Как стало известно в понедельник, авиадиспетчеры нескольких российских аэропортов приняли решение о начале так называемой «итальянской забастовки» в ответ на задержание своих коллег из аэропорта «Внуково» после крушения самолета Falcon. «Итальянская забастовка» предполагает, что отныне диспетчеры будут работать строго по документам и тем правилам, которые обозначены в уставе, не учитывая фактически ежедневные реалии и тем более форс-мажорные обстоятельства. По мнению авиационных специалистов, все это может привести к многочисленным задержкам рейсов, большим финансовым потерям перевозчиков и даже коллапсу авиаперевозок.
К чему готовиться пассажирам? Прокомментировать сложившуюся ситуацию «МК» попросил президента Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергея Ковалева:
— На самом деле официально решения о начале «итальянской забастовки» не принималось, да и не могло быть принято. Скорее представители СМИ расценили слова многих диспетчеров как уже принятое решение. А мои коллеги действительно сейчас повсеместно заявляют, что работать будут исключительно и строго по правилам.
А как иначе, если условия, в которых вынуждены работать внуковские диспетчеры, сегодня сложились во многих аэропортах? Там такие же, подобные внуковским, локаторы обзорного поля, они так же ничего не видят в тумане. Именно поэтому рассуждения об «итальянской забастовке» со стороны работников нашей службы звучат все чаще. Люди заявляют, что будут работать исключительно по регламентирующим документам, чтобы не оказаться на скамье подсудимых.
— Вы считаете задержание внуковских диспетчеров необоснованным?
— Это абсолютно несправедливое решение. Особенно когда закон позволяет некоторым одиозным личностям жить в шикарных условиях, писать картины, снимать видеоклипы... Там почему-то следователи не опасаются, что кто-то сможет чинить препятствие следствию, чтобы помешать найти миллиарды бюджетных рублей. А тут вдруг мотивировка следующая: диспетчер может воспрепятствовать дальнейшему расследованию, оказать на кого-то воздействие, исправить или подделать доказательную базу...
— На ваш взгляд, такое невозможно?
— Учитывая, что диспетчер изначально работает в условиях, когда каждое его действие записывают видеокамеры и все это есть на жестком диске компьютера, который хранится у работодателя долгий период, а в случае происшествия следственные органы сразу изымают эти записи, то кто, кроме следователя, может добраться до этих доказательств? Да никто. Это невозможно. Поэтому повлиять на улики и следствие диспетчер не может никак. И если следствие действительно хочет разобраться в причинах случившегося по существу, подписки о невыезде было бы вполне достаточно.
Вот, допустим, крайний случай, когда наложили домашний арест на диспетчера-стажера, который управлял воздушным движением. Уверен, это сделано абсолютно неправильно. Да, в ту ночь полетами управлял диспетчер-стажер. И что? Специалист должен стажироваться — по одним книжкам диспетчером не становятся. Нужна практика минимум в течение полугода, чтобы успеть изучить все нюансы работы. Но ответственность в этот период за все, что делает стажер, несет диспетчер-инструктор. Так какая необходимость задерживать стажера?
Кроме того, накануне заседания суда по применению меры пресечения в отношении диспетчеров уже было объявлено заключение Межгосударственного авиационного комитета (МАК), где официально говорилось, что на момент занятия самолетом взлетно-посадочной полосы она была свободна: диспетчер занимать ее никому не разрешал. В докладе МАК так же прозвучало, что лишь через 14 секунд после начала пробега экипаж обнаружил (диспетчер этого тогда обнаружить не мог) выезжающую на полосу машину, и даже сумел распознать, что это за транспортное средство.
Диспетчер же, используя те неустойчивые средства обнаружения, которые у него есть на рабочем месте, не мог ни знать, ни уж тем более догадаться, что машина выедет на полосу. Этим средствам диспетчеры фактически никогда не верят и не пользуются ими.
— А экипаж мог успеть доложить диспетчеру о препятствии?
— Экипаж, обнаружив через 14 секунд эту автомашину, доложил о препятствии на полосе — на практике так всегда и бывает.
— Какие тут возможны были бы действия диспетчера?
— Он, не видя и не зная обстановку, мог лишь сказать: прекратите взлет. Это — обычная, нормальная реакция диспетчера. Но в той ситуации это уже помочь не могло. Напротив, привело бы к большему числу жертв. Водитель машины в этом случае точно бы погиб, так как в случае прекращения взлета произошло бы экстренное торможение самолета, и он наверняка лоб в лоб столкнулся бы со снегоуборочной машиной.
— Получается, летчик фактически спас жизнь водителю снегоуборщика...
— Да. Скорее всего, когда летчик увидел на полосе транспортное средство, он попытался оторваться от полосы еще до столкновения, однако ему чуть-чуть не хватило скорости. Но, подчеркиваю, останавливаться в этой ситуации было уже бесполезно. Уходить в сторону на такой скорости — глупо, в любом случае он либо зацепил бы машину, либо улетел в бетонный забор, как это было в «Домодедово». Так что действиями диспетчера в той ситуации предотвратить эту катастрофу было невозможно.
— Получается, во всем виновата плохая аппаратура. А она у нас такая только во «Внуково»?
— Нет. Во многих аэропортах. Но выясняться это стало почему-то лишь теперь — все разом вдруг об этом заговорили, как будто раньше ничего не знали. Я только вчера общался с коллегами из Новосибирска — у них идентичная ситуация с оборудованием. Они тоже в аналогичных погодных условиях ничего не видят на полосе. И точно так же у них пассивные и ложные метки появляются на экране. Вот потому теперь и пошли все эти разговоры про «итальянскую забастовку»...
Просто наши ребята по всей стране задумались: завтра каждый из нас может оказаться в подобной ситуации в качестве обвиняемого на скамье подсудимых.