), не существовало. Более того, на самом первом чемпионате 1939 года (спустя десять лет после начала работы над системой) динамовцы принимали участие наравне с командой ГЦОЛИФК и добились впечатляющих результатов. Константин Коберидзе в полутяжелом весе занял первое место, а Константин Баев и Епифан Тарасов завоевали серебро. Правда, все они были «классиками». Андрей Будзинский на этом чемпионате представлял команду Центрального дома Красной армии (где до ареста инструктором работал сам Ощепков). Честь вузовского спорта защищали ученик Романа Школьникова Константин Накельский и Хома Бездоля (Государственный институт физической культуры Харькова), Хорен Чибичьян и В. Сидоров (ГЦОЛИФК).
На чемпионате следующего года за ГЦОЛИФК выступали тот же Хорен Чибичьян, Шота Эсебуа, Н. Суслов. Кроме команд «Динамо», ГИФКУ, ГЦОЛИФК на первом чемпионате призерами отлично выступили спортсмены ленинградского ДСО «Водник», где работал Иван Васильев.
Вполне логичная картина. Группа единомышленников, сплотившаяся вокруг Василия Ощепкова, в 30-е годы XX века разработала систему борьбы в одежде, которая сначала называлась «дзюдо», затем — «дзюдо вольного стиля», потом — «борьба вольного стиля», а после войны — самбо. Термин «самбо» был придуман в лаборатории Анатолия Харлампиева.
Судьбы авторов этой системы в дальнейшем сложились по-разному. Василий Ощепков, арестованный как «японский шпион», погиб в 1937 году в тюрьме. Николай Галковский, близкий сподвижник Ощепкова, написал первое пособие по новой системе, а позднее переключился на олимпийскую вольную борьбу. Роман Школьников вернулся в родной Харьков и создал там сильную секцию самбо на базе местного института физкультуры. Иван Васильев основал школу питерского самбо, Лев Турин тренировал в Подмосковье, Анатолий Харлампиев развивал самбо в Москве. Важно понимать, что именно выпускники ГЦОЛИФК, разъехавшиеся по территории нашей страны, стали первыми тренерами самбо.
Под крыльями «Буревестника»
Довоенный и послевоенный периоды в истории самбо сильно отличаются. 30-е годы были временем наращивания страной военных мускулов, периодом милитаризованного сознания. Главными героями кинофильмов, книг и театральных постановок стали красавцы-военные: летчики, пехотинцы, танкисты. Однако прошедшая страшная война изменила общественный дискурс: главной ценностью стала мирная жизнь, люди стремились вернуться к гражданским профессиям и занятиям. Одним из последствий войны стала безотцовщина, породившая высокий уровень подростковой преступности. Для многих «военных» детей общественные и спортивные организации заменили тепло и уют семьи. Секции самбо стали клубами по социализации трудных подростков, а нетрудных тогда нужно было еще поискать.
При этом ключевыми игроками в области спорта стали добровольные спортивные общества (ДСО), которые начали возникать еще в 20–30-е годы, но окончательно оформились в значимые структуры только после войны. Коллективы ДСО формировались по отраслевому принципу. Так, ДСО «Крылья Советов» объединяло работников авиапромышленности, ДСО «Динамо» — сотрудников ОГПУ-НКВД и членов их семей, ДСО «Спартак» — работников артелей промышленной кооперации (а затем превратилось в ДСО профсоюзов) и т. д. Одним из крупных ДСО послевоенного времени стал «Буревестник», организованный в 1955 году для проведения физкультурной и спортивной работы среди студентов и преподавательского состава высших учебных заведений. Впрочем, стоит оговориться, что в «Буревестник» вошли не все вузы (например, не вошел МИФИ).
Каждое ДСО обычно специализировалось на одном или нескольких видах спорта. Довоенное самбо сначала развивалось в «Крыльях Советов», а в 1945-м было передано в «Динамо». Соответственно, старшим тренером по самбо в «Крылышках» (1935–1945), а затем «Динамо» (1945–1952) работал Анатолий Харлампиев. Чемпионаты СССР с третьего по шестой (1947–1950), по сути, были внутренними чемпионатами «Динамо». Однако в 1950 году в «Динамо» начал работать Владлен Андреев, которому удалось организовать сильный чемпионат МВД и потеснить Харлампиева. Этот пикантный сюжет стал причиной бурного развития студенческого самбо.
В 1952 году Харлампиев пришел в Московский энергетический институт (МЭИ) и начал практически с нуля строить свою команду в студенческом сообществе. Его тренировки пользовались популярностью, поскольку за ним уже закрепилась слава «основателя самбо». Да и педагогом, судя по отзывам, он был превосходным. Воспитанники Харлампиева, студенты МЭИ начали показывать результаты на соревнованиях. Вадим Избеков, Альфред Каращук, Юрий Заболоцкий стали финалистами чемпионата СССР 1958 года. В начале 60-х Каращук дважды завоевывал титул чемпиона Европы по дзюдо.
В начале 50-х начал свою тренерскую деятельность и Евгений Чумаков, выпускник ГЦОЛИФК, один из первых и, пожалуй, самый известный ученик Харлампиева. Увлекшись систематикой знаний о самбо, он организовал секцию самбо при спортивном клубе института физкультуры (СКИФ), где воспитал плеяду выдающихся спортсменов: Олега Степанова, Евгения Глориозова, Анатолия Юдина, Илью Ципурского, Виталия Дарашкевича. Все они начали выступать, будучи студентами, и стали чемпионами СССР, представляя общество «Буревестник».
Уже на десятом чемпионате СССР в Риге (1955) лидерство динамовцев было поставлено под сомнение, а на 11-м (Ленинград, 1956) представители «Буревестника» оказались вне конкуренции. Значительную помощь московским студентам оказали их коллеги из Тбилиси: Сергей Габараев, Бато Тедеев, Лаврентий Кациашвили. Правда, стоит уточнить, что это были «вольники». (Некоторые выступили по самбо лишь по одному разу.) На 12-м чемпионате СССР (Минск, 1958) представители «Буревестника» стали победителями в шести из восьми весовых категорий, в четырех категориях завоевали серебро, в двух — бронзу. До 1963 года самбисты «Буревестника» были вне конкуренции.
В 1957 году двум ведущим самбистским секциям — общества «Динамо» и «Буревестник» было предложено провести клубные состязания с венгерскими дзюдоистами. Эту своего рода проверку на готовность участвовать в турнирах по дзюдо самбисты выдержали достойно. Команда «Буревестника» выиграла свой матч с общим счетом 12:0. По итогам обеих встреч было принято решение развивать дзюдо в СССР, а сильнейшие самбисты (Анатолий Юдин, Олег Степанов, как, впрочем, и главный тренер Владлен Андреев) перешли в новый вид спорта.
Успешные выступления спортсменов «Буревестника» на чемпионатах страны и международных турнирах способствовали дальнейшему распространению самбо в вузах. Так, один из сильнейших самбистов, тяжеловес, выпускник ГЦОЛИФК Генрих Шульц, который совершенствовал свое мастерство под руководством Чумакова, в 1956 году открыл секцию самбо в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Учеником Шульца был четырехкратный чемпион СССР Кирилл Романовский, который после завершения соревновательной карьеры перешел на работу в МИФИ. Секция в Московском инженерно-физическом институте была создана еще в 50-е; в 1967 году студент МИФИ Владимир Соколов стал бронзовым призером чемпионата СССР, а выпускник Николай Новиков — чемпионом.
50–60-е, а также начало 70-х были временем, когда самбо гармонично вписывалось в студенческую жизнь. Спортсмены того периода находили время и возможность совмещать самбо, учебу и научную деятельность. В качестве примера можно привести доктора технических наук, автора 250 печатных трудов и 180 изобретений в лесопромышленной отрасли и машиностроении Илью Шегельмана, который одновременно стал основателем школы самбо в Петрозаводске (на базе ПетрГУ) и возглавил региональное отделение ВФС.
Именно в 50–60-е закладывался фундамент той невероятной по силе и духу корпоративной дружбы самбистов, который и сегодня отличает самбо от других видов спорта. Ведь студенчество — это время надежд, оптимизма, веры в себя и окружающих людей. И эти чувства до сих пор связывают множество самбистов — уже завершивших спортивную карьеру и еще выступающих.
Вместо послесловия
Однако в середине 70-х солнце студенческого самбо начинает постепенно закатываться. Причина проста: началась гонка спортивных достижений. Руководители образованного в 1968 году Спортивного комитета СССР все чаще спускали «вниз» директивы о необходимости обеспечения «подготовки высококвалифицированных спортсменов» для участия в чемпионатах мира и других международных соревнованиях. В этих условиях от студента потребовалась большая результативность и, как следствие, большая отдача, чем он мог себе позволить без потерь для образования. С целью укрепления студенческого спорта была произведена реформа. ДСО «Буревестник» (вместе с рядом других ДСО) было реорганизовано во Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСО), а на его месте был создан ЦСК «Буревестник» (1987). Однако ожидаемого эффекта реформа не принесла…
Тем не менее «буревестники» 70-х выступали на высоком уровне. Можно вспомнить яркие победы четырехкратного чемпиона мира по самбо, шестикратного чемпиона СССР (в 1983 году чемпионат был частью программы Спартакиады народов СССР), выпускника Дальневосточного государственного технического университета Александра Аксенова. Его земляк и одновузовец Аркадий Бузин побеждал на чемпионатах СССР четырежды. Отличными борцами зарекомендовали себя Валерий Пашкин из Оренбурга и Минзагит Багаутдинов из Челябинска. Трехкратным чемпионом СССР, чемпионом Европы стал Виктор Астахов.
Сегодня студенческое самбо медленно возрождается после длительного периода спортивного затишья. Заинтересованные стороны — тренеры, вузовские работники, представители Российского студенческого спортивного союза — ищут наиболее приемлемые формы развития видов спорта (понятно, что спортсмен-студент не может конкурировать с выпускником ДЮСШ, который начал специализироваться в детском возрасте). Одна из актуальных идей — создание студенческих лиг. Сможет ли самбо восстановить позиции в вузах? Время покажет.