Предложения покинуть организацию звучали и прежде. Нынешняя инициатива – уже третья за чуть более чем десятилетнюю историю членства России в ВТО. На фоне острого конфликта и ведения полномасштабной экономической войны очередную попытку продавить ранее неприемлемое решение не назовешь чем-то удивительным. Тем более, что появились новые основания. На фоне волны санкций и ограничений ряд стран (США, ЕС, Япония и др.) объявили о приостановке своих обязательств в рамках ВТО по отношению к России. Следствием станет повышение импортных пошлин и вытеснение российских товаров с рынков этих стран. Стоит ли в ответ хлопать дверью и лишать себя того, о чем договаривались 18 лет и чем уже более 10 лет активно пользуемся? Вопрос риторический…
Покинуть ВТО несложно. Достаточно выйти из Марракешского соглашения (о создании ВТО) и всех многосторонних соглашений, в которых участвует страна, через шесть месяцев после передачи генеральному директору ВТО письменного уведомления о соответствующих намерениях. Вместе с тем возникают закономерные вопросы: есть ли объективные основания для выхода, и что в таком случае получит/потеряет Россия?
Аргументы «за»
В пояснительной записке к законопроекту в качестве аргумента в пользу выхода из организации указывается лишь, что с 2014 года Россия подвергается усиливающемуся санкционному давлению со стороны недружественных государств и это, дескать, обесценивает выгоды от вступления в ВТО. Примечательно, что в законопроекте никак не упоминается, что недавно это недружественные страны объявили о намерении приостановить режим наибольшего благоприятствования по отношению к России, что, в отличие от санкций, непосредственно касается деятельности ВТО.
По логике авторов инициативы, покинуть организацию необходимо, чтобы тем самым осудить действия недружественных государств, «противоречащие фундаментальным принципам ВТО», а также для «проведения протекционистской политики». При этом из вида упускается ряд стратегических выгод России от членства в организации. Например, возможность оспаривать дискриминационные меры со стороны других членов ВТО или влиять на формирование новых правил торговли, в которых мировое сообщество усиленно нуждается. В результате пояснительная записка не дает ответа на вопрос: почему, покинув ВТО, России станет проще отстаивать свои национальные интересы? Что, в общем, и неудивительно, поскольку найти этот ответ вряд ли возможно.
Аргументы «против»
Самое главное, что нужно держать в уме: выход из ВТО ухудшит торговые отношения не только с «коллективным Западом», но и с другими странами, в первую очередь с Китаем. Доля стран, не вводивших ограничения после 24 февраля, составляет примерно половину российского экспорта. Но для более объективной оценки целесообразно исключить из расчетов топливно-энергетические товары. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, эти товары, как правило, не подвергаются торговым ограничениям, поэтому отказ от режима наибольшего благоприятствования (РНБ) на них не повлияет, за исключением введения эмбарго. Во-вторых, российский экспорт энергоносителей существенно вырос в 2021 году в основном за счет роста их цены, а не наращивания поставок. Иначе говоря, в прошлом году около 56% российского экспорта пришлось на страны, которые не ввели санкции против РФ после 24 февраля 2022-го (по состоянию на 23 марта 2022 г.); а доля стран, не объявивших о намерениях приостановить РНБ по отношению к России, составляет более 60% экспорта в 2021 году. Тем самым выход из ВТО лишь помешает усилению кооперации и наращиванию торговли с дружественно настроенными странами, на которые приходится больше половины неэнергетического экспорта.
Ошибочно и предположение, что выход из ВТО развяжет Москве руки в вопросе повышения тарифов и использовании других подобных мер. Россия уже многие годы входит в интеграционное объединение (Таможенный союз, затем Евразийский экономический союз) и, стало быть, должна согласовывать торговую политику с прочими членами альянса. Другими словами, при желании вести широкомасштабную торговую войну России придется заручиться поддержкой своих партнеров по ЕАЭС, трое из которых являются членами ВТО и вряд ли обрадуются такой перспективе.
При этом нужно не забывать, что с 2014-го Россия использует формат контрсанкций в качестве ответных мер на западные ограничения. Формально они также не отвечают нормам ВТО, но за восемь лет никем не оспаривались (за исключением Украины, которая проиграла спор). Таким образом, России нет нужды выходить из ВТО для использования точечных протекционистских мер по отношению к недружественным странам.
В то же время выход из ВТО чреват потерей возможности оспаривать торговую политику третьих стран. Разрешение торговых споров – одна из важнейших функций ВТО, которой Москва успешно пользуется. Она поучаствовала в восьми спорах в качестве истца и в 11 – в качестве ответчика. В споре DS512 против Украины Россия смогла оправдать запрет украинского транзита в качестве меры защиты национальной безопасности; в спорах с ЕС по «энергокорректировкам» (DS494) и третьему энергопакету (DS476) получила от третейской группы подтверждение несоответствия европейских мер правилам ВТО. К сожалению, добиться отмены этих мер к настоящему моменту не удалось из-за коллапса Апелляционного органа ВТО, но надежда на скорое восстановление его работы по-прежнему остается.
Выход из ВТО лишит Россию возможности влиять на формирование новых многосторонних правил торговли. Эти правила создаются на основе консенсуса, что подразумевает учет интересов всех членов организации во время переговоров. С момента вступления Россия активно участвовала в переговорном процессе, отстаивая свои интересы.
В ВТО долгие годы не было заметного прогресса по формированию новых многосторонних правил торговли – за время существования организации удалось подписать лишь одно соглашение. Тем не менее с конца 2017-го отдельные члены ВТО активно работают над плюрилатеральными соглашениями (где участвуют не все члены организации) по таким актуальным вопросам, как электронная торговля, торговля, устойчивое развитие и т.д. За относительно короткий срок был достигнут существенный прогресс. Особенность этих соглашений в том, что в их разработке участвуют только те страны, которые в этом заинтересованы и готовы брать на себя обязательства. В настоящее время существует шесть рабочих групп, в каждой из которых участвует Москва. Другими словами, вместе с выходом из ВТО Россия потеряет рычаг влияния на формирование новых правил торговли для отстаивания своих национальных интересов на глобальной арене.
Каждый из приведенных выше аргументов является достаточным в пользу сохранения членства в ВТО. Несмотря на все кризисные проявления, ВТО остается важной площадкой продвижения своих интересов и сотрудничества России с остальным миром. В прошлом переговоры о вступлении России в организацию длились около 18 лет, поэтому прежде всего не стоит забывать, что «ломать – не строить».
Автор – заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ