Ягодный сбой
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Елена Балаян, Ксения Набаткина, Евгения Перцева. Известия
Чем закончится конфликт вокруг пунктов выдачи Wildberries
К московскому офису Wildberries 14 марта пришли недовольные партнёры компании, которые владеют пунктами выдачи заказов. Как выяснилось, они не согласны с новыми штрафами со стороны маркетплейса - по мнению собравшихся, компания перекладывает на них издержки за брак и подмену товаров. В Wildberries обратили внимание на то, что публично недовольство выразили лишь 0,1% партнёров, и упрекнули их в выборе "нецивилизованных форм диалога". Введение штрафов в компании назвали оправданным шагом и объяснили борьбой с мошенничеством - подменами при возврате товаров. В соцсетях вскоре появились сообщения о возможной забастовке пунктов выдачи, однако юристы рекомендуют предпринимателям воздержаться от этого шага и решать проблему в суде. Вечером 14 марта прокуратура Московской области сообщила, что собирается проверить сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries.
Скандал вокруг одного из крупнейших российских маркетплейсов Wildberries набирал обороты с конца минувшей недели и к 14 марта достиг апогея - к офису компании в Москве пришли около 30 владельцев и менеджеров пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Накануне недовольные предприниматели и сотрудники компании создали чат в Telegram, который назвали "Mega Бунт".
По состоянию на вечер 14 марта в нём было зарегистрировано более 9 тыс. участников. Впрочем, распознать среди них реальных партнёров компании невозможно.
Недовольство, как выяснилось, вызвали изменения в политике маркетплейса. Они коснулись пунктов выдачи заказов - как работающих по франшизе, так и принадлежащих самой компании. Суть их в следующем: если покупатель возвращает товар в пункт выдачи, а он оказывается бракованным или если на каком-то этапе возврата происходит подмена товара (неважно - сделал это покупатель или сотрудник ПВЗ), Wildberries накладывает на владельца пункта штраф в размере 100% стоимости товара.
У некоторых ПВЗ начисленные санкции превысили полмиллиона рублей. При этом возможность оспорить списание в личном кабинете отсутствует, заявили "Известиям" предприниматели, собравшиеся у дверей московского офиса компании.
Так, владелец одного из ПВЗ Андрей Д. сообщил "Известиям", что уже три года работает с Wildberries. По его словам, за всё это время компания четыре раза понижала процент с продаж, который получали пункты выдачи, а недавно ввела коллективную ответственность за брак. Если товар приходит бракованный, с работников списывали 20% его стоимости. А около недели назад началось 100-процентное удержание якобы за подмену товара, рассказал Андрей Д.
- Это переполнило чашу нашего терпения. Ведь у людей приходят и дорогие товары, например айфоны. Отправляешь обратно - и получаешь удержание 80 тыс. рублей, - рассказал бизнесмен.
По каждому товару у работников есть видео, поскольку все ПВЗ "напичканы" камерами, однако их никто не принимает, говорит Андрей.
Кристина Махиня открыла пункт выдачи заказов в Москве чуть более года назад.
- Мы не знаем, сможем ли мы платить людям зарплату, удержания колоссальные. Мы и так не шиковали: процент вознаграждения снизился до 3%, а требования с каждым днём растут, - поделилась она.
"БЕЗ ЗАРПЛАТЫ НЕ РАБОТАЕМ"
Собравшиеся у офиса Wildberries обсуждали возможность прекращения работы. Подобные сообщения в течение дня появились и в соцсетях.
- Мы завтра откроемся, но хотели бы получить от компании обратную связь. Хотим понять, работать ли нам дальше или нет, - пояснила, например, Кристина Махиня.
Собравшихся у офиса внутрь так и не пустили. Тогда они вызвали полицию и вручили представителям правоохранительных органов около 20 заявлений. По словам полицейских, все они будут рассмотрены в установленном порядке.
"С нас удерживают крупные суммы в одностороннем порядке якобы за подмену товара, без возможности это оспорить. Мы хотим работать за деньги, а не за штрафы", - говорится в одном из заявлений (есть у "Известий").
В тот же вечер по инициативе Wildberries состоялась Zoom-конференция, в которой приняли участие около тысячи человек. По словам предпринимателей, представитель компании Елена Тимко рассказала об изменении условий оферты, о которых уже было известно. Было озвучено, что функционал для партнёров и сотрудников будут развивать, но конкретики, как утверждают некоторые участники мероприятия, не прозвучало.
Тем временем в Telegram появились фотографии, демонстрирующие, что часть ПВЗ в некоторых регионах решили закрыть. "Закрыто. Не работаем без зарплаты!" - такие объявления висят на дверях пунктов, которые, как утверждается, находятся в Комсомольскена-Амуре и Барнауле.
"ИЗ МУХИ СЛОНА"
"Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности. Пункты продолжают работу в стандартном режиме" - так происходящее прокомментировали в Wildberries. Ответственность за сложившуюся ситуацию компания возложила на "жёлтые Telegram-каналы", которые "раздули из мухи слона".
В московский офис пришли порядка 10-15 человек, но это лишь 0,1% от общего числа партнёров компании, добавили там. Кроме того, поскольку некоторые из пришедших не стали называть своих фамилий, у компании "нет уверенности, что это были действительно партнёры". Подмена товаров остаётся актуальной проблемой, а введённые санкции стали способом защитить продавцов, полагают в Wildberries.
- К сожалению, некоторые недобросовестные покупатели или менеджеры [пунктов выдачи] могут подменять товары - например, на дешёвые аналоги или товары без маркировки. Чтобы этого не происходило, менеджеры при возврате товара должны их проверять. Поэтому мы ввели дополнительную защиту наших продавцов от подмен. Ожидаем, что благодаря этим мерам доля мошенничеств снизится в несколько раз, - заявили в пресс-службе маркетплейса.
Компания находится на связи с партнёрами, но не с теми, которые "выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса".
С такими "сотрудничество может быть приостановлено в целях безопасности", говорится в ответе.
В РАМКАХ ЗАКОНА
Wildberries пытается навязать контрагентам невыгодные условия договоров, пользуясь своей популярностью, считает глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.
- Сфера интернет-торговли, в отличие от розничной торговли продовольственными товарами, не имеет специального регулирования по этому вопросу, - сказал эксперт. - Это позволяет маркетплейсу проводить такую политику в отношении поставщиков и пунктов выдачи, оставаясь при этом в рамках закона.
Однако те методы, которые пострадавшие предприниматели выбрали для защиты своих прав, по мнению организации, не совсем корректны. К примеру, ст. 428 Гражднского кодекса ("Договор присоединения") позволяет им в судебном порядке изменить невыгодные или обременительные, по их мнению, условия и добиться полной компенсации убытков.
Взаимоотношения между пунктами выдачи Wildberries и самой компанией строятся на основании заключённых между ними гражданско-правовых договоров, отметил "Известиям" соучредитель юридической компа ни и a.t.Legal Николай Титов.
Собственники пунктов могут в судебном порядке оспорить новые условия, в том числе по мотивам невозможности влиять на изменение параметров. Требования со стороны нескольких пунктов выдачи могут быть изложены в коллективном иске, заметил юрист. Тогда как отстаивание своих прав иными методам и может обернуться неблагоприятными последствиями - например, за остановкой работы могут последовать штрафы со стороны контрагента.
ПОПАЛИ НА РАССМОТРЕНИЕ
В Минпромторге сообщили: за последнее время в министерство поступило несколько обращений по проблемным вопросам ведения бизнеса владельцами пунктов выдачи заказов Wildberries.
- Все эти обращения находятся у нас на рассмотрении. Мы также направим в маркетплейс запрос, чтобы выяснить причины возникновения таких проблем и возможные пути их устранения в короткий срок, - уточнили в пресс-службе ведомства. - Повестка заседания комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле находится в проработке, проведение мероприятия запланировано в ближайшее время.
Между тем прокуратура Московской области собирается проверить сведения о нарушении трудовых прав работников интернет-магазина Wildberries. Она изучит порядок привлечения работников, выплаты им зарплат и начисления штрафов. Такое поручение дала ведомству Генпрокуратура, сообщил 14 марта её официальный Telegram-канал.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.