Сегодняшние выпускники школ — это дети, не только выросшие и воспитанные, но и родившиеся уже в новом столетии. Ну и каковы они, дети XXI века? Отличаются ли чем-то от детей лихих 90-х, перестроечных 80-х, застойных 70-х?
Взрослые люди склонны идеализировать свое прошлое, обрушиваясь на новое, якобы отбившееся от рук поколение. Не вчера это началось. «Наша земля приходит в упадок; взяточничество и коррупция процветают; дети перестают слушаться родителей; каждый хочет написать книгу, и конец света уже близок». Написано как будто сегодня. Между тем — это папирус Присса, первая половина третьего тысячелетия до н.э. Воистину: «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотрите, вот это новое», но это уже было в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не остается памяти у тех, кто будет после нас».
А это уже Экклезиаст — тоже из глубины веков. Вывод очевиден — коль скоро человечество до сих пор справлялось со своими кризисами, то почему отказать ему в такой возможности в современных условиях?
Вечная проблема отцов и детей обостряется в переходные эпохи, когда происходит частичный слом старой системы ценностей (полностью она неразрушаема), а новые реалии не вписываются в традиционные представления старших. Тогда на головы молодых обрушивается целый каскад обвинений: в нравственной глухоте, эгоизме, цинизме... Так, как правило, рассуждают те люди, которые не имеют непосредственных контактов с подростками, черпающие свои представления о новом поколении из СМИ, которые в целях повышения рейтинга передач склонны подавать в первую очередь жареные факты. Обычные, нормальные дети не становятся героями скандальных шоу. Но нравственные уроды были всегда, и судить по ним о поколении в целом несправедливо.
Не так давно известный писатель и журналист Дмитрий Быков (помимо прочего он преподает литературу в школе) в своем выступлении в Совете Федерации сделал очень любопытное заявление: «Я никогда не видел такого резкого и ничем не объясненного роста интеллекта и творческих способностей, как в поколении нынешних пятнадцати– двадцатилетних. Они все схватывают на лету, обладают феноменальной эмпатией и широчайшим спектром интересов, в них отсутствует стадность, и при этом показывают наивысшие результаты в условиях форс-мажоров и авралов». «Надо думать теперь, что с этим гениальным поколением делать, — обратился писатель с трибуны, — иначе весь этот потенциал может быть распылен и не реализован».
С некоторыми оговорками я согласен с позицией Быкова, который преподает в элитном лицее подросткам, которые действительно соответствуют описанным им характеристикам. Но и в массовой школе нормальных детей большинство. Но если без конца популяризировать низость и агрессию, то чего потом удивляться растущему в обществе уровню нетерпимости и взаимного неуважения.
Не могу согласиться и с обвинением нынешних молодых в избыточном прагматизме и отсутствии известной доли идеализма. Да, новое поколение на многое происходящее вокруг не смотрит через розовые очки. Но и они понимают, что не все на свете можно привязать к столбу пользы. Только что в нашей школе прошел праздник последнего звонка, который по традиции сорок второй год подряд завершается искрометным капустником, где скетчи, дивертисменты, песни и танцы воспроизводят школьную историю нынешних выпускников. Насколько мне известно, такая традиция сохраняется во многих школах. Но создание такого сложного шоу требует времени и сил. Стоит ли их тратить на школьный спектакль в период подготовки к серьезным экзаменам? Но от желающих принять участие в мероприятии нет отбоя, хотя это дело абсолютно добровольное. Почему? Да потому, что они сами создают себе праздник, который запомнится на всю оставшуюся жизнь.
Кроме того, репетиции — это психологическая и интеллектуальная разгрузка, снимающая предэкзаменационное напряжение, избавляющая от стресса. В итоге они все прилично сдают экзамены, поскольку избавлены от зажима и страха провала, что выгодно отличает их от упертых зубрилок, над которыми грозно нависают строгие родители и тревожные педагоги. Каждый год в это время я с нескрываемой радостью наблюдаю повторяющуюся картину: горящие глаза и предельная самоотдача юных актеров на сцене и сосредоточенная работа с экзаменационными материалами в зале тех, кто ожидает своего выхода. Но реальная жизнь не складывается из одних радостей.
Случилось так, что двое ребят из выпускных классов ушли из жизни. Согласитесь, пережить две смерти друзей на заре юности — серьезная психологическая травма. Но выпускники достойно справляются с этим тяжелым испытанием. Они периодически навещают родителей своих безвременно ушедших товарищей и в этот раз пригласили их на последний звонок. Камертоном к посвященной им сцене стали стихи В.А.Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
На экране фотографии, видеоролики походов, экспедиций, театральных постановок, где все они еще вместе. Звучит песня группы «Уматурман» «Проститься». Зал встает. Ну и кто после этого будет упрекать нынешних молодых в нравственной тупости? Данная печальная история — не единичный эпизод. Мне достоверно известно, что классы, где случилась подобная беда, спустя годы регулярно навещают родителей своих рано ушедших друзей.
Да, новое поколение значительно свободней, нежели мы. Они в большинстве своем не склонны все принимать на веру. В целом я отмечаю это как положительное качество. Но в этом проступает и серьезная проблема. В городе Упсале (старинная столица Швеции) над главной аудиторией университета, где всю жизнь проработал автор единой системы классификации растительного и животного мира Карл Линней, я увидел надпись: «Мыслить свободно — это много, но мыслить правильно — это больше». Серьезная мысль. Речь идет о дисциплине ума, которая должна служить защитой современного человека, живущего в условиях неопределенности и нарастающих информационных потоков.
Увы, бессчетное количество раз мы сегодня наблюдаем и на уроках, и в СМИ высказывания типа: а мне так кажется, это моя точка зрения, и я имею на нее право! Право-то ты, конечно, имеешь, но насколько твоя точка зрения опирается на достоверные факты и проверенные серьезной наукой теории? Тотальный скепсис и релятивизм подобно раковой опухоли разъедают мышление современного человека. Вне зависимости от возраста этой эпидемии подвержены и стар, и млад. Фейковые новости захлестывают информационное пространство, дезориентируя людей. На эти новые вызовы необходимо отвечать. И лучше прививать дисциплину мышления с младых ногтей, со школы.
Нет, не навязывать свою единственно верную точку зрения. Такой подход вызовет лишь отторжение. Молодые не приемлют диктата. Но их предстоит терпеливо учить отличать факты от мнений, обучать противодействию пропаганде и дезинформации, сравнивать разные источники информации, пользуясь наиболее надежными. Противостоять манипулированию способны лишь начитанные люди. Дисциплина мышления — это нечто вроде ремней безопасности в условиях зоны турбулентности, в которую попала современная цивилизация. Вот почему у меня отсутствует комплекс старческой неполноценности перед лицом новых поколений двадцать первого века. В их развитии мы по-прежнему играем серьезную роль.
Историк Семен Дубнов справедливо писал: «Есть нечто от вечного в долгой сознательной и активной жизни на протяжении ряда поколений — конечно, при условии сохранения молодости духа и чуткости ко всем явлениям дня. Такой человек видит динамику поколений, длинную цепь исторической эволюции, в которой он составляет звено, сам проходит целую полосу истории и сливается с целым веком в ней».