«Я не сразу понял, что у меня остановилось сердце...»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Николай ГЕРАСИМОВ. Комсомольская Правда. Москва
НАЧИНАЛ С КУКОЛ
Гаркалин болел так долго и так тяжело, что некоторым сейчас на ум придет сочувственное слово «отмучился». Очень яркий комедийный актер, за последние 15 лет он в принципе перенес множество ударов судьбы, включая смерть любимой жены… Несчастья со здоровьем начались у него буквально с момента появления на свет, в родильном доме: там он подхватил полиомиелит, от которого на всю жизнь сохранилась небольшая хромота. Родился он в 1954 году в Москве, но отец был из Тамбовской области, а мать - из Белоруссии (а в столице оба очутились, потому что помогали восстанавливать Москву после войны). Отношения их узаконены не были. В результате родители остались в Москве, а маленький Валерий отправился поправлять здоровье в деревушку под Минском - там он и провел детство. Потом родители всетаки поженились, и жизнь Валерия переменилась самым радикальным образом: теперь он жил в самом центре Москвы, напротив Андроникова монастыря. В мемуарах он рассказывал, что в школе самой большой его любовью стало кино: еще ребенком он умудрился посмотреть картину Клода Лелуша «Мужчина и женщина», которая произвела колоссальное впечатление. Когда он учился в восьмом классе, родители переехали в подмосковный городок Щелково - там был народный театр, и именно в этой самодеятельности Гаркалин сделал первые шаги как актер. Его, однако, не приняли ни в один театральный вуз, он отправился служить в армию, а по возвращении увидел объявление в газете: «Гнесинское музыкальное училище совместно с Московским театром кукол проводит набор студентов на обучение профессии актера театра кукол». Не успев опомниться, Гаркалин стал студентом. Работать с куклами ему очень понравилось. И через несколько лет вместе с другими выпускниками он создал в Кемерове театр «Люди и куклы», с которым объездил множество городов.
Потом был заочный актерско-режиссерский курс ГИТИСа и одновременно работа в Театре кукол Сергея Образцова. А потом он поставил с приятелем, только что принятым в Театр сатиры, спектакль по пьесе Славомира Мрожека «Контракт». Минималистичная постановка неожиданно понравилась, и сначала спектакль вошел в репертуар, а потом и Гаркалин - в труппу. Так в 35 лет его наконец-то настиг актерский успех - не в кукольном, а в «человеческом», причем прославленном на всю страну театре.
ОТ «ШИРЛИ-МЫРЛИ» ДО «ПРЕКРАСНОЙ НЯНИ»
Первая же роль в кино была главной, он сыграл ее в фильме Сергея Бодрова «Катала». Картину про шулера с чудовищной судьбой посмотрело огромное количество зрителей. А в 1995-м вышла картина, с которой Гаркалин будет ассоциироваться всегда - комедия Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Оценки ее всегда будут разниться: есть люди, которые «даже не смогли это досмотреть», но есть те, кто считает эту ленту самым недооцененным фильмом 90-х. Меньшов долго искал актера на главную роль (вернее, четыре роли братьев-близнецов, один из которых считает себя русским, второй - евреем, третий - цыганом, а четвертый и вовсе чернокожий). «Меньшов на эту роль попробовал уже чуть ли не половину всех имеющихся в наличии в Российской Федерации артистов мужеского пола», - писал Гаркалин. Но все же остановил выбор на Валерии Борисовиче. В его фильмографии было еще много ролей: «Женщин обижать не рекомендуется», «Ландыш серебристый», «Андерсен. Жизнь без любви»... Но еще больше было ролей в театре. И невероятное количество персонажей он сыграл в десятках сериалов - от «Участка» до «Моей прекрасной няни».
ДВА ИНФАРКТА ЗА ПОЛЧАСА
В 2008 году на гастролях в Литве ему стало плохо на сцене. Через несколько месяцев он рассказывал в одном из интервью: «Это просто курам на смех - два обширных инфаркта за полчаса, с клинической смертью посередине. Что меня напугало, так это внезапность. Я не догадывался, что эти страшные заболевания случаются так… Очнулся через три дня и только тогда понял, что у меня останавливалось сердце». Восстанавливаться ему помогала жена Екатерина, подарившая артисту дочь Нику (та, в свою очередь, осчастливила папу внуками Тимофеем и Катей). Они поехали в Париж, прекрасно проводили время, вот только жена начала резко худеть. «Столь очевидный симптом - резкое похудение - обязан был меня насторожить…» - сетовал он в автобиографической книге, которую так и назвал - «Катенька». Оказалось, что это рак. Она угасла стремительно. И это стало для него колоссальным потрясением. Еще одна беда, преследовавшая его много лет, - алкоголь. В мемуарах он рассказывает об этом максимально откровенно, действительно как на исповеди. Бывало, что он срывался, уходил в страшные штопоры, но каждый раз находил в себе силы вернуться к работе. И, наконец, COVID-19. 5 октября его доставили в «Коммунарку», и с тех пор не проходило недели, чтобы не появлялись новые тревожные сообщения. Но опять-таки он боролся за жизнь, и ровно полтора месяца сохранялась надежда на то, что все какнибудь обойдется. Увы. Не обошлось...
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.